УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 86 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Доброчинність комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ педагогіка Президент Віктор Ющенко вибори Церква і політика монастирі та храми України Церква і медицина іконопис 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра молодь Ющенко краєзнавство УПЦ КП діаспора церква і суспільство розкол в Україні Церква і влада Мазепа Священний Синод УПЦ автокефалія конфлікти секти постать у Церкві Вселенський Патріархат милосердя українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика шляхи єднання забобони Голодомор Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Публичные люди» (Украина): Легенда. Папа. Рыцарь свободы



«Публичные люди» (Украина), Марина Журавлева, №6 2008 

Жизнь этого человека была полна испытаний, аскезы и самоотречения. Но вряд ли в истории церкви найдется кто-либо более свободный, чем он.

    ЛОЛУСЬ


 

    Кароль Йозеф Войтыла появился на свет во вторник, 18 мая 1920 года, в маленьком местечке Вадовицы на юге Польши. Ему едва исполнилось девять, когда в возрасте сорока пяти лет умерла его мать.

    На улице, где Кароль проводил все свободное время, его звали по прозвищу, придуманному матерью, - Лолусь. Именно так до самой смерти обращались к нему во время частных встреч в Ватикане несколько ближайших друзей. Понтифик до последних дней поддерживал отношения с друзьями молодости. «Он так и остался тайной для меня, - признавался его приятель Ежи Клугер. - Особенно его преданность церкви. Странно и удивительно наблюдать, когда понтифик начинал молиться: через пять минут он как будто не видел ничего вокруг».

    Мать верила в будущее сына и всегда говорила подруге-соседке: «Вот увидишь, мой Лолусь станет большим человеком». В доме Войтыл всегда царила религиозная атмосфера, на стенах висели святые образа, а в гостиной находился алтарик, у которого по утрам молилась вся семья. По вечерам и в воскресенье отец или мать читали вслух Библию, что в те времена было в Галиции редкостью. Отец был строг с сыном, и, когда уже после смерти матери Лолусь прислуживал в церкви у алтаря, Войтыла-старший следил, чтобы сын делал это должным образом. Мальчик был крещен военным капелланом в часовне вадовицкой церкви. Крестным отцом будущего Папы стал один из свояков его матери, Йозеф Кучмерчик, крестной матерью - сестра Эмилии, Мария Вядровска. В приходской книге было записано по-латыни: Baptisatus est Carolus Josephus. По странному стечению обстоятельств, в книге, где отмечаются все прошедшие священные действа, для Кароля Войтылы была отведена целая страница. То есть после его крещения лист остался пустым, а следующие записи продолжались на другом листе. Так, по прошествии многих лет, священники отмечали все события, происшедшие с Каролем Войтылой.

 

    ОДИНОЧЕСТВО

 

    Испытания подстерегали Кароля с первых лет жизни: смерть матери, сестры, старшего брата, отца - родные ушли один за другим, а молодому человеку не исполнилось и 20. Эти семейные утраты сформировали Войтылу как личность. Потом он скажет, что самое страшное одиночество испытал после смерти отца.

    После окончания школы Кароль вместе с отцом переехал в Краков и поступил в университет, где начал изучать философию и филологию. Он проучился там всего два года, однако университетская атмосфера оказала большое влияние на будущего Папу. В 18 лет Кароль принимает активное участие в деятельности театрального кружка, посещает занятия по риторике и пишет стихи.

    Осенью 1939 года Польшу оккупировали гитлеровские войска. Еще некоторое время он продолжал учиться в университете, но надо было помогать больному отцу, и Кароль поступает рабочим на каменный карьер в Закшовеке близ Кракова. В это же время он работает в подпольной организации, укрывающей краковских евреев и переправляющей их в другие страны. Работа для интеллигентного юноши была не из легких: огромные каменные глыбы откалывались от скал с помощью динамита, а затем перевозились в вагонах узкоколейки на фабрику, находившуюся в  Фалецком Бору - промышленном районе Кракова. Войтыла проработал на фабрике четыре года. Отец Кароля умер в феврале 1941-го. Пытаясь хоть как-то притупить боль одиночества, юноша много читает. Выбор книг для чтения у него эклектичен: произведения по философии, истории и социологии, сочинения Достоевского и Рильке. Уже тогда он свободно владел четырьмя языками, поэтому читал книги в оригинале.

    Большинство рабочих относились к Каролю с уважением и восхищением. Они называли его «студентом» либо «нашим маленьким священником» и часто позволяли ему отдохнуть, говоря: «Ты уже достаточно сегодня поработал - отдохни, почитай, съешь что-нибудь».

