УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 84 відвідувачів

Теги
церква та політика українська християнська культура краєзнавство Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі вибори секти конфлікти шляхи єднання милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква Церква і влада церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II Католицька Церква Священний Синод УПЦ молодь Доброчинність постать у Церкві Вселенський Патріархат церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина педагогіка Голодомор Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Ющенко Церква і політика іконопис забобони розкол в Україні УПЦ КП монастирі та храми України Археологія та реставрація діаспора автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«Новости.dn.ua» (Донецк): "Ибо питие есть веселие на Руси…" или почему опиум не совместим с алкоголем



«Новости.dn.ua» (Донецк), Оксана Попович, 17 июня 2008

Православная церковь Московского Патриархата намедни удивила нас необыкновенным социальным начинанием. На своей канонической территории православные, наконец, начали бороться не только с «сектами», которые претендуют на солидный кусок паствы (который можно успешно монетизировать), но и с реальными проблемами. Например, с пьянством.

«Сейчас во вновь открытых храмах православные священники возрождают добрые традиции православной трезвости. По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона было учреждено Донбасское православное общество «Трезвение», - сообщает пресс-служба УПЦ МП. «Оно призвано объединять православные приходские трезвенные общины, и создавать новые, а также сотрудничать с госучреждениями в проповеди трезвого образа жизни среди детей и молодежи. По данным историков в дореволюционный период на Донбассе при многих храмах существовали трезвеннические общины, в которых сотни людей находили пример и наставление для ведения трезвого образа жизни», - информирует нас Патриархия.

Однако, информация, на наш взгляд, нуждается в уточнении, так как в связи с православной инициативой, возникает целый ряд вопросов. Вопрос первый: каким образом? Почему патриархия не описывает хотя бы приблизительный набор методов, которыми будет бороться с пьянством? Использовались ли они до этого? Кем? Предполагается ли какое - либо медикаментозное лечение, сотрудничество профессиональных психологов, или только душеспасительные разговоры? Хотелось бы понимать, также, распространяется ли программа на священников УПЦ, которые частенько страдают от того же недуга? И планируют ли спасать неправославных? И, наконец, что же заставило нашу раскормленную, и будем откровенны, не самую благотворительную церковь взяться за этот социальный проект?

Проще всего ответить на последний вопрос. Донецкая Патриархия в борьбе с пьянством вовсе не пионер - с зеленым змием борется ее старшая сестра - РПЦ. А вот в России неравный бой опиума с алкоголем активно ведется вот уж несколько лет. И хотя, тамошние церковники тоже не стремятся раскрывать тайну излечения от алкогольной зависимости, они все же указывают на кого ориентируются. Нынешние борцы с пьянством указывают на свою преемственность с трезвенным движением конца XIX- начала XX веков, чьи методы, по их же признанию и берут на вооружение.

Первые общества трезвости появились в России в 1858 году. С каждым годом, вплоть до революции, количество обществ трезвости возрастало - вплоть до 1917 года, когда протрезвевший народ не смог более выносить ни царской власти, ни православной церкви. Однако, до того, как антиалкогольный проект рухнул вместе с церковью, он был поддержан целым рядом знаковых организаций и личностей, среди которых «Союз Русского Народа», и Черносотенные отряды, которые сегодня были бы названы, без преувеличения, фашистскими, так как занимались не только пропагандой, но и непосредственной «зачисткой» «святой» Руси от иноверцев и инородцев. Особенно же славились они антисемитскими погромами, во время которых вырезали все население еврейских местечек - от стариков до младенцев. Покровителем и идейным вдохновителем как черносотенных отрядов, так и лагерей трезвости был знаменитый и ныне канонизированный РПЦ Иоанн Кронштадский, чье дело ныне и решили продолжить в России и в Донецке.

