УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II конфлікти УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков молодь Вселенський Патріархат монастирі та храми України церковна журналістика діаспора Католицька Церква церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика автокефалія постать у Церкві українська християнська культура Голодомор Церква і медицина педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Церква і влада церква і суспільство краєзнавство Президент Віктор Ющенко забобони секти Археологія та реставрація комуністи та Церква Мазепа шляхи єднання Доброчинність Священний Синод УПЦ милосердя вибори Києво-Печерська Лавра іконопис УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Когда наступит конец света? Беседа с протоиереем Сергием Ковалем



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова,  1- 15 мая 2008 г.

Пожалуй, в истории человечества не было эпохи, когда бы этот вопрос не волновал умы людей. И в наши дни бытует мнение, что конец света не так далек и мы живем в последние времена. Между тем в Священном Писании четко сказано: о дне и часе конца человеческой истории никто не знает, кроме Бога, и он закончится вторым пришествием Христа и Страшным Судом (Мф. 24). Для освящения ряда вопросов, связанных с этой темой, мы встретились с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Сергием Ковалем.

- Каковы признаки конца света?
- О признаках конца света нам говорит Священное Писание. Назову некоторые из них. Это проповедь Евангелия во всех уголках земли всем народам; умножение бедствий, в том числе и войн; охлаждение любви между людьми по причине умножения беззаконий; появление огромного количества лжепророков и лжехристов с целью прельстить многих людей, в том числе и избранных, различными знамениями и чудесами; ненависть к последователям Христа и, как следствие, соблазнение многих до такой степени, что они будут ненавидеть и предавать друг друга (Мф. 24; 4-42). Сам же Господь Иисус Христос обо всем этом говорит следующее: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет...» (Мф. 24; 6, 36, 42).
- В Священном Писании сказано, что перед вторым пришествием Христа воцарится антихрист...
- Да, в конце человеческой истории будет, скажем так, своеобразная предвыборная кампания по воцарению антихриста. И те, кто жаждет прихода именно антихриста, будут все делать для того, чтобы это было эффективно и успешно. Антихрист, как говорит нам Священное Писание, будет царствовать три с половиной года (Откр. 13; 5). Как три с половиной года Господь Иисус Христос проповедовал Благовестие, ведущее в Царство небесное и в жизнь вечную, так антихрист будет проповедовать свое учение, ведущее в место вечных мук. Многие люди при этом соблазнятся и посчитают антихриста богом и спасителем. Он всячески будет их улавливать в свои сети, обращая в своих адептов и создавая свою сатанинскую церковь. В это время святые пророки Илия и Енох будут проповедовать о Христе также три с половиной года (Откр. 11; 2), и тогда часть иудеев станет христианами (Ос. 3; 5, Откр. 3; 9). Те, кто не примет учение антихриста, будут запугиваться, преследоваться и уничтожаться.
Но всего этого не следует бояться, так как не в силе Бог, а в истине. Вспомним наших святых воинов Александра Невского, Димитрия Донского и Феодора Ушакова, жизнь которых является ярким свидетельством того, что, уповая на Христа, они всегда выходили победителями, даже если армия неприятеля значительно превосходила наши войска количественно. Человека, живущего верою во Христа, невозможно запугать, и сила физическая при этом ничего не решает.
Хочу обратить внимание: человек, живущий Христом, с нетерпением ждет встречи с Ним, а не с кем-то другим. Поэтому страстная увлеченность сегодня тех, кто считает себя христианами, приходом антихриста красноречиво свидетельствует, что Христос им не нужен. В таком случае какие они христиане? Следует всегда помнить, что история человечества заканчивается не царством антихриста, а именно вторым пришествием Христа и Страшным Судом, главой которого будет Спаситель (Откр. 21; 27). Следовательно, если все в руках Христа, то мы прежде всего должны взирать на Христа, иначе мы можем потерять Его в своей жизни из виду и, возможно, навсегда.

