УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП церковна журналістика Патріарх Алексій II церква і суспільство українська християнська культура розкол в Україні Вселенський Патріархат постать у Церкві Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти УГКЦ краєзнавство Президент Віктор Ющенко шляхи єднання Церква і влада Церква і політика автокефалія Києво-Печерська Лавра Мазепа іконопис комуністи та Церква монастирі та храми України Священний Синод УПЦ секти Церква і медицина Католицька Церква церква та політика діаспора забобони вибори молодь Доброчинність Археологія та реставрація милосердя 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): Великий украинец



«Профиль» (Украина), Кость Бондаренко, кандидат исторических наук, №21 (40), 07.06.2008

Фактически окончательно расставлены все точки над «i». То, что пытались доказать историки последние сто с лишним лет, свершилось: Киевская Русь признана древнеукраинским государством. Не колыбелью трех братских народов, не единой древнеславянской общностью, а протоукраинским государством. Историческая справедливость восторжествовала - не в последнюю очередь благодаря усилиям Дмитрия Табачника и Петра Толочко

Итак, Ярослав Мудрый, чье изображение украшает 2-гривневую купюру и чьим именем названа Харьковская юридическая академия, официально - на общенародном уровне - признан великим украинцем. Когда-то Василий Осипович Ключевский - а его трудно заподозрить в украинском буржуазном национализме - на вопрос, на каком языке разговаривали в древнем Киеве, ответил: «Приблизительно на том, на котором сейчас разговаривают малороссы». Ярослав Мудрый разговаривал примерно на том же языке. Ярослав Мудрый жил в Киеве. Ярослав Мудрый совершил шаги, направленные на формирование украинского этноса в его нынешнем виде, - возможно, сам этого не желая. Он имеет право именоваться великим украинцем.

Хотя реконструкция образа князя (не знаменитая «герасимовская», антропологическая, по черепу, а реконструкция реальной биографии властелина Восточной Европы) открывает нам огромное количество неприглядных сторон и старательно оставленных средневековыми биографами черных пятен.

Наше представление о Руси слишком исковеркано. Для нас существуют некие стереотипы и штампы, с которыми мы подходим к оценке нашей же тысячелетней истории. А между тем житель Киева в ХI веке не знал, что он живет в Киевской Руси - этот термин (Киевская Русь) был придуман Карамзиным семь веков спустя. Ярослав не знал, что он - Мудрый, а Владимир - что он Великий. Эти эпитеты - тоже более позднего происхождения. Они были продуктами своей эпохи, и государство, сложившееся на перекрестке великих торговых путей, - спекулятивное, торговое государство с большими агрессивными аппетитами относительно своих соседей, а также с необходимостью защищаться от степных кочевников, могло дать единственно возможный продукт - властителей щедрых, гостеприимных, но одновременно коварных, жестоких и двуличных.

Ярослав Владимирович (прозванный поздними историками - начиная с Татищева - «Мудрым») был третьим сыном Владимира Святославовича - крестителя Руси, соединившего титулы степного правителя (кагана) и европейского монарха (басилевса). Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, насильно взятая Владимиром в его многочисленный гарем. Ярослав не был любимым ребенком, у него была врожденная травма и до юношеского возраста он не мог передвигаться самостоятельно. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом сохранились у него и в зрелом возрасте, о чем свидетельствует антропологический анализ костей, сохранившихся в саркофаге в Софийском Соборе. Физическое увечье, а также дефицит родительского тепла развили в Ярославе озлобленность и мстительность по отношению к более успешным братьям. И одновременно - желание уйти из мира светского в мир книжный, духовный. Ярослав с детства обучился грамоте, много читал и начал коллекционировать книги.

