УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 120 відвідувачів

Теги
діаспора церква і суспільство автокефалія милосердя розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство шляхи єднання молодь Церква і політика Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Вселенський Патріархат УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі секти іконопис Церква і влада Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра педагогіка вибори Патріарх Алексій II Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Церква і медицина УГКЦ постать у Церкві Ющенко Доброчинність Католицька Церква Голодомор Мазепа комуністи та Церква українська християнська культура конфлікти забобони церковна журналістика церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): «Велика бо польза от учения книжного...» День книгопечатания, издательства и книгораспространения в Украине



«Ваш шанс» (Сумы), Надежда Подоляка, 28.05.2008

Среди многочисленных майских праздников есть два особенных для нас - это День славянской письменности и культуры и День книгопечатания, издательства и распространения, отмечаемых друг за другом, - в том порядке, в котором к человеку и пришли письменность и книжная культура.

День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая, когда церковь и просвещенное славянское человечество чествует память Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Именно эти православные монахи, жившие в IX веке, создали на основе греческой славянскую азбуку, получившую название «кириллица». День книгопечатания, издательства и книго-распространения празднуется в Украине в последнее воскресенье мая. Этому дню мы и хотим посвятить небольшой экскурс в историю славянской книги вообще и книжного дела в нашем славном городе Сумы.

Мы, украинцы, можем гордиться: первая книга на территории Московского государства - выпущенный в 1574 году «Апостол» - по праву считается первой украинской книгой. И хотя памятник первопечатнику Ивану Федорову стоит в центре Москвы, большую часть своей жизни он провел во Львове, где и похоронен. А в начале XVII века, в те трудные для православных христиан времена, когда над ними нависла угроза уничтожения благодаря Брестской церковной унии 1596 года, типография была создана в Киево-Печерской Лавре (сейчас здесь Украинский государственный музей книги и книгопечатания). И легендарная «друкарня» стала не просто коммерческим или издательским предприятием, а церковно-просветительским и культурным учреждением, самым древним из подобных учреждений всей России. Типография стала надеждой и гордостью православного мира и в таком качестве просуществовала до 1917 года - но об этом позже.

Эх, полным-полна коробушка!

Так же, как и первые рукописные, первые печатные издания были исключительно религиозно-нравственного характера. Не было во всей империи ни одного паломника, который, посетив Киев, не купил бы в обители что-нибудь «памятное». Это могла быть и очень дорогая книга, и скромная иконка либо копеечная открытка с видом Лавры. Считалось доброю традицией из паломничеств к монастырям и храмам принести в подарок родным и близким хотя бы одну книгу. Таким образом благочестивые прихожане становились и первыми книгораспространителями. Уже позднее, к середине XIX века, ими стали так называемые «рашевцы», которые ходили по городам и селам и разносили разную домашнюю утварь и книги в том числе.

А вообще главным источником распространения книг до начала ХХ века были базары и ярмарки. В Сумах в середине XIX века таковых было три: Троицкая, Александровская и Введенская. Последняя была самой доходной и самой масштабной, она проводилась в ноябре и длилась до 25 дней.

Торговцы книгами - «коробейники», часто на собственный страх и риск, брали у издателей товар в долг. Книги и иконы в их берестяных коробках прекрасно уживались с мелким галантерейным товаром: «ленты, булавки, иголки, тесьма - все, чтоб свести кавалера с ума!» Самыми популярными изданиями для малопросвещенного населения империи, кроме евангелий и молитвенников, была «лубочная литература». Чаще всего это были картинки с подписями, литографированные (то есть оттиснутые на бумаге изображения, вырезанные сперва на камне), черно-белые или разрисованные от руки и отражающие, как правило, эпизоды русской истории, какие-то нововведения (например, строительство железных дорог) или военные действия, а также сюжеты легенд и сказок.

Введение в 1865 году в России Временных правил о печати нанесло удар по ярмарочным торговцам книгами. Теперь им следовало иметь платное свидетельство на право торговли, получить которое было непросто, и торговать можно было только разрешенными цензурой изданиями. За продажу недозволенных книг строго карали. Постепенно книжная торговля приобретает новый характер: появляются стационарные магазины и книжные «лавки».

«Сослужить делу народного образования»

Потребность в книге росла, особенно с появлением и расширением сети учебных заведений. Харьковское губернское земство «для успешной постановки школьного дела» открыло в Сумах отделение губернского Центрального книжного склада. Выгода существенная: книги покупались непосредственно у издателя. «Служа школьному делу своевременною и дешевою доставкою книг и учебных пособий, губернский земский склад призван сослужить делу народного образования еще более великую службу и прийти на помощь своевременному требованию школы... приучать ребенка к сознательному пониманию грамоты, развивать в нем любовь к книге, другими словами, охоту к чтению. Необходимым подспорьем здесь являются школьные библиотеки, общедоступность хорошей и полезной книги. А хорошая, толково составленная народная библиотека требует больших материальных затрат. Ее-то и должен заменить центральный книжный склад своими отделениями в уездах».

