УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
Церква і влада Церква і політика діаспора Патріарх Алексій II Голодомор автокефалія церква та політика Вселенський Патріархат Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) молодь церковна журналістика Церква і медицина шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація монастирі та храми України забобони постать у Церкві педагогіка милосердя Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні секти церква і суспільство вибори Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура іконопис конфлікти Священний Синод УПЦ краєзнавство УПЦ КП УГКЦ комуністи та Церква Ющенко Києво-Печерська Лавра Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Портал Credo.Ru» (Россия): Обозреватель газеты "Московский комосомолец", доктор исторических наук Сергей Бычков о планах митрополита Кирилла (Гундяева) на предстоящий Архиерейский Собор РПЦ МП, "украинском вопросе" и "деле Диомида"



«Портал Credo.Ru» (Россия), Владимир Ойвин, 17 июня 2008

"Портал-Credo.Ru": Вы не могли бы рассказать, что Вам известно о готовящемся Архиерейском Соборе РПЦ МП?

Сергей Бычков: Заседания Собора открываются 24 июня. Это следующий день после празднования памяти Всех святых. Собор продлится вплоть до 29-го, а это будет день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Это будет первый Архиерейский Собор за истекшие 18 лет (с 1990 года), который будет заседать практически в течение недели. Впервые будет такой длительный Архиерейский Собор. Еще одна особенность этого Собора в том, что впервые в нем примут участие 11 архиереев Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Иларионом.

 

- Какие вопросы будут разбираться?

- Что касается проблематики, то заявленная повестка дня включает в себя, во-первых, утверждение наконец-то юридически разработанного Устава церковного суда - документы все разработаны и подготовлены, и Собор призван принять все положения о церковном суде, начиная с епархиального уровня и кончая общецерковным. Затем на повестке дня стоит проблема так называемых "православных прав человека" - это инициатива митрополита Кирилла, который лично принимал участие в разработке "Декларации православных прав человека". Это "ноу хау" митрополита Кирилла. Ну, и как всего его "ноу хау", этот документ содержит в себе порой парадоксальные и взаимоисключающие начала. Документ готовился в тайне, и мы до сих пор не получили возможности ознакомиться с его содержанием.

Обязательно, конечно, будет рассматриваться вопрос об Украине. Насколько нам стало известно из самого Отдела внешних церковных связей, митрополит Кирилл всячески поощряет украинских епископов поставить на Соборе проблему автокефалии, которая впервые была поднята в 1988 году на Поместном Соборе, который был созван в связи с 1000-летием Крещения Руси. Митрополит Кирилл всячески обещает свою поддержку епископам, но у меня складывается ощущение, что вряд ли они поддадутся на эту уловку и вряд ли поставят этот вопрос.

И, наконец, проблема епископа Диомида Чукотского, которая также, скорее всего, будет внесена в повестку дня, наверное, одним из последних вопросов. Насколько нам известно, епископ Диомид отказался приехать на Собор и принимать участие в его работе.

 

- Что касается украинской автокефалии, то, с одной стороны, Московская патриархия в лице Патриарха и митрополита Климента всячески выступает против автокефалии. Получается, что патриархия разделилась по этому вопросу сама в себе?

- Надо вспомнить историю этого вопроса. Когда в 1988 году на Поместном Соборе митрополит Филарет (Денисенко) впервые поднял вопрос об автокефалии, то разработку и подготовку этого вопроса поручили тогдашнему архиепископу Кириллу (Гундяеву), который еще не был председателем Отдела внешних церковных связей. Надо напомнить, что он завалил эту проблему и не смог подготовить решение этого вопроса. И тогда, уже в 1989 году, решение этого вопроса было передано митрополиту Ювеналию Крутицкому и Коломенскому, который подготовил устав УПЦ, по своей сути, половинчатый. Это была середина между автокефалией и автономией. И долгое время Украинская Церковь не могла понять, что принесли ей эти новые положения, разработанные митрополитом Ювеналием и принятые на Соборе 1990 года, пока, наконец, буквально в последнее время, в последний год, украинский епископат не понял, что эти новые, разработанные митрополитом Ювеналием, положения принесли огромную свободу Украинской Церкви.

