УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 95 відвідувачів

Теги
діаспора УПЦ КП постать у Церкві Церква і політика секти Католицька Церква церковна журналістика УГКЦ комуністи та Церква Доброчинність Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори Священний Синод УПЦ автокефалія забобони Ющенко церква та політика Патріарх Алексій II Голодомор Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра шляхи єднання педагогіка українська християнська культура Церква і влада Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Мазепа розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі молодь Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Вселенський Патріархат милосердя краєзнавство іконопис конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Комментарии» (Украина): УПЦ МП приблизилась к точке невозвращения



«Комментарии» (Украина), Юрий Вишневский, 22.05.2008

Главная забота Владимира Сабодана сейчас - обеспечить преемственность своего курса

 Кратко курс предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата Владимира можно сформулировать таким образом: быть независимым от Русской православной церкви ровно настолько, насколько удастся сохранить те преимущества, которые дает единство с РПЦ. Причем под преимуществами подразумевается, прежде всего, не пресловутая каноничность, а поддержка в противостоянии с Украинской греко-католической церковью.


КОГДА «ГРЕКИ» ХУЖЕ «РИМЛЯН»


Об этой церкви митрополит Владимир говорит резче, чем о какой-либо другой: «Невзирая на то что многие эксперты отмечают определенные позитивные тенденции в жизни УГКЦ, официальный диалог между нашими церквами в настоящее время, к сожалению, еще невозможен». И в противостоянии с нею он союзник РПЦ и Кремля, даже если это разводит его и украинские власти по разные стороны баррикад. «Примером неуважительного отношения государства к православным, их религиозным убеждениям и чувствам стал приезд в Украину ныне покойного понтифика Иоанна Павла II, - заявляет предстоятель УПЦ МП, - а также необоснованное пастырской целесообразностью перенесение из Львова в столицу Украины златоглавый Киев административного центра униатов - сугубо регионального явления Западной Украины».


Примечательно, что к деятельности Римско-католической церкви в Украине Владимир претензий не имеет, а отношения с ней называет «стабильными и доброжелательными». По его словам, «епископы Римско-католической церкви в Украине стремятся поддерживать постоянные контакты со священноначалием канонической Украинской православной церкви... положительно на православно-католические отношения влияют и визиты в нашу страну главы папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, последняя встреча которого с высшим священноначалием нашей церкви имела место в декабре 2007 года». Такая разница в отношениях объясняется просто: римско-католическое духовенство, как отмечает сам предстоятель УПЦ, «традиционно духовно опекает польскую общину в Украине», а это вряд ли может быть поводом для претензий со стороны православных иерархов. В то же время УГКЦ работает в первую очередь с украинским населением и оказывается таким образом прямым конкурентом УПЦ МП. Приезд Иоанна Павла II в Украину тоже воспринимался бы спокойно, если бы тот встречался только со своей польской паствой, а не выступал перед огромным количеством народа.


Кто знает, какую позицию в вопросе об автокефалии УПЦ занимал бы Владимир, если бы украинские власти оказались его союзниками в противоборстве с греко-католиками. Но в имеющихся реалиях он предпочитает не лишаться союзника в лице РПЦ и не поднимать вопрос о независимости своей церкви. «Само же государство, заявляющее о своем желании иметь единую Украинскую православную церковь, стыдится в своих законодательных нормативных актах именовать себя православным, стесняется отметить особенную роль православия в собственном становлении и тысячелетнем процессе созидания государственности в Украине. Для того чтобы в Украинской православной церкви, у всей ее полноты, вызрело желание обрести столь желаемый государством статус, необходимо, по крайней мере, законодательно утвердить особый статус православия в Украине, - утверждает Владимир. - Государство должно сказать: «Я - православное». Сам предстоятель наверняка прекрасно понимает, что выдвигает заведомо невыполнимое условие.


