УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 85 відвідувачів

Теги
краєзнавство УГКЦ монастирі та храми України УПЦ КП Археологія та реставрація Церква і влада Церква і медицина шляхи єднання комуністи та Церква вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка церква та політика Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко конфлікти українська християнська культура Доброчинність секти церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа Священний Синод УПЦ милосердя постать у Церкві Ющенко забобони Києво-Печерська Лавра діаспора автокефалія Церква і політика Вселенський Патріархат молодь Католицька Церква розкол в Україні церковна журналістика іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Главред» (Украина): УПЦ МП: Ребрендинг



«Главред» (Украина), Константин Матвиенко, 03.07.08

Выступление митрополита Киевского и всей Украины Владимира на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 24 по 29 июня, подтвердило несколько интересных тенденций в священнической среде УПЦ МП:

как в отношении развития диалога с православными Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви о преодолении церковного раскола; так и в отношении последующего усиления влияния УПЦ в мировом православии, вплоть до полноценного поместного статуса.

Еще в декабре прошлого года Архиерейским собором УПЦ в Киеве был внесен ряд изменений к Уставу этой Церкви, которыми, в частности, предусматривается создание подразделений (епархий, благочиний, приходов, учебных заведений) за пределами государственных границ Украины. Таким образом, были заложены нормативные основы для распространения деятельности УПЦ за пределами ее канонической территории, что присуще только поместным православным церквям, в частности, и Московскому Патриархату. Также церковным судом высшей инстанции для клириков и мирян УПЦ был определен Архиерейский собор этой Церкви, а не РПЦ, как предусмотрено ее (РПЦ) Уставом. Были расширены и полномочия Священного Синода УПЦ в вопросах рассмотрения материалов о канонизации святых, образовании ставропигий (независимых от местного епископа: приходов, церковных братств и монастырей), а также оценки событий межцерковных и межконфессиональных взаимоотношений и поддержания отношений с другими церквями, в частности, за пределами Украины. К титулу предстоятеля УПЦ - „Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины", при упоминании в богослужении, наряду с традиционным „Господина" добавлено: "и Отца нашего". Такая формула титулатуры является прерогативой глав поместных церквей. В новой редакции Устава УПЦ МП теперь отсутствуют ранее имевшиеся там пункты об обязательном его одобрении Синодом РПЦ и утверждение Патриархом Московским. В целом в новой редакции этого документа сняты прямые ссылки на Устав РПЦ. Напоследок надлежит вспомнить, что отцы декабрьского Архиерейского собора УПЦ изъяли из своего Устава упоминание о том, что „святое миро" Украинская Православная Церковь получает от Московского Патриархата. Право варить миро также принадлежит поместным церквям. Чтобы оградить главу УПЦ от принудительного выхода на покой, в новой редакции Устава однозначно зафиксировано, что это возможно исключительно в случае предоставления им личного заявления. В июне изменения к Уставу УПЦ были зарегистрированы Министерством юстиции Украины.

Защитив тылы, митрополит Владимир очень дипломатично заявил о своей позиции и вовне. Выступая с докладом перед участниками Архиерейского собора в Москве, он навел сухие цифры статистики: в составе УПЦ действует свыше 10900 приходов; (для сравнения: на территории всей Российской Федерации число приходов составляет: 14290, а всего в РПЦ - 29141 приходов, включая украинские). В УПЦ служит 54 архиерея. Это более четверти всех архиереев РПЦ, вместе с зарубежными епархиями. Всего Московский Патриархат, вместе с украинскими архиереями, насчитывает их в своем составе 196. Количество монастырей УПЦ - 175, а в России - 454. Таким образом, митрополит Владимир четко продемонстрировал, что Украинская Православная Церковь - вторая по количеству прихожан и церковных учреждений в мире. И это без учета 4000 приходов Киевского Патриархата и 350 в УАПЦ. Если же все православные приходы Украины окажутся под омофором единого Предстоятеля, то Украинская Православная Церковь станет самой крупной в мире.