Буквально в течение последнего года был создан самостоятельный Отдел внешних связей Украинской Церкви, который возглавил архимандрит Кирилл (Говорун), бывший сотрудник Отдела внешних церковных связей в Москве (между прочим, имя, которое дали ему при пострижении монашеском - Кирилл, - как бы означает такой "наш ответ" Москве: у вас есть митрополит Кирилл, а у нас есть архимандрит Кирилл, воспитанник его, но на украинской почве). Затем они обнаружили, что в новом положении, разработанном митрополитом Ювеналием, они не ограничены в поставлении епископов. Я думаю, что к середине лета число епископов Украинской Церкви достигнет 70 человек, то есть практически "контрольный пакет" РПЦ МП будет находиться в руках украинского епископата. Что такое "контрольный пакет"? В случае выборов Патриарха украинские голоса могут заблокировать любую кандидатуру, в то время как Московский Синод не может повлиять на формирование украинского епископата. Видимо, таким образом они хотят взять реванш за проигрыш на Поместном Соборе 1990 года, когда два украинца баллотировались на патриарший престол. Один из них, митрополит Филарет, выбыл в первом туре. А второй - митрополит Владимир (Сабодан) - отстал от нынешнего Патриарха на 20 голосов. И это вполне реальная вещь.

Вместе с тем, я думаю, что на предстоящем Архиерейском Соборе вряд ли будет поднят вопрос об автокефалии Украинской Церкви. Дело в том, что митрополит Владимир, глава Украинской Церкви Московского патриархата, несмотря на то, что порой он неважно себя чувствует, достаточно умный и дальновидный политик. Я думаю, что вряд ли он поддастся на это. Пока еще не пришло благоприятное время для постановки этого вопроса. Вопрос заключается в другом. Президент Ющенко пытается объединить все три ветви украинского православия. Для этого он избрал 1020-летие Крещения Киевской Руси - оно будет широко отмечаться в Киеве в конце июля - начале августа в течение примерно недели. Как известно, Патриарх Алексий II дал свое согласие присутствовать на этих торжествах. Выразил желание присутствовать на этих торжествах и нынешний премьер-министр России Владимир Путин. Но в то же время мы знаем, что президент Ющенко и Патриарх Филарет пригласили на празднование Константинопольского Патриарха Варфоломея - и тот тоже дал согласие. Учитывая напряженные отношения между Москвой и Константинополем, можно предполагать, что визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Украину под столь благовидным предлогом может и сорваться.

Я не знаю, будет ли обсуждаться эта проблема на Архиерейском Соборе, но, наверное, ее тоже не обойти.

 

- Рано или поздно вопрос об автокефалии Украинской Церкви, вероятно, будет решен в пользу автокефалии. Как Вы считаете, насколько быстро произойдет объединение нынешней структуры Московского патриархата в Украине с нынешним Киевским патриархатом?

- Я думаю, исходя из моих бесед с епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Дробинко), который является секретарем Украинского Синода, что этот вопрос для них упирается, в первую очередь, в саму фигуру Патриарха Филарета (Денисенко). То есть, уже какие-то встречи произошли, что является, несомненно, сдвигом в этой области. С другой стороны, Украинская Церковь Московского патриархата ставит очень жестко вопрос: объединение возможно в том случае, если Патриарх Филарет откажется от своего поста и уйдет на покой, как было решено еще в 1992 году. Объединение, как они считают, возможно только без фигуры Патриарха Филарета.

- Насколько это реально?