    В октябре 1942 года Кароль поступил на курсы при богословском факультете Ягеллонского университета. Эти курсы, в нарушение гитлеровских приказов о прекращении религиозного образования, вел краковский архиепископ, кардинал Адам Сапега. Спустя два года Кароль Войтыла стал семинаристом.

 

    «ПО АБСОЛЮТНО ДОБРОЙ ВОЛЕ»

 

    13 октября 1946 года кардинал Сапега посвятил Войтылу в сан субдиакона, а через неделю - диакона. В тот же день, 20 октября, Войтыла формально попросил о проведении таинства посвящения, подтвердив под присягой, что он полностью осознает обязанности, которые берет на себя, и делает это «по абсолютно доброй воле».

    Свою первую мессу Кароль Войтыла отслужил в склепе святого Леонарда в Вавельском кафедральном соборе среди саркофагов польских королей и национальных героев. Потом Кароль отслужил три тихие мессы за упокой душ матери, отца и брата. В 1948 году он защитил дипломную работу на тему «Вопрос о вере у св. Иоанна Креста».

    Вернувшись в Польшу, около года он провел в местечке Неговице, где был помощником настоятеля. Потом уехал в Краков, в приход св. Флорианa - здесь ему пришлось работать главным образом с университетской молодежью. В 1953 году отец Кароль Войтыла начал преподавать этику и моральную теологию сначала на богословском факультете Ягеллонского университета, а затем в Католическом университете в Люблине. 50-е годы отмечены в жизни будущего Папы напряженной научной деятельностью: за это время он написал более 300 статей, главным образом по христианской этике. В 36 лет Кароль Войтыла стал профессором в Институте этики в Люблине. Это не мешало ему заниматься спортом, путешествовать, общаться с друзьями. Сообщение о том, что Папа Пий XII возводит его в епископское достоинство, застало Войтылу в байдарочном походе!

    В июле 1958 года в возрасте 38 лет он стал самым молодым епископом в истории Польши.

 

    Президент США Джордж Буш назвал его Рыцарем Свободы.

 

    «Уверен, что роль Иоанна Павла II в истории, его духовное и политическое наследие будут по достоинству оценены человечеством»

    (Владимир Путин)

 

    «Мы никогда не забудем о том, что он поддерживал угнетенные народы, в том числе палестинцев»

    (генеральный секретарь Лиги арабских государств Амра Муса)

 

     «Иоанн Павел II был человеком мира, другом еврейского народа, признававшим право евреев на землю Израиля. Он немало сделал для исторического примирения между иудаизмом и христианством. Именно благодаря его усилиям Ватикан признал государство Израиль и установил с ним дипломатические отношения в конце 1993 года»

    (премьер-министр Израиля в 2001-2006 гг. Ариэль Шарон)

 

     «Куба всегда считала Иоанна Павла II другом, который защищал права бедных, выступал против неолиберальной политики и боролся за мир на планете»

    (министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке)

 

    ИЗБРАНИЕ


 

    Церковная карьера Кароля Войтылы развивалась стремительно: в 38 лет он посвящен в сан епископа, а в 43 уже назначен архиепископом, митрополитом Краковским. В 47 лет поднесен в достоинство кардинала.

    Но главное событие его жизни произошло в 1978 году: в 18 часов 18 минут кардинал Вилло сообщил, что Папой Римско-католической Церкви стал Кароль Войтыла из Кракова, а затем подошел к нему и спросил на латыни: «Соглашаешься ли ты?». Войтыла не колебался ни минуты. «Такова воля Божья, - ответил он, - соглашаюсь». Раздались аплодисменты. Печь Чезаре Тасси выпустила в небо облако белого дыма. Оно поведало миру, что избран Папа, но его имя пока оставалось неизвестным.

    Кардиналу Вилло было поручено объявить о том, что польский подданный стал новым Папой. Его друзья говорили, что по пути к балкону, с которого ему предстояло объявить весть, кардинал несколько раз переспрашивал имя Папы: «Как там его имя? Войтыла? Что за убогий язык!».

    Взяв в знак уважения к своему предшественнику имя Иоанна Павла II, Кароль Войтыла стал 263-м преемником святого Петра и 264-м Папой Римско-католической Церкви - самой многочисленной и самой старой церковной организации в мире. Теперь к нему нужно было обращаться «Его Святейшество Папа» либо менее официально «Святой Отец». В возрасте 58 лет польский кардинал стал самым молодым Папой с 1846 года и первым Папой-иностранцем с 1523 года. Он был не похож на своих предшественников: бегал в кроссовках по горным тропам, занимался на тренажерах, плавал в бассейне, играл в теннис, катался на горных лыжах. С пастырскими поездками Папа посетил множество стран на всех континентах.

