УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
УГКЦ постать у Церкві Доброчинність Церква і політика Священний Синод УПЦ діаспора вибори забобони церква та політика Католицька Церква педагогіка Вселенський Патріархат Церква і медицина Патріарх Алексій II Голодомор комуністи та Церква автокефалія церква і суспільство УПЦ КП церковна журналістика милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні конфлікти Президент Віктор Ющенко Ющенко шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України українська християнська культура молодь іконопис Церква і влада секти Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація Мазепа Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






«Репортер» (Одесса): Виктор Савченко: Эпоха Екатерины Второй, Павла Первого, Александра Первого - это эпоха определенной культурной революции, и здесь огромную роль сыграли масоны и масонские организации



«Репортер» (Одесса), 13.05.08

Сегодня мы говорим о масонских знаках. Масоны и масонство до сих пор окружены легендами. Было бы странно, если бы с таким городом, как Одесса, не было связано ни одной истории с участием масонов. Разумеется, это не так. Масоны оставили в истории нашего города заметный след. Сегодня наш гость - кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Савченко. А разговор пойдет о масонах в истории Одессы.

«Репортер»: У вас есть книга «Масонская Одесса». Там вы пишете, что у истоков нашего города стояли масоны. Это кто? Дерибас? Герцог де Ришелье? Михаил Семенович Воронцов? Как это отразилось на жизни и на развитии города?

Виктор Савченко: Действительно, долгое время наша историческая наука не подходила к этому интересному, на мой взгляд, вопросу. Это соотношение масонской практики, строительства городов и развития Российской империи или других каких-то государств. Кстати, сейчас я работаю над книгой «Украина масонская», которая должна выйти в августе.

Интересно, что в процессе работы над книгой «Одесса масонская» я вышел на парадоксальные моменты - о так называемой культурной революции, которую мы проспали и о которой не знаем сейчас. Это во время Екатерины II, Павла I, это Александровская эпоха. И здесь огромную роль сыграли масоны и масонские организации. Они создали тип русского интеллигента Александровской эпохи. Ничего нет удивительного, что масоны Российской империи избрали юг России, потому что это была новая земля, новый свет, где можно было строить что-то новое. В масонской идеологии есть такая парадоксальная идея, что новое можно построить или на новом месте, или полностью разрушив старое. То есть ни в коем случаи нельзя делать перестройку, перекраску. Масоны уже тогда понимали, что на старом месте ничего хорошего не будет.

Масоны стремились создать очаги света. Они хотели изменить мир. Все создатели Одессы - и Ланжерон, и Деволан, и Дерибас - встретились при осаде Измаила, всех их собрал Александр Суворов, тоже масон.

Интересно, что за пару лет до создания Одессы было создано мощное государство - США, совершенно на новом месте. Кстати, и крепость, которая находилась на Хаджибее, называлась «Эни-Дунья», в дословном переводе - «Новый свет».

«Р»: Если я не ошибаюсь, Одесса была построена по масонскому обряду: разбивка центральной части города, улицы пересекают друг друга.

В.С.: Это не столько масонский, сколько античный обряд. Об этом очень хорошо пишет в своих книгах профессор Андрей Добролюбский. Он доказал, что градостроители Одессы наследовали принципы античной архитектуры. Но для масонов конца XVIII - начала XIX века античность была вторая библия. Они стремились подражать античности, и стиль классицизм, который утвердился тогда, был продолжением идеи масонской разумности мира, не только живого, но и мертвого. Можно сказать, что масонство - это мощная философская система, которая воздействует на подсознание человека, иной раз совершенно парадоксальными способами: с помощью архитектуры, садов. Интересен еще и такой факт: одесситы, проходя по центру города, ощущают, как гармонизируется их сознание, их отношение. А когда они находятся где-то в хаосе, у них расщепляется сознание и они ищут, куда спрятаться от такой архитектуры.

«Р»: А в чем проявляется гармоничность старой части города?

В.С.: Во-первых, интересен тот факт, что создатели Одессы были масоны высших степеней, они стремились создать и город будущего, и какой-то определенный центр. И в каком-то месте, которое формировалось только как порт, - это торговый момент, - здесь создаются улицы очень широкие, создаются театры, которых в других местах нет. Изначально город формируется как столица юга, хотя мы знаем, что Одессе была уготована очень жалкая судьба. Это был город губернского подчинения.

