УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
УГКЦ Доброчинність церква і суспільство іконопис милосердя Церква і політика краєзнавство розкол в Україні УПЦ КП церковна журналістика діаспора Ющенко комуністи та Церква молодь Мазепа Вселенський Патріархат церква та політика Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра автокефалія Церква і влада монастирі та храми України Священний Синод УПЦ секти Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II конфлікти педагогіка Церква і медицина шляхи єднання забобони вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Новости.dn.ua» (Донецк): Кто и чем окропил Донецк и Краматорск?



«Новости.dn.ua» (Донецк), Анатолий Герасимчук, 13 мая 2008

Карма украинской нации - пренебрежительно относиться к своему и с жадностью - к чужому. Мы с энергией и напористостью работаем на величие чужих государств, но при этом иронично относимся к своему. Мы показываем, как надо работать за деньги в России, Польше, Чехии, Германии - и спокойно наблюдаем за ухабами на родных дорогах и протекающими крышами родных домов. Нам нравится чужая история, мы вздыхаем: "Нам бы Бисмарка, нам бы Вашингтона, нам бы Жанну д'Арк!", но при этом абсолютно равнодушны к своей родной истории...

Кость Бондаренко, директор Института национальных стратегий

ЮЗ и КРАМ - ПЕРВЫЕ ЛЮДИ В ДОНБАССЕ?

Просто беда с официальными датами основания городов Юго-Востока Украины - везде, куда ни ткнись, обнаруживаем факты воровства! Причем воровства не абы какого - поворовали историю! И не годами, а столетиями!

И если у Одессы, Днепропетровска, Запорожья, Мариуполя просто оттяпали весь период истории по 1775 год, то, например, Донецк и Краматорск стали вообще намного моложе - ведь эти города не были, как Одесса и Днепропетровск в свое время, административными центрами. Теперь Донецк каждый год торжественно отмечает дату, когда на нашу донецкую землю ступила с немецкой брички обутая в английский сапог нога британца Юза. Вот когда этот британец вышел с брички и, расслабясь, окропил по благородному и по-английски донецкую землю - вот с того момента и считается, что на территорию города Донецка снизошли первые люди. Туземцы, которые были здесь раньше, права на вхождение в историю не имели. Это украинское быдло (по определению царствующих особей) обязано было вкалывать - или убираться на Кубань воевать с горцами.

КРАМАТОРСКУ ПОЗВОЛЕНО НАЧИНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ С 1868 ГОДА

Именно в этом году была построена полустанция (полустанок) Харьковско-Азовской железной дороги под названием "Краматорская". Сейчас краматорские краеведы пытаются найти истоки этого названия. Выдвигают несколько версий. Больше всех, наверное, поработал над поиском краматорских корней руководитель Краматорской городской организации Всеукраинского общества краеведов, известный краевед, автор нескольких книг об истории города Владимир Коцаренко. Так вот, по одной из последних версий В.Коцаренко, Краматорск мог быть назван по имени немца Крама. Этот немец взял в аренду на месте постройки нашего полустанка земельный участок у помещиков Тарановых-Белозеровых, появившихся в этих краях еще в первой половине 18 века. Но Тарановы по той же логике, что и в случае с Донецком, основателями города быть не могли. А немец Крам, получается, мог.

История в донецких краях начиналась с момента попадания того или иного города или территории в российское подданство, и, как правило, привязывалась к строительству заводов или станций. В 1868 дотянули железную дорогу до Краматорска - вот эта дата и вписана в историю. В 1880 году железка дошла до Волновахи - вот этот год и есть датой основания Волновахи, несмотря на то, что станция была построена на землях села Платоновка.

Что касается Краматорска, то кому и зачем надо было знать, что какой-то отставной капитан Степан Таранов, имевший земельные владения на территории нынешнего Краматорска, еще в 1774 году был удостоен чести быть посланным Изюмским воеводой к императрице Екатерине II и Сенату с жалобами о чинимых запорожцами здешним российским подданным "обидах"? Все, связанное с туземцами, по указу Екатерины II от 1775 года должно было быть навсегда вычеркнуто из истории. Да и вся история Руси должна была начинаться только представителями гордых норманнов. Ну и что, что князья Олег и Игорь были из рода прибалтийских славян племени ободричей - сейчас остров, где были святилища этого племени, называется Рюгендом и находится на немецкой территории.

А история Донецка начинается с Юза. А Краматорска с Крама. Ну и кто посмеет перечить самой царице Всероссийской в написании истории украинских земель?

КРАЕВЕДЫ И ВЕРСИИ

Были некоторые искатели правды в Краматорске, которые пытались хоть чуть-чуть приоткрыть исторический занавес. В.Коцаренко считает, что первым здешним летописцем стала учительница земской школы села Шабельковка Е. Густовая. Потом историю Краматорска исследовали А.З. Чикирисов, А.Н. Шарабан, Н.Д. Шляхтиченко, Л.И. Зеленская и другие - но Краматорск все равно продолжает оставаться историей немца Крама. Вот такие пироги.