- Можно ли считать, что мы живем в последние времена?
- Полнота времен, включая начало и конец, наступила с момента первого пришествия Христа, так как с приходом Спасителя осуществились все надежды ветхозаветных пророков. Все истины, необходимые человеку для его спасения, были осуществлены с приходом в мир Христа. Он же в Откровении ясно говорит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22; 12-13). Именно Господь Иисус Христос является одновременно началом и концом всего, в том числе и времени. Все в мире Им начинается и все Им заканчивается. А антихрист - это всего лишь жалкий эпизод человеческой истории. И если мы со Христом - а это возможно, если мы живем, неуклонно выполняя Его заповеди при участии в Таинствах Святой Церкви, - то мы уже в Нем, как в начале и в конце, так как вся жизнь человека в этом случае протекает во Христе. А это значит, мы уже живем в последнем времени, мы уже достигли того, чего нам нужно было достичь.
С другой стороны, для каждого последнее время всегда наступает независимо от того, пришел антихрист или нет. Оно наступает с момента физической смерти человека, после чего он уже переходит в вечность. Таким образом, последние времена были всегда. И о настоящем времени мы можем говорить, как о последних временах.
- Как все это связано с вечностью?
- Святой апостол Иоанн Богослов уже в первом веке по Рождестве Христовом, упоминая об антихристе, говорил о последних временах в своих посланиях духовным чадам следующее: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2; 18).
Время в богословском понимании - это хронологическое пространство, в котором прошлого и будущего нет, а во всем есть Христос. Вечность же - это бесконечное настоящее мгновение времени, в котором человек, живущий во Христе и неуклонно исполняющий Его заповеди, находится постоянно. Поскольку началом и концом всего является Христос, то вне Христа для человека нет вечности. Творение мира доведено до совершенства именно во Христе: Альфа (Откр. 22; 12-13) - это творение мира в Нем, Омега - спасение и совершенство этого мира.
Антихрист же и ему подобные являются ворами времени, а значит вечности. Антихрист захочет, чтобы время отдавали ему, и будет стремиться украсть вечность у людей. Он совершит подмену вечных неизменных истин, чтобы таким образом переориентировать внимание людей со Христа на себя и прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24; 24). А такое время не может быть бессмертным: антихрист, как говорится в Откровении Нового Завета, не может дать бессмертия, его может дать только Христос.
- Как человек, живущий сегодня, может сделать свое время бессмертным?
- Следует всегда помнить, что именно каждое настоящее мгновение определяет качество жизни человека. Поэтому необходимо постоянно трезвиться и бодрствовать, так как никто не знает, какой срок ему отведен на земле (Мф. 25; 13-46). Задача же каждого христианина - обессмертить время, сделав его вечностью. А обессмертить его можно только теми вечными ценностями, которые дает Христос. Это прежде всего все добрые дела, свидетельствующие о неуклонном исполнении заповедей Спасителя. Недостаточно просто верить во Христа, нужно совершать и дела веры. Святой апостол Павел об этом нам ясно говорит, что вера сама по себе - без дел - мертва (Иак. 2; 10-26). Ярким примером правильного отношения ко времени для нас служат поступки святых людей, через которые уже при земной жизни многих из них просвечивала вечная жизнь, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Именно такое трезвое отношение ко времени делает его вечным.

Пожалуй, в истории человечества не было эпохи, когда бы это не волновало умы людей. Чтобы ответить на ряд вопросов, связанных с этой темой, мы встретились с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Сергием Ковалем.
- Как относиться к различным пророчествам о конце света, которых нет в Священном Писании, даже если это пророчества святых отцов?
- Очень осторожно. Господь Иисус Христос сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24; 36). У святых людей и подвижников благочестия есть пророчества, которые не сбылись. Например, у святого преподобного Калинника. Он говорил, что в 1992 году уже будет второе пришествие Христа. Но, как мы видим, этого не произошло. Поэтому, если Спаситель сказал, что Отец положил сроки конца света, то никто не должен дерзать пророчествовать о них.
К тому же, как говорится в Священном Писании, в последние времена пророчества прекратятся. Истинные подвижники будут стяжать благодать в любви и смирении, а не в пророчествах (1 Кор. 13; 8). А пророчествовать будут только Илия и Енох (Откр. 11; 2), так как не будет людей, которые бы могли это делать. Следует доверять святому Евангелию, в котором Сам Спаситель ясно предупредил жажду пророчеств и любопытство по поводу последних времен, потому что самое главное в жизни человека, желающего своего спасения, - это Христос.
- Должен ли человек бояться второго пришествия Господа Иисуса Христа?
- Христианин, ждущий и жаждущий пришествия Христа, конечно же, не должен этого бояться. Как можно бояться Того, Кого ты любишь и, следовательно, ждешь с нетерпением? В Откровении через святого апостола Иоанна Богослова Церковь утвердительно говорит, ожидая пришествия Спасителя: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22; 20).
Христос не нужен тем, у кого совесть нечиста. Поэтому они Его и не ждут, так как понимают, что рано или поздно придется давать ответ за все свои поступки, совершенные в жизни земной. Ведь сейчас многие знают, что есть возможность быть со Христом через Его Церковь, мистически являющуюся Телом Христовым. Более того: многие, являясь христианами, сознательно не хотят выполнять обязательства, данные Христу в Таинстве Крещения.
Важным является также и то, что сегодня Господь дает нам возможность причащаться Святых Христовых Таин (Тела и Крови Христовых) за Богослужением в храмах, чтобы укреплять свое единство со Христом, без Которого обрести бессмертие невозможно. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», - ясно говорит Господь в Евангелии (Ин. 6; 54). Это единение со Христом укрепляет в нас веру в Спасителя, вселяет надежду на спасение и помогает быть мужественными перед любыми силами зла.
Церковь же Христова, по обетованию Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18), - будет непобедима до скончания века при любых, даже тяжелейших для нее, обстоятельствах. Об этом писал, например, исследуя Откровение святого апостола Иоанна Богослова, святитель Филарет Московский. «Достойно примечания, что Тайновидец (Господь), изображая самые опасные времена для Церкви, представляет ее невредимой от опасностей, но чудесно сохраняемой, - пишет святитель. - Провидение так управляет ходом происшествий, что и земные учреждения споспешествуют миру или безопасности Церкви. Благодать Божия не отъемлется от Церкви и в самые опасные времена должна пребыть с нею неразлучна, даже до скончания века».
Поэтому человек, а тем более принявший Таинство Крещения, должен искать спасения исключительно в Церкви. И самое главное для христианина сегодня - не выпасть из церковной ограды и жить Христом, что и даст ему возможность каждое мгновение в предвкушении жизни вечной радостно утверждать: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22; 20).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.