В центре города масоны обычно ставят храмы - или католические, или православные. В данном случае Соборная площадь, на мой взгляд, - это центр Одессы, с которого все начиналось. Если посмотреть на Соборную площадь сверху, мы увидим пентаграмму - такой пятиугольник. Пятиугольная звезда - один из главных символов масонства, это символ духовности.

Огромное значение у масонов имели понятия света и солнца. Иногда масоны называют себя сынами солнца. И городские улицы были созданы так, чтобы солнце постоянно проходило через эти улицы и освещало всех жителей. Одесса была очень удачно построена - рационально, практично. Масоны пытались придать городу определенную привлекательность. Первый проект Ришелье - это так называемая новая Франция. Он пытался собрать всех французов, которые так или иначе были обижены Великой французской революцией, и создать здесь идеальный город. Но на первых порах, при Екатерине II, ему это не удалось, - она была очень подозрительной женщиной, запрещала на Украине создавать университет. В чем смысл конфликта масонов и Екатерины? Масоны стояли перед проблемой самоорганизации общества. Екатерина понимала, к чему это может привести - к ликвидации монархии.

«Р»: Масоны оставили много знаков в нашем городе? Что это за знаки, где их можно увидеть, хоть некоторые из них?

В.С.: Не много, но несколько явных знаков есть. Одесса разрушается, и постепенно разрушаются дома - носители этих знаков. Такие знаки были на доме на Екатерининской площади, на доме Гогели по улице Щепкина, но уже нет этих домов, только современники XIX века это записали. На сегодняшний день есть перевернутая красная звезда на памятнике Пушкина. Изучая фотографии и гравюры конца XIX века, я пришел к выводу, что эта звезда повреждена. На ней была еще одна звезда, бронзового цвета, и в сочетании с красной основой - это пламенеющая звезда.

Я делаю в своих книгах предположение, что Потемкинская лестница - творение не только инженерии, это творение духа и очень мощный символ масонского естества Одессы. На эту лестницу было израсходовано огромное количество средств, а куда она вела? В море? Ее целесообразность была нулевая. Все говорят, что Воронцов хотел сделать подарок своей жене, но подарки за 2 миллиона золотых рублей обычно делаются по-другому. Зато если посмотреть на лестницу с Морвокзала, то лестница видится как усеченная пирамида. И что наверху у этой пирамиды? Образ идеального человека, Дюка.

Лестница Якова - один из главных символов масонства - символ труда над собой. Цель масонства - не только изменить мир, самое главное - изменить себя. Это огромный волевой труд, который предполагает определенные ступени развития. Масонство - это, на мой взгляд, определенная дидактика воспитания.

«Р»: Масонство - это философия, объединение людей?

В.С.: Скорее всего, это определенный план изменения общества, - во всяком случае, такой был в XVIII-XIX веках. Мы можем сказать, что многие масонские организации не только вели философские беседы, но и реально действовали по изменению мира, людей. Кого мы ни возьмем из лидеров масонства - и Бакунина, и Керенского - все они, казалось бы, разные совершенно люди, но их объединяла определенная вера. Масоны постоянно подчеркивают, что их движение не является религией, но присутствует вера. Вера в то, что человека можно изменить, природу можно изменить и направить на благо человека. Масоны выступали за виртуальный мир, за тот, который будет, они пытались его прогнозировать.

«Р»: «Франкмасон» переводится как «вольный каменщик». Что стало предпосылками для появления масонства?

В.С.: О движении вообще существует масса легенд. Оно крайне мифологизировано. Часть мифов говорит о том, что масонство возникло во времена первого храма. Масоны - это строители. А строительство и архитектура требовали хороших знаний. Ну, а цех каменщиков и архитекторов - он был крайне замкнутым.

Масонство, которое мы имеем на сегодняшний день, появилось на рубеже XVI-XVII веков в Шотландии и Англии как объединение каменщиков, рыцарей и аристократов. Масонство пытается ликвидировать грань социальных препон и дать возможность общаться людям из совершенно разных социальных слоев. В одной ложе мог находиться наследник британского престола и каменщик.

«Р»: Сегодня есть масонские ложи?

В.С.: Масонские ложи есть практически во всех демократических странах. Наиболее процветающее масонство сейчас существует в Румынии.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.