Иную версию происхождения города и названия выдвигал родившийся в 1912 году в семье глиномеса на заводе Штерцера в Краматорске историограф и краевед Николай Древетняк. Его предки испокон веков жили в селе Петровка, раскинувшемся на правом берегу Казенного Торца. Древетняк выдвинул первую неофициальную версию, согласно которой название Краматорска произошло от сочетания слов "Крам на Торе". По утверждению краеведа, в районе, где возникла станция Краматорская, в давние времена проходил чумацкий шлях, и осуществлялась торговля крамом, то есть, различным товаром.

Вторую версию выдвинул школьный учитель из Алексеево-Дружковки, кандидат педагогических наук Н.Т. Янко, который считал, что топоним "Краматорская" произошел от словосочетания "Крома Тора" или "крома торская", то есть рубеж, пересекающий реку Тор". В XVIII веке в районе нынешнего города Славянска проходил южный рубеж России. Рубеж, граница - она же крома (то есть, кромка, край чего-то). По убеждению автора второй версии, малопонятное для украинцев слово "крома" в их произношении трансформировалось в слово "крама". Последнее породило ошибочную ассоциацию его со словом "крам" - товар, а, следовательно, привело к неправильному толкованию названия "Краматорская". Похожую версию выдвигал и В.Коцаренко, соглашавшийся с утверждением, что Краматорск является производным от слов "крома Торская". Но он счи¬тает, что это словосочетание означало не связь с рекой Тор, а с "Торски¬ми дачами", которые граничили с городком Тор (Славянск). Версию трансформации "малопонятного" для украинцев, как утверждает Коцаренко, ¬слова "крома" в слово "крам" научно объяс¬нил и подтвердил, оказывается, и профессор ДНУ, доктор филологических наук Е.С. Отин, "чей авторитет в области этимологии признан во всем мире". 

Но если заходить в этимологию, то слово "кром" (по древнейшему написанию - "кръм") в этимологическом родстве со словом "кopм" ("кърм, "кърма" - пища), а также со словом "корма" ("къръма" - тыловая часть корабля-лодки, где помещался обыкновенно провиантский запас - "кърм"). Да и смысл их близок, поскольку "кром" означал "склад", располагавшийся в тылу города, укрепленного поселения. Понятие "кром" по объему и содержанию неплохо раскрывают с разных сторон однокоренные слова: "укромный" (уединенный), "закрома" (складские клети, хранилища, житницы), "кромешная тьма" (за пределами света, тайна), "ад кромешный" (страшный погром, полный беспорядок), "скромный" (от "скоромный" - скудный - о питании), "кроме" (наречие, указывающее на отделенность) и др.

Западнославянская форма произношения допускала наряду со словом "кром" слова "крум", "крам", отчего и города получили названия Кромпахи, Крумлов, а в литовском Вильно крепостным ядром города был Kramnizamek. Совмещение складов с лавками привело к тому, что слово "крам" стало обозначать торговую лавку. Какое отношение имеют западные славяне к нашему краю, спросите вы? Есть два ответа: слово пришло сюда во времена польского короля Стефана Батория, который эту землю закреплял за Запорожской Сечью. Или пришло вместе с немцем Крамом. Или будем считать, что это местные аборигены переиначили "крому" в "крам"?

СТЕПАН ТАРАНОВ - ОСНОВАТЕЛЬ КРАМАТОРСКА?

Но вот вопрос - а аборигены откуда и когда взялись в окрестностях города Краматорска?

Во второй половине XVII - начале XVIII века началось массовое заселение этой территории, как пишут официальные историки, беглыми крестьянами из Приднепровья и центральных губерний России. Отец упомянутого вы¬ше отставного капитана Степана Таранова Сергей Белозеров в поисках лучшей доли в начале 18 века прибыл сюда из Белого Обоянской волости на Белгородщине. Судя по всему, случилось это сразу после поражения восстания, проходившего под предводительством Кондратия Булавина в 1708 году, когда местность между крепостями Тор и Бахмут стали заселять выходцы из Белгородской и Воронежской губерний. Белозеров записался в слободские казаки и стал торговать таранью, в связи с чем получил прозвище Таран. Прозвище отца стало фамилией его сына Степана - Таранов. Известно, что торский казак Сергей Белозеров умер в 1743 году, а его сын в октябре 1748 года состоял на службе у государыни Елизаветы в офицерском чине хорунжего и охранял Торский городок.