- Трудно здесь что-либо предположить. Конечно, если допустить, что в конце июля в Киеве встретятся два Патриарха - я имею в виду Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Константинопольского Патриарха Варфоломея - то, конечно, это могло бы привести к возникновению диалога и попытке решения тяжелых проблем, связанных с Украиной. Потому что у многих возникает такое ощущение, что если Украинской Церкви будет дарована автокефалия или если произойдет объединение двух ветвей украинского православия, то Украина будет навсегда потеряна для России. Я думаю, что встреча двух Патриархов могла бы, конечно, по-новому осветить эту проблему, вывести, наконец, ее из тупика и указать новые пути для единения, в том числе, я бы сказал, и мирового православия. Потому что, как известно, мировое православие сейчас находится в тяжелейшем кризисе, и Москва, благодаря внешней политике митрополита Кирилла (Гундяева), теряет там последних своих союзников. Мы потеряли Грецию, которая выразила в лице своего нового первоиерарха Архиепископа Иеронима полное послушание Константинопольскому Патриарху, и мы знаем, что были визиты Архиепископа Иеронима в Константинополь и ответный визит Патриарха Варфоломея в Афины, открытие торжественное Экзархата Вселенского патриархата в Афинах. Мы знаем, что недавно закончился Сербский Собор, который в том числе вынес решение о том, что переговоры в Равенне, которые, хлопнув дверью, покинул епископ Иларион (Алфеев), не вредят православию. То есть, в данном случае, даже сербы, которые находятся в серьезной зависимости от Москвы, заявили свою собственную позицию. Я уже не говорю о позиции Румынии и Болгарии.

 

- Перейдем к вопросу церковного суда. Вы знакомы с предполагаемыми документами, которые могут быть приняты на Соборе - в частности, с уставом церковного суда?

- Дело в том, что, к сожалению, они не публиковались и для обсуждения Полноты Церкви не предлагались. Они остаются закрытыми служебными документами. Единственное, что я знаю, - это то, что их готовил митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской патриархии. Будем надеяться, что будут привлечены достаточно серьезные юридические советники. Во всяком случае, я думаю, что мы сможем ознакомиться с проектом или с уже принятым Уставом церковного суда только после Архиерейского Собора.

 

- Вы знакомы с позицией о. Павла Адельгейма, который уже подверг проект Устава церковного суда резкой критике? Как Вы оцениваете такую позицию?

- Критиковать документ, который еще не стал достоянием гласности, было бы, я считаю, немножко преждевременно. С другой стороны, я не думаю, что этот документ как-то ограничит диктат епископата, который существует и существовал, к сожалению, в Московском патриархате. Сомнительно, чтобы этот документ носил открыто церковный характер. Подготовка его втайне и то, что не был опубликован проект, вызывает очень серьезные опасения.

 

- Перейдем к делу епископа Диомида. Какова реальная угроза отправления его за штат и, может быть, даже лишения сана?

- Трудно сказать. Для того, чтобы судить епископа, по церковным канонам, необходимо присутствие самого епископа для того, чтобы он мог высказать какие-то аргументы в свою защиту, а собратья-епископы - выслушать, принять или не принять их. В том случае, если епископ Диомид не приедет на Собор и на Соборе будет поднят вопрос о его статусе, то трудно предположить, чтобы заочно он был осужден. Вряд ли, наверное, это произойдет. Здесь, как мне кажется, ситуация патовая.

 

- Но ведь в свое время Филарета (Денисенко) в его отсутствие лишили всех титулов и санов?

- На Архиерейском Соборе 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) присутствовал, выслушал все обвинения в свой адрес и поклялся на Евангелии, что по приезде в Киев он сложит с себя полномочия предстоятеля Украинской Православной Церкви. Во всяком случае, это было произнесено. А то, что он нарушил свою клятву, автоматически привело к извержению его из сана и дальнейшему анафематствованию.

С другой стороны, видите, как епископ Диомид быстро отреагировал на заявление митрополита РПЦЗ МП Илариона, который заявил о том, что необходимо рассмотреть вопрос о переводе богослужений на русский язык. Между прочим, такие заявления митрополита Илариона свидетельствуют о том, что во главе подчиненной Москве части Зарубежной Церкви стоит теперь человек широких просвещенных взглядов, мне уже приходилось об этом писать. И та реакция, которая прозвучала из уст епископа Диомида, - крайне консервативна.