В ранней юности отец отправил его княжить в Новгород. У автора этих строк есть своя версия о Новгороде Великом и его реальной дислокации: ну, не могли в те времена и при тех обстоятельствах (полторы тысячи километров, непроходимые леса, высоты Валдайской возвышенности, отсутствие ямских станций для смены лошадей, полное отсутствие дорог и т.д.) по нескольку раз в год князья с дружинами (а это сотни и тысячи человек) двигаться туда-сюда, с севера на юг и обратно. Легенда о суперсудоходном Днепре тоже отбрасывается: путешествие на ладье из Новгорода в Киев занимало недели, а в обратном направлении - месяцы. Проще было Колумбу переплыть Атлантику, чем купцу добраться из Грек в Варяги. Да и почему Владимир, выступая в поход на Новгород, перебирался на левый берег Днепра, направляясь в район нынешнего Борисполя? Аэропорт в Борисполе, кажется, тоже был сооружен значительно позже.

Есть еще один момент. Ярослав передал Новгород в ленное владение своему старшему сыну Владимиру (умершему еще при жизни отца), затем его унаследовал сын Владимира Ростислав. И тут - странное дело! - Ростислав почему-то фигурирует в русских летописях как князь Тмутаракани и южных русских земель. Именно в Тмутаракани Ростислав был отравлен греками, а его сыновья Володарь и Василько получили княжества в Галичине. Логика отсутствует напрочь... Скорее всего, летописный Новгород и Новгород Великий - разные населенные пункты.

Но вернемся к Ярославу. То, что Ярослав начал вполне самостоятельную политическую жизнь, не совсем слушаясь отца и даже зачастую выступая против его воли, - это точно. Он использовал факт своего княжения для установления тесных контактов с варягами, присутствие ограниченного контингента которых на Руси было серьезным фактором, влияющим на политические расклады. Ярослав на первых порах сблизился с «варяжской партией», используя варяжских наемников для борьбы и со своим отцом, и со своими братьями.

Достаточно ранний брак Ярослава с дочерью варяжского вождя и шведского короля Олафа Скеттконунга, позже - брак дочери Ярослава Елизаветы с другим варяжским предводителем, Гаральдом Хардраадой (Жестоким) создали систему отношений, в результате которых Ярослав смог укрепиться на троне и стать единственным властителем среди множества своих братьев. Владимир, как мужчина любвеобильный, оставил после себя двенадцать сыновей, каждый из которых требовал свой удел и желал расширить ленные владения за счет братьев.

Летописная легенда говорит о том, что после смерти Владимира (который как раз собирался выступить в поход против своего сына Ярослава, отказавшегося платить дань Киеву), киевский престол перешел то ли к старшему сыну, то ли к племяннику Владимира (сыну убитого Владимиром брата Ярополка) Святополку. К тому времени Святополк - тоже князь-бунтарь - уже сидел в темнице, арестованный Владимиром, и киевские бояре освободили его и принесли присягу на верность. Согласно летописной традиции, Святополк убил своих братьев Святослава, Бориса и Глеба (Борис как раз был откомандирован отцом в поход против Ярослава, но шел не в сторону нынешнего Новгорода Великого, а, скажем так, вдоль нынешней трассы Киев - Полтава). Потом начал войну с Ярославом, в которой Ярослав использовал варягов, а Святополк - поляков. Киев попеременно переходил из рук в руки, пока Ярослав в 1019 году окончательно не утвердился в качестве князя.

Возникает множество сомнений относительно достоверности этой легенды. Зачем Святополку было истреблять своих младших братьев, если они не имели никаких прав на престол - согласно средневековой логике престолонаследования? Почему Святополк начал воевать с Ярославом, который не столько высказывал претензии на киевский престол, сколько хотел управлять независимо Новгородом? Ведь рядом - в Чернигове - сидел князь Мстислав, который был старше Ярослава, а потому имел больше прав на престолонаследование? Но против Мстислава санкции не вводились!