Именно численностью верующих, не общающихся со Вселенским Православием, мотивировал глава УПЦ необходимость усиления диалога об „излечении раскола" среди православных Украины. Он сообщил Архиерейскому собору РПЦ, что к УПЦ в письменном виде обратились представители Киевского Патриархата и УАПЦ с изложением своего видения роли и статуса православия в Украине. Настоящие документы были изучены, и их анализ показал, что преодоление раскола теоретически возможно после „усовершенствования канонического статуса УПЦ". Тут следует отметить, что для вручения упомянутых обращений митроплит Владимир, впервые за время существования раскола, в декабре официально принял в своей резиденции в Киево-Печерской лавре представителей Киевского Патриархата: архиепископа Переяслав-Хмельницкого Димитрия и архимандрита Евстратия (его недавно хиротонисали у епископа Васильковского). То есть диалог перестал быть заочным и приобрел характер официальных личных контактов.

Конечно, киевский митрополит, который по статусу своей кафедры является вторым, после Патриарха, лицом в РПЦ, всячески заверял архиереев Московского Патриархата в том, что вопрос поместного статуса УПЦ „преждевременный и бесполезный для современной церковной жизни". Но в то же время он отметил, что автокефалия не может считаться фактором разрушения церковного единства, потому что: „тогда бы пришлось признать, что между Поместными Православными Церквями, которые имеют автокефальный статус, отсутствует молитвенное общение, что коренным образом противоречит православному учению о Церкви". Таким образом, митрополит Владимир впервые с высшей церковной трибуны публично опроверг главный аргументы противников поместного статуса УПЦ о якобы расторжении молитвенного единства с Русской Православной Церковью в случае провозглашения автокефалии.

На Архиерейском соборе митрополиту Владимиру и части украинских архиереев, которые его поддерживают, удалось достичь существенного усиления влияния УПЦ в составе Московского Патриархата, предприняв еще один шаг к повышению ее канонического статуса. Собор принял ряд решений, в частности, дав формальное согласие на образование новых епархий УПЦ: Александрийской, Бердянской, Кременчугской, Нежинской, Новокаховской, Северодонецкой и Шепетовской. Впрочем, большинство этих епархий уже давно образованы решением УПЦ и существуют по несколько лет. Патриарх Алексий Второй предложил открыть в Киеве свое Патриаршее Подворье и, соответственно, в Москве Подворье Киево-Печерской лавры. Этот шаг является попыткой опередить возможное создание в Киеве Подворья Патриарха Вселенского Варфоломия Первого, которому подобные предложения не раз поступали от властно-политических кругов в Киеве.

Собор обратился со специальными посланиями к президентам Беларуси, Молдовы и Российской Федерации. Среди адресатов-президентов не было Виктора Ющенко. Интересно, что именно в дни, когда проходили заседания Собора, Александр Лукашенко пригласил Папу Римского Бенедикта Шестнадцатого посетить с официальным визитом Беларусь. На удивление, никакой официальной реакции со стороны РПЦ на этот дипломатический демарш на Соборе не последовало. Хотя в июне 2001 года, во время визита в Украину предшественника нынешнего понтифика - Иоанна-Павла Второго Московский Патриархат и УПЦ резко выступали против пребывания главы Римо-Католической Церкви на своей канонической территории. По мнению некоторых украинских наблюдателей, такая нейтральная позиция РПЦ обусловлена попытками руководства России преодолеть угрозу цивилизационной изоляции своей страны. Президент Беларуси в этом случае просто выполнил миссию посредника, чтобы его новоизбранному российскому коллеге не пришлось подвергаться критике российских ортодоксов в вопросах взаимоотношений с католиками. Ватикан не раз демонстрировал гибкость в вопросах взаимоотношений с православным миром и готовность способствовать диалогу между Россией и Западом. Сейчас такой диалог особенно актуален из-за расширения на восток Европейского Союза и НАТО, которые в последние несколько лет включили в орбиту своего влияния такие моноправославные страны, как Болгария и Румыния, а также славянские Польшу, Сербию, Хорватию. Сегодня часть канонической территории Московского Патриархата уже находится в зоне НАТО и ЕС. Идет речь о Литве, Латвии и Эстонии. Эти геополитические реалии диктуют необходимость изменений в отношении РПЦ и к Украине. Вплоть до признания ее Православной церкви поместной.

Тогда уж, как крупнейшая среди православных церквей мира, УПЦ будет иметь все основания обоснованно предлагать мировому православию признать ее патриарший статус.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.