В конце XIX - начале ХХ века книжная торговля была в Сумах довольно развита. Только на улице Соборной было несколько писчебумажных магазинов. Наиболее процветающим торговцем считался И.Г.Ильченко. Его магазин помещался в доме купца Прядкина. Современники вспоминали: «К началу занятий в учебных заведениях здесь было многолюдно. Ильченко стремился монополизировать торговлю учебниками всех видов... Часто, заключая договор с издательством на поставку учебников и других книг, Ильченко обуславливал, чтобы на переплете или в другом месте было напечатано название его фирмы...»

В книжный магазин Ильченко ежедневно поступали газеты «Русское слово», «Русские ведомости», «Киевская мысль», «Южный край», «Сумской вестник», «Польская газета» и др.; журналы «Огонек», «Солнце России», «Весь мир», «Журнал для хозяек», «Женское дело», «Век», «Всемирный юмор», «Всемирная панорама», «Театр и искусство», «Жало», «Стрекоза», «Геркулес», «Фарс» и другие. Кроме Ильченко, в городе торговлю книгами производили в магазинах: Ренье; книжных и писчебумажных материалов Удовиченко; магазине Михайлова.

«Золотой» запас республики

В 1917 году, в то самое время, когда многовековые устои и культурные ценности огромного государства разрушились на глазах изумленного человечества, Печерской лаврской типографии исполнялось 300 лет. Церковный собор успел наградить старейшую типографию почетной грамотой. В ней описывались славные деяния прошлых времен и выражалась надежда, что и в будущем «друкарня», как и триста предшествующих лет на одном и том же месте под благодатной сенью Святой Лавры, будет сеять «разумное, доброе, вечное». Однако с окончательным установлением советской власти типографию, как и все остальное, национализировали и вывели из подчинения Обители. Новые власти повели решительное наступление на религию. На типографском оборудовании и в здании, выстроенном за счет Обители, была напечатана книга «Що таке Лаврська друкарня та кому вона служила». В ней высмеивалась «дурманна та ганебна роля друкарні у житті тогочасного суспільства». «Радянська влада використала техніку старої лаврської друкарні, поповнивши її. Друкарня стоїть на старому місці... Але тепер це вже не джерело темряви й морального пригнічення мас...»

Иную форму приобрела книжная торговля и в Сумах. Частные издательства закрылись, работали партийные и кооперативные. Все права на издания и их распространение, как и запасы бумаги, переходят в управление Государственного издательства (Госиздата) Украины, которое в период 1919-1930 гг находилось в Харькове.

В Сумах открывается агентство Госиздата Украины, в задачи которого входит распространение его изданий на территории бывшего уезда. Размещалось оно в центральной части города, в так называемом Доме профсоюзов по ул. Шевченко. Занимало три комнаты: в двух книжный и писчебумажный магазины, в третьей - контора.

Из акта обследования агентства в 1923 году следовало: «Учет книжного имущества ведется по карточкам, книги расценены в золоте и продаются по официальному курсу. Стоимость продаваемых книг в чеках обозначается в совзнаках и в золоте. Товарная книжка прошнурована и ведется аккуратно. Имеется несгораемая касса. Штат сотрудников Сумского агентства состоит из 6 человек».

На самом деле сегодня в архивах можно проследить интересную особенность того времени: кассир делает записи в кассовой книге карандашом, а потом переписывает чернилами, имеются поправки красными чернилами... Нигде не ставится подпись получателя о получении червонцев. Проверить, кому отданы червонцы, когда и по какому курсу, было невозможно...

По итогам обследования агентства в 1927 году наметилась еще одна проблема: затоваривание. Слишком большое количество изданий, не имея покупательского спроса, быстро превращалось в макулатуру.

В Сумах в 20-е годы, кроме книжного магазина Сумского агентства Госиздата Украины, существовали магазин местной газеты «Плуг и молот», контрагентство «Пролетарий» и книжный магазин Сумского райсоюза. Торговали книгами и киоски общества «Долой безграмотность!». При окрисполкоме находился книжный склад, который распределял учебники по всем учебным заведениям Сумского округа.

С 80-х и по сегодня

Еще 25-20 лет назад центральным книжным магазином в Сумах был «Буревестник» (на нынешней Соборной). Работали магазины «Техническая книга», «Книги Украины» (на проспекте К.Маркса, теперь Шевченко), «Прометей» (на нынешней Петропавловской), «Букинист» (на Терезова), «Военная книга» и «Эврика» (на ул. Харьковской). Кроме них существовали мелкие книготоргующие лавочки, а при каждом предприятии Сум были общества книголюбов, которые распространяли литературу через киоски или частным образом. Демократизация жизни общества в конце 80-х позволила впервые в советской издательской практике осуществить эксперимент по формированию издательского репертуара в соответствии со спросом, дабы ликвидировать вечный книжный дефицит.

Сегодня на сумском книжном рынке дефицита нет. Много книготоргующих палаток, лавок, раскладушек. Работают магазины «Буква», «Книголюб», магазин клуба «Фолио».

Современная электронная техника в корне изменила системы переработки текстовой информации. Появились электронные библиотеки, аудиокниги. Но все же и в XXI веке добрая старая книга не утратила для нас ни своего значения, ни своей прелести. Поэтому в этот праздничный день поздравляем всех, кто имеет отношение к созданию и распространению Книги.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.