Скандинавские саги дают другую версию. Они рассказывают о конунге Ярицлейве, который выступил против своего брата Бурицлава (Бориса).  «Прядь об Эймунде» сообщает уникальные и противоречащие русским летописям сведения относительно борьбы Ярослава Мудрого за киевский стол. Согласно саге, конунг Эймунд со своей дружиной пришел на Русь, потому что:  «слышал о смерти Вальдимара-конунга с востока из Гардарики, и эти владения держат теперь трое сыновей его, славнейшие мужи. Он наделил их не совсем поровну - одному теперь досталось больше, чем двум. И зовется Бурицлав тот, который получил большую долю отцовского наследия, и он - старший среди них. Другого зовут Ярицлейв, а третьего Вартилав. Бурицлав держит Кэнугард (Киев), а это - лучшее княжество во всем Гардарики. Ярицлейв держит Хольмгард, а третий - Палтескью (Полоцк) и всю область, что сюда принадлежит. Теперь у них разлад из-за владений, и всех больше недоволен тот, чья доля по разделу больше и лучше: он видит урон своей власти в том, что его владения меньше отцовских».

Эймунд нанялся на службу к Ярицлейву и участвовал в борьбе между тремя братьями. Сага подробно описывает перипетии этой борьбы, в ходе которой варяги Эймунда дважды побеждали нападающего Бурицлава и на третий раз убили его по наущению Ярицлейва. С Вартилавом после перехода Эймунда на его сторону был заключен мир, в результате которого Ярицлейв остался конунгом Хольмгарда, Вартилав - Кэнугарда, а Эймунд получил Полоцк и «область, которая сюда принадлежит». Ожесточенная борьба братьев и гибель одного из них завершилась, по саге, фактически ничем для Ярослава - он остался правителем того же княжества, улучшением статуса Вартилава и очевидным выигрышем Эймунда, который из предводителя наемников превратился в правителя богатого княжества.

Сага ничего не говорит о Святополке, но исследователи указывают на то, что, возможно, под именем Вартилава варяги знали именно Святополка. Итак, Ярослав совместно со Святополком убили Бориса и стали делить страну между собой. После этого началась борьба между братьями. После изгнания из Киева поляков (1018 год) Святополк обратился за помощью к печенегам. В 1019 году состоялась решающая битва, в ходе которой Святополк был побежден и бежал в степь, где несколько раз пытался - совместно с печенегами - вернуть по праву принадлежащий ему престол. По всей видимости, в последний раз - в 1037 году.

Ярослав в честь победы над печенегами соорудил Софийский собор (по мнению некоторых исследователей, закладка фундамента собора состоялась не в 1037 году, а именно в честь победы над печенегами и Святополком в 1019-м, к 1037 году собор был уже построен).

Дальнейшая жизнь Ярослава - это постоянные усобицы с братьями. Это и таинственная гибель старшего брата Ярослава, Всеволода, убитого на варяжском пиру. Это и младший брат, князь Судислав, которого Ярослав бросил в темницу, где он провел несколько десятилетий (возможно, Судислав выступал союзником Святополка). Это и войны с Полоцком (сначала с братом Брячиславом, потом с племянником Всеславом). Это и знаменитая Лиственская битва...

О Лиственской битве стоит вспомнить особо. В ходе этой битвы князь Мстислав Черниговский победил своего младшего брата Ярослава, но не стал претендовать на Киев, а разделил землю по Днепру. Это был первый в истории Украины прецедент деления общей территории по линии Днепра. Позже украинские политики постоянно демонстрировали приверженность соблазну, впервые проявившемуся в отношениях между Ярославом и Мстиславом. Правда, спустя пять лет Мстислав умер, оставив после себя малолетнего сына, который был лишен права наследования, и Русь снова была объединена под единой властью Ярослава.

Иногда кажется, что Ярославу власть сама шла в руки. Он был баловнем и любимчиком судьбы. По крайней мере, именно таков вывод проистекает из летописей. Но на самом деле Ярослав делал немало ошибок и экспериментов, действовал по наитию. Например, неудачей завершился поход сына Ярослава, Владимира, на Византию в 1044 году - последний поход Руси на Восточную Римскую империю. Корабли руссов попали в шторм, многие затонули. Спасшиеся воины попали в плен к грекам и были ослеплены. Этот поход стал одной из наиболее трагических страниц в истории Руси.