Согласно указу Бахмутской провинциальной канцелярии Степан Таранов 2 августа 1752 года официально получил право и поставил водяную мельницу на речке Дальняя Беленькая в Торских дачах, в 15 верстах от города Тор. Место, где в XVIII веке располагалась эта мельница, находится за нынешним стадионом в парке им. Ленина. Через год он населит на другом берегу реки Тор (ныне река Казенный Торец) хутор и тем самым положит начало будущей слободе Белянская - первооснове, как пишет и считает В.Коцаренко, Краматорска. В.Коцаренко в своих трудах указывает на одну характерную особенность нашей местности, которая существенно повлияла на ход заселения будущих краматорских земель во второй половине XVIII века. Эта особенность была продиктована их приграничным положением и содержится в ответе на вопрос: кому принадлежала территория современного Краматорска до 1775 года? В те далекие времена здесь проходила граница земель Кальмиусской паланки Запорожской Сечи. Тор был приграничным сотенным местечком Изюмского слободского полка Слободской Украины, входившей в состав Российского государства.

ВЫСЕЛЕНИЕ "ЗАЙД"

Краматорчанам хорошо известна малоприметная речушка под названием 2-я Беленькая, что протекает в пределах парка им. Ленина и впадает в реку Казенный Торец. Так вот, земли, простиравшиеся к югу от Славянска, вплоть до этой речушки, в середине XVIII века администрация Бахмутской провинциальной канцелярии считала своими, называя их Торскими дачами. Но иную точку зрения имели запорожские сечевики. Граница территории Войска Запорожского, по их утверждению, совпадала с бывшей Торской оборонительной линией, возведенной вдоль левого берега речки Торец (ныне - река Сухой Торец) и протянувшейся до устья реки Тор (Казенный Торец). А это значит, что практически вся территория современного Краматорска находится на землях, принадлежавших Войску Запорожскому со времен Богдана Хмельницкого - согласно универсалу, данному польским королем Стефаном Баторием украинскому гетману. Запорожские казаки, следовательно, считали, что Бахмутская канцелярия самовольно и незаконно раздает земли Запорожской Сечи. Это порождало беспокойство в Войске Запорожском и Кош в 1768 году организовал объезды приграничных земель, чтобы совместно с администрацией Слободско-Украинской губернии "полюбовно" установить и официально, раз и навсегда, утвердить линию прохождения своей границы. Те, кто ранее занял земли, принадлежавшие, по мнению Коша, Войску Запорожскому, были объявлены "зайдами" и подлежали насильственному выселению.

Неожиданный поворот событий для здешних помещиков, чьи земли простирались тогда к югу от реки Маячки и на запад от реки Казенный Торец, грозил обернуться утратой ими своих землевладений. Спор Коша с администрацией Слободско-Украинской губернии относительно мест прохождения линии границы затянулся на годы. "Несговорчивость" запорожцев заставила вотчинный департамент обратиться в 1774 году с жалобой на них к самой императрице и в Сенат. В связи с этим был назначен депутат для поездки в Санкт-Петербург. Им и стал Степан Таранов, который как никто другой был заинтересован в успешном исходе спора с запорожцами, ибо, в случае неудачи, он одним из первых мог лишиться своих земельных владений. Но в 1775 году Екатерина II своим указом поставила точку в этих земельных спорах, и вообще в истории Запорожской Сечи. Началась массовая официальная раздача запорожских земель, захваченных Россией.

КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ - КРАМ, ТАРАНОВ, ИЛИ ЗАПОРОЖЦЫ?

Коренных жителей Краматорска, говорит краевед Коцаренко, легко распознать по фамилиям. Среди них и такие как Друзяка, Скряга, Бутко, Древетняк. Их предки - выходцы из сел, ставших ныне городскими поселками. Например, Друзяка - с Ясногорки, Скряга - с Шабельковки. Не эти ли люди с казацкими фамилиями и были основателями Краматорска? Ведь именно они построили старейшую на территории нынешнего Краматорска церковь в слободе с ярким украинским названием Шабельковка.

Но... Кто-то решил, что Краматорск начинался лишь в 1868 году. Со станции. Землю возле которой арендовал, напомним, немец Крам у старожилов этого края Тарановых-Белозеровых. 

В. Коцаренко на основании документов считает, что начинать летоисчисление города Краматорска с момента постройки станции исторически неправильно, и город на самом деле старше почти в два раза. За отправную точку он предлагает считать дату основания хорунжим Степаном Тарановым в 1753 году хутора, а позже слободы Белянской.

В. Коцаренко, кроме того, считает, что нужно в Краматорске установить и памятник швейцарцу Конраду Ульриховичу Гамперу, основавшему заводы СКМЗ и КМЗ. Коцаренко много лет делал запросы в Польшу, пытаясь получить сведения о Гампере. Нашли, наконец, могилу Конрада, фотографии с которой привезла из Польши корреспондент "Восточного проекта".

Все, оказывается, можем найти. Даже в других странах. Особенно если это касается какого-нибудь уважаемого немца, швейцарца или британца. И памятники им ставим, и чтим. Это хорошо.

Плохо только, что не чтим память своих предков. Тех, кто в этих степях на протяжении столетий противостоял нашествию диких орд кочевников и торговцев людьми на рынках Крыма. Тех, кто прикрывал собою от разорения города и села не только Украины, но и России, и Европы.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.