Вообще с делегацией Зарубежной Церкви связывают очень большие надежды, потому что прежние Архиерейские Соборы проходили в атмосфере такой, как у нас выражаются, заорганизованности, когда повестка дня разрабатывается накануне, четко определялся выступающий и содержание его слов, никаких прений не происходило. То есть атмосфера предыдущих Архиерейских Соборов была крайне несвободной. Мне пришлось присутствовать на Всезарубежном Соборе, который проходил в мае 2006 года в Сан-Франциско, и я был поражен открытостью этого Собора. Слово предоставлялось каждому участнику. Я напомню, что в работе того Собора принимали участие не только епископы, но и представители духовенства и мирян. И в конце каждого заседания каждый день происходили прения. Во время этих прений - они, конечно, были по времени ограничены, не больше 5 минут, - слово предоставлялось каждому участнику Собора, каждый имел право высказать свое мнение.

Будет ли нарушена прежняя заорганизованность Соборов Московского патриархата, конечно, сказать трудно.

Между тем, среди епископата РПЦ МП появилась уже плеяда молодых епископов, которые пытаются изменить ситуацию в лучшую сторону. И если их поддержат эти 11 архиереев, которые приедут из РПЦЗ, то можно рассчитывать на то, что атмосфера Архиерейских Соборов станет более открытой. Потому что как-то очень странно, что мы, чада РПЦ МП, не знаем, как протекает работа нашего же собственного Собора. Напомню, что на Всезарубежном Соборе в конце каждого дня уполномоченными священниками проводилась пресс-конференция, они отчитывались о том, что происходило в данный день на Соборе, какие проблемы рассматривались, какие были выступления - атмосфера была очень открытая.

 

- Как Вы думаете, какова будет позиция зарубежных иерархов в отношении епископа Диомида? И какое количество иерархов, может быть, не открыто, но тайно сочувствуют Диомиду и способны хоть как-то поддержать его?

- Я думаю, что среди епископата число сочувствующих Диомиду крайне незначительно - не больше 10 человек. Но я думаю, что даже они вряд ли осмелятся открыто выступить в его защиту.

 

- А в случае тайного голосования?

- Дело в том, что епископы Зарубежной Церкви вряд ли выступят за заочное осуждение.

 

- Реальна ли постановка вопроса на Архиерейском Соборе о созыве Поместного Собора, к чему все время призывает епископ Диомид и многие рядовые члены Московской патриархии?

- На мой взгляд, этот Архиерейский Собор вряд ли будет столь заорганизованным, потому что структура, которая раньше готовила проведение Архиерейских Соборов - Отдел внешних церковных связей - разваливается как бы изнутри. Из отдела ушли наиболее энергичные, мыслящие люди. Я имею, в первую очередь, конечно, отток на Украину. Сергея Говоруна, нынешнего архимандрита Кирилла...

Там вообще остались, в основном, технические сотрудники, попросту те люди, которым уже некуда пойти. Я думаю, что центр тяжести в подготовке Архиерейских Соборов плавно перейдет из Даниловского монастыря, где располагается Отдел внешних церковных связей, в Чистый переулок, где располагается аппарат управляющего делами Московского патриархата митрополита Климента. Поэтому нынешний Архиерейский Собор может стать совершенно непредсказуемым. То что его готовит митрополит Климент и в нем принимают участие 11 зарубежных архиереев, может преподнести нам очень большие сюрпризы. И, может быть, в лучшем смысле этого слова.

Однако, к сожалению, как это ни печально, Русская Церковь не живет согласно своему уставу. Не думаю, что найдется столь отважный архиерей, который скажет: "Как же так, у нас написано, что Поместный Собор у нас созывается не реже одного раза в пять лет. Почему мы не исполняем свой устав?" Понадобилось 20 лет для того, чтобы, наконец, было разработано положение о церковном суде. Напомню, что решение о создании церковного суда было принято на Поместном Соборе 1988 года. Прошло ровно 20 лет, и вот положение о церковном суде разработали. Боюсь, что это может повториться и с решением о регулярном созыве Поместных Соборов. Поживем - увидим.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.