Но именно Ярослав прекратил экспансионистскую политику своих предшественников, направленную на расширение территорий. Экстенсивное развитие Руси начало давать сбои: огромную империю необходимо было привести к общему знаменателю. Основу под него заложил Владимир, введя общую религию и единую Церковь. Укрепил основу Ярослав, введя единое для всех судоустройство и единую законодательную систему - Правду Ярослава.

Князь избегал территориальных расширений (единственное серьезное территориальное приобретение времен Ярослава - это Червонная Русь, Галичина). Правда, экспансию в Галичину началт еще Владимир, Ярослав только завершил дело. Попытки укрепиться в Польше, куда его позвали на помощь польские князья (на искоренение вызванной голодом смуты), завершились ничем. Попытки укрепиться на Волге были спорадическими и совершались скорее для построения центров сбора податей с покоренных народов.

Ярослав начал впервые устанавливать четкие границы своего государства - как говорил летописец, «Ярослав начал строить грады по Суле, Стугне, Роси». В них он расселил преимущественно представителей племен, ранее входивших в печенежский племенной союз, - торков, черных клобуков, берендеев. Все они стали подданными Ярослава и приняли участие в формировании украинского народа - наряду со славянами. Мы действительно в значительной мере являемся носителями степной, печенежской крови. Особенно это касается жителей Восточной и Центральной Украины. И не в последнюю очередь благодаря Ярославу. Он закрепил те процессы, которые ранее стихийно наблюдались на степном пространстве - процессы смешивания славян и тюрков. Киевская Русь благодаря Ярославу стала продуктом взаимодействия руссов и печенегов. А в современном украинском языке появилось множество (Грушевский насчитал около 3 тыс.) тюркизмов, среди которых - даже такие «исконно украинские» слова, как «тин», «хата», «кохати», «козак», «курінь», «казан» и другие.

Желая усилить свое влияние на Европу и европейскую политику, Ярослав продолжил дело своего отца и стал выдавать своих дочерей замуж за влиятельных монархов. Так Елизавета стала женой будущего норвежского правителя Гаральда Хардраады. Позже, в 1066 году, Гаральд Норвежский отправится на завоевание Англии и падет в бою с Гаральдом Английским. Гаральд Английский спустя две недели будет вынужден вступить в борьбу с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем и погибнет, а его дочь Гита спасется бегством, окажется в Киеве и станет женой внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Старшая дочь Ярослава, Анна, станет королевой Франции и одной из величайших авантюристок своего времени. До сих пор ходит легенда, будто Ярослав дал в приданное Анне Евангелие, писанное славянскими письменами и известное в науке как Реймское. На нем приносили присягу все короли Франции и некоторые президенты. Но более детальный анализ текста не оставляет поля для легенд и инсинуаций: Реймсское Евангелие имеет боснийское происхождение. Младшая дочь Ярослава, Анастасия, стала венгерской королевой. Сыновья Ярослава женились на польских и византийских принцессах (отсюда и родовое имя Мономах у его внука).

Эпоха Ярослава осталась в нашей истории как некая легенда о золотом веке Руси. Хотя век был не столь золотым, и эпоха - не совсем героической. Ярослав пытался создать государство «под себя», в удобном ему формате. Он всячески пытался упорядочить ту территорию, которая ему досталась в наследство и вследствие истребления многочисленных братьев. И если мы говорим о древнеукраинской государственности, то именно при Ярославе государство обрело четкую иерархию и структурировалось. Русь вышла из эпохи варварства. Русь стала протоУкраиной.

Грядущие века попытались смыть с Ярослава негативный имидж - ему простили братоубийство, бунт против отца, многие коварные планы и замыслы. Его оставили в нашем сознании в виде легенды о прекрасном прошлом. И о единой стране, которая после Ярослава перестала быть единой. По горькой иронии - так уж совпало - 1054 год, год смерти Ярослава, в мировом масштабе ознаменовался цивилизационными катаклизмами - именно в этот год христианская церковь разделилась окончательно на православную и католическую. Раскол существенно повлиял в последующем и на судьбу Украины...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.