УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 108 відвідувачів

Теги
церковна журналістика іконопис секти діаспора Церква і політика Священний Синод УПЦ молодь Голодомор Предстоятелі Помісних Церков забобони конфлікти УПЦ КП Церква і влада Археологія та реставрація автокефалія краєзнавство постать у Церкві Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори комуністи та Церква педагогіка милосердя УГКЦ розкол в Україні українська християнська культура Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Церква і медицина Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II церква і суспільство шляхи єднання церква та політика Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






Народ Божий и «православные граждане»



Я не сторонник Союза православных братств. Многие идеи, которые проповедуются этой организацией, мне не только не близки, но я считаю их противоречащими здравой церковности. Так, мне кажется, что апокалиптическая паника отказов от идентификационных номеров, боязнь неких будущих электронных паспортов и «чипизации» населения, призывы к покаянию в грехе убийства царской семьи, которого мы не совершали, уводят человека от главного в духовной жизни. Обращенность к антихристу вместо Христа - ловкая дьявольская подмена.

Но есть в деятельности Союза православных братств Украины еще одна идея. Это идея единства Церкви в Украине и России, недопустимости канонической автокефалии УПЦ. Снова же, оговорюсь, что я не сторонник и этой идеи. Думаю, что автокефалия Церкви допустима при определенных условиях. Другой вопрос, готова ли наша Церковь сегодня к этому. Мне кажется, что нет. И одним из главных аргументов к тому, что с автокефалией не надо спешить, является как раз позиция, подобная той, которая озвучивается представителями Союза православных братств Украины и подобными движениями. Как заметил в своем выступлении на Архиерейском Соборе в Москве Блаженнейший Митрополит Владимир, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви.

Церковь - это народ Божий, собранный «под главою Христом» в единстве Его Тела. Среди народа Божия встречаются как сторонники, так и противники того или иного канонического статуса. Некоторым кажется, что автокефалия уже сегодня могла бы помочь преодолеть раскол в украинском православии; другие же считают, что вопрос единства Русской Церкви гораздо важнее, и радеют о возвращении Православной Церкви в Украине статуса экзархата - того статуса, который наша Церковь имела до Патриаршего Томоса 1990 года. Мнения и одних, и других должны учитываться, если мы еще исповедуем принцип соборности в Церкви.

Именно стремясь к тому, чтобы не допустить отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, в Москву к открытию Архиерейского Собора РПЦ 24 июня съехались представители Союза православных братств Украины и им сочувствующие. Возглавил делегацию лидер СПБУ Валентин Лукияник. Утром в день открытия Собора он читал акафист у входа на территорию комплекса Храма Христа Спасителя в Москве. Вечером того же дня ему пришлось по настоятельной просьбе российской милиции покинуть пределы государства, за духовное единство с которым он выступал.

Что же произошло? По версии некоторых российских СМИ, у Храма Христа Спасителя произошла драка. Сторонники чукотского епископа Диомида подрались с представителями движения «Наши» - российской молодежной провластной организации. В то же время участники пикета (или, как они его называют, молитвенного стояния), приехавшие из Украины, упорно отрицают факт хоть сколько-нибудь значительной потасовки. Может быть, и была где-то драка, но свидетелей ее почему-то пока не находится. Кроме одного.

Этот единственный свидетель (не правильнее ли будет писать это слово в кавычках?) - лидер виртуальной российской организации «Союз православных граждан» небезызвестный Кирилл Фролов. Небольшая группа его людей, а также их «побратимов» из Украины - одноименной одесской организации во главе с Валерием Кауровым, по свидетельству участников молитвенного стояния, внезапно влилась в ряды сторонников СПБУ. Вместе с этой группой подошли и сторонники епископа Диомида, и представители «Наших». И те, и другие с лозунгами. В этой суматохе наряд милиции задержал лидера СПБУ, посчитав его зачинщиком беспорядков, увез с «места происшествия», а затем отпустил под гарантию того, что в тот же день Валентин Лукияник покинет пределы Российской Федерации.

Еще раз оговорюсь, что я не сторонник идей, проповедуемых Валентином Борисовичем. Но то, что произошло в Москве, напоминает спланированную провокацию. Мы уже писали, что не так давно пути союзов «православных братств» и «православных граждан» разошлись в разные стороны. Но, что примечательно, деятельность последних (во главе с Валерием Кауровым) была осуждена на последнем Архиерейском Соборе УПЦ, а также было указано и на деструктивную деятельность их заграничных «друзей» (читай - Кирилла Фролова). А вот что касается первых - СПБУ - то, согласно решению Священного Синода УПЦ, их представители должны были присутствовать на Соборе Украинской Православной Церкви, который планировалось провести в декабре сразу после Архиерейского Собора, но затем было решено перенести на лето этого года.

Кауров потом, правда, примирился с Церковью. А затем снова не исполнил того, что ему рекомендовало Священноначалие (изменить название своей организации таким образом, чтобы в нем подчеркивался общественный, а не церковный ее характер). Но дело не в этом.

А дело в том, чтобы, как писал Солженицын, «жить не по лжи». И не прибегать к провокациям с целью «замочить» оппонентов. За спиной украинских «православных братств» видно реальное движение мирян (и некоторых клириков). Пускай кто-то не согласен с ними (я в том числе). Если есть разные мнения - значит, надо открыто обсуждать их. Но недостойно «православным гражданам» устраивать провокации против своих же православных «братьев».

Священник Андрей Дудченко