Не смотря на то, что сама по себе идея неплоха, здравомыслящего человека заставляют усомниться в ее эффективности методы, которые берет на вооружение церковь. Итак, вот перечень лекарственных мероприятий, которые были в дореволюционной России:

1. Чайные и столовые, где за небольшую цену предлагаются хорошего качества чай и пища. Интересные факты
2. Для привлечения посетителей в чайные и столовые, последние имеют к услугам посетителей газеты и журналы, а в иных и библиотечки, из которых книги выдаются и на дом, в некоторых играют оркестры. Есть чайные, в которых накануне праздников совершаются молебствия, а в самый день праздника бывают духовные беседы, которые начинаются и заканчиваются общим пением молитв.

3. Для распространения в народе сведений о вреде пьянства проводятся беседы и чтения, бесплатно раздаются специальные издания против пьянства - листки, брошюры и книги. Во многих обществах трезвости есть особые библиотеки с книгами против пьянства.

4. Формируются библиотеки и укомплектовываются книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения к обращению в народе.

5. Открываются специализированные книжные лавки.

6. Создаются воскресные школы для членов обществ трезвости и их детей.

7. Проводятся беседы о трезвости в храмах.

8. Организуется обучение церковному и светскому пению.

9. В летнее время организуются паломничества для поклонения особо чтимым святыням, устраиваются крестные ходы, а также прогулки с образовательными целями.

10. Ставятся спектакли, устраиваются концерты, проводятся вечера.

11. Пользуясь правом по уставу следить за явными нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и, иногда, хотя с великим трудом, но достигали желаемого.

Кроме того, следует отметить устроенные Обществами трезвости:

а) вспомогательную кассу для членов - трезвенников;

б) бюро трудоустройства для членов общества и бедняков-трезвенников;

в) ночлежный приют;

г) швейные мастерские;

При всем уважении к инициативе церкви, подобные методы в современной Украине вряд ли сработают. Согласитесь - трудно представить себе классического донецкого бомжа, который заинтересуется церковной библиотекой, или возможностью поработать в швейной мастерской. Неужели современная церковь так далека от своего народа, что не в состоянии этого осознать? Не исключено, особенно учитывая «официальное церковное объяснение» того, почему, собственно, люд православный пьет непробудно. Так, на форуме, посвященном борьбе с алкогольной зависимостью, один из лидеров движения - Отец Михаил объясняет, что в основе этих проблем лежит смена цивилизаций: «Христианскую аграрную цивилизацию сменила цивилизация городская. Из жизни людей выпали целые пласты реальности. Например, сейчас в школах существуют уроки физкультуры, хотя раньше они были абсолютно не нужны. Ребенок с самого раннего возраста начинал помогать по хозяйству, физически трудился. В настоящее время приходится искусственно восполнять все это». Следуя данной логике, можно предположить, что в деревнях у нас не пьют. Ну, или не пили раньше. Очень сомнительное утверждение.

Однако, помимо предположения о том, что церковь просто не представляет себе того, в каком положении реально находится общество, мы можем допустить, что этот псевдосоциальный план имеет совсем другую, более прагматичную цель. Дело в том, что на ниве миссионерства Православная церковь существенно отстает от своих «собратьев во Христе» - протестантских, реформаторских и харизматических церквей, которые всего за полтора десятилетия активной работы на «канонической территории ПЦ» успели увести у православных огромное количество верующих. Сами православные, в это время, кроме строительства церквей, никакой миссионерской деятельности не вели - не царское это дело (если не считать миссионерством распространение брошюр о вреде «сект», где последние клеймятся однозначно - как «слуги сатаны», и агитации за конкретных кандидатов в президенты - «тому що, православний»). И только теперь, в полной мере осознав, что проигрывают в этой конкурентной среде, робко и неумело, православные выходят на стезю миссионерства.

В попытке донести Христову весть до обывателя, православные прикрываются «социальным проектом», в надежде приватизировать ту нишу, которая давно занята «пришлыми сектами», как всегда, на том лишь основании, что «мы занимались этим до 17-го года». Проще говоря, если бы о подобном проекте сообщила пресс-служба какой-то общественной организации, мы могли бы смело называть это дешевым пиаром, но по отношению к церкви неудобно, конечно.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.