    Много сделав для модернизации образа Католической Церкви, Иоанн Павел II остался непреклонным в проповедовании основных, как он считал, принципов: выступал за категорическое запрещение абортов, искусственного оплодотворения, против разводов, применения противозачаточных средств, рукоположения женщин в священнический сан. Вряд ли кто-то усомнится, что возвращение Ватикану ведущей роли в мировой политике произошло благодаря Иоанну Павлу II. Он стал катализатором развала соцлагеря. На родине в Польше Папу считают духовным лидером «Солидарности». В годы противостояния официальным властям католические священники по просьбе членов «Солидарности» перевозили под рясами крамольные бумаги, и понтифик это только приветствовал. Папа благословил распад Югославии, совершил немыслимое для главы церкви число зарубежных визитов и добился представительства Ватикана в ООН. Благодаря Папе католическая церковь пересмотрела отношение к  инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса, а также приняла такие эпохальные решения, как реабилитацию Галилео Галилея и покаяние за многовековое преследование еврейского народа.

    Помощники Папы не уставали удивляться, насколько быстро он вникал в суть дел во время ежегодного обсуждения финансовых отчетов. «Я же был священником и сам вел бухгалтерию», - объяснял в таких случаях понтифик.

    Но не все в Ватикане были довольны тем, что Папа не желает покрывать неблаговидные дела священников. Идею добровольной отставки понтифика поддержали некоторые члены конклава во главе с кардиналом Леманом. Передовицы итальянских газет запестрели заголовками «Заговор кардиналов», после чего на площади Святого Петра в Ватикане собралась многотысячная толпа. Собравшиеся пришли попросить Иоанна Павла II остаться. Утихомирить толпу смог только сам Папа - после того, как он вышел на балкон и пообещал, что «останется главой церкви ровно столько, сколько угодно Господу Богу». Часом позже Леман был отправлен в отставку.

 

    КОНЕЦ ЗЕМНОГО ПУТИ


 

    Потрясением для всего мира стали выстрелы, произведенные в Иоанна Павла II на площади Святого Петра в среду после обеда 13 мая 1981 года турецким террористом Махмедом Али Агджои с расстояния в три с половиной метра. Пуля из мощного девятимиллиметрового браунинга попала Папе в живот и прошла в нескольких миллиметрах от аорты. Если бы она ее задела, спасти Папу не удалось бы. Пять часов и двенадцать минут хирурги клиники Агостиньо Джемелли проводили сложную операцию. После выздоровления понтифик настоял на личной встрече с Али Агджои. Один из кардиналов говорил, что Папа долго сидел рядом с террористом, закрыв лицо рукой и говоря что-то Агджои. Когда он вышел из камеры, на его лице были слезы.

    Вслед за ранением на Папу обрушились новые беды. Находясь на загородной вилле, он наступил на подол своей сутаны и, падая, сломал правую руку. В результате она практически потеряла подвижность. Но он только шутил по этому поводу: «Благословлять можно и левой рукой». В 90-х годах новая травма - перелом шейки тазобедренного сустава, что для многих в его возрасте означает полную неподвижность. Папа перенес шесть операций и вновь стал ходить, прихрамывая на правую ногу.

    Ранение и травмы не сломили его дух. Даже во время длительных перелетов и поездок он продолжал работу над книгами. Но затем на Иоанна Павла II обрушился тяжелейший недуг - болезнь Паркинсона. И при этом до последних своих дней Папа старался поддержать паству в бывших республиках СССР. Уже будучи тяжелобольным, он побывал в Украине, Казахстане, Армении и Азербайджане. Он хотел побывать и в России, но визиту категорически воспрепятствовала Русская Православная Церковь. Осенью 2003-го понтифик принял в Ватикане президента России Владимира Путина.

    23 февраля 2005 года он был доставлен в больницу Джемелли с острым ларинготрахеитом. Там ему была сделана трахеотомия. Однако после операции он так и не поправился. Папа вернулся в Ватикан, но чувствовал себя плохо - впервые не смог принять участие в богослужениях Страстной недели. 27 марта понтифик попытался обратиться к верующим после Пасхальной мессы из окна Апостольского дворца, выходящего на площадь Святого Петра, но не смог произнести ни слова. 30 марта Иоанн Павел II в последний раз появился на людях, чтобы поприветствовать верующих, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане. 2 апреля Папы не стало.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.