ЧРЕЗМЕРНОСТЬ НАКАЗУЕМА


В том, что большинство храмов на Галичине, принадлежавших православным, были захвачены греко-католиками, Владимир обвиняет своего предшественника на посту предстоятеля УПЦ МП, нынешнего патриарха УПЦ КП Филарета. И «филаретовский путь» он воспринимает как капитуляцию перед УГКЦ. Но, с другой стороны, единство с Московским патриархатом для Владимира - лишь востребованное в данный момент средство, но не непреходящая ценность. Поэтому он смог стать для своей церкви лоцманом, ведущим ее по некой «срединной линии» между радикально антимосковским и промосковским курсами. И насколько он не допускает антимосковского крена - настолько же пытается препятствовать промосковскому.


Впрочем, его успехи в этом деле пока что слишком скромны, чтобы говорить о безоговорочной победе. Но некоторые тактические преимущества все же получены. В частности, 8 мая синод УПЦ МП на заседании в резиденции Владимира в Киево-Печерской лавре освободил от должности председателя учебного комитета церкви митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, которую тот занимал почти 13 лет - с 27 августа 1995 года. Агафангел считается одним из самых ярых и притом деятельных приверженцев промосковского курса УПЦ МП, а также возможным претендентом на клобук митрополита Киевского и всея Украины). Лишение его поста церковного «министра образования» может вызвать не только кадровые перестановки в руководстве учебных заведений УПЦ МП, но, что не менее важно, в их преподавательской политике. Самое болезненное для Агафангела то, что у него отобрали контроль (по крайней мере, формальный) над Одесской духовной семинарией, ректором которой он был в 1967-1975 и 1993-1998 годах.


Это не первый удар по митрополиту Одесскому и Измаильскому. 21 декабря прошлого года архиерейский собор УПЦ МП осудил деятельность опекаемого Агафангелом «Союза православных граждан Украины» (СПГУ) во главе с Валерием Кауровым. Эта организация обнародовала ряд заявлений с прямой критикой священноначалия церкви. В справке для участников собора отмечались «настойчивые и все учащающиеся заявления В. Каурова и его организации, что в случае не только предоставления УПЦ канонической автокефалии, но даже автономии, СПГУ пойдет на открытое неподчинение священноначалию УПЦ и будет призывать к тому же всех верующих».
18 апреля текущего года синод УПЦ МП, рассмотрев обращение Каурова, расценил его «как знак его примирения с Церковью», но в то же время порекомендовал сменить название СПГУ на такое, которое бы отображало общественный, а не церковный характер союза. 16 мая руководящий орган СПГУ назначил на 30 мая съезд, на котором эта организация должна быть переименована во Всеукраинское общественное объединение «Единое Отечество». После этого покровительство Агафангела будет означать уже не содействие православному движению, а поддержку структуры (притом маргинальной), занимающейся политической деятельностью.


СВЕЖАЯ КРОВЬ


Конечно, имидж «гонимого» может сделать из Агафангела лидера внутренней оппозиции в УПЦ МП. В 1991-1992 годах, при Филарете, он уже пережил период административных санкций и сумел выйти из него на лучшие позиции, чем имел прежде. Но Владимир, похоже, заботится и о том, чтобы уменьшить вес промосковского крыла своей церкви, а значит и шансы Агафангела возглавить УПЦ МП.


Техническую возможность для этого открывают естественные процессы расширения и обновления состава епископов церкви. Едва ли не на каждом заседании синода принимаются решения о разделении епархий (так, 8 мая из Черкасской епархии была выделена Уманская епархия). Это вполне целесообразно с точки зрения интересов развития церкви: по церковным канонам, епископ должен объездить за год всю вверенную ему территорию, но как он может это сделать, если число общин в ней перевалило за полтысячи? Однако последние назначения позволяют сделать, пусть и осторожные, выводы о том, что новые епископы не усиливают промосковское крыло УПЦ МП. В то же время известные представители этого крыла уходят в заштат. Например, на том же заседании синода 8 мая освобожден от управления и отправлен на покой в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий, известный как непримиримый противник автокефалии УПЦ.


Еще год-два такой политики - и можно будет говорить о том, что УПЦ МП прошла точку невозвращения, то есть курс Сабодана будет сохранен независимо от того, кто займет его место. Однако пути Господни неисповедимы.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.