УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 83 відвідувачів

Теги
Доброчинність шляхи єднання українська християнська культура Церква і медицина церква та політика постать у Церкві церковна журналістика комуністи та Церква милосердя Церква і політика монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко іконопис конфлікти діаспора вибори педагогіка Церква і влада розкол в Україні забобони Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Києво-Печерська Лавра молодь Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II краєзнавство УГКЦ секти автокефалія Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Вселенський Патріархат УПЦ КП Ющенко Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






«Реальная газета Ижица» (Луганск): В облаках и на земле



«Реальная газета Ижица» (Луганск), Елена Ткаченко, 16/01/2008

В небольшой светлой мастерской чуть теплее, чем на улице. Когда говоришь, изо рта идет пар. Обогреватели, придвинутые к дивану, не спасают - ноги и руки коченеют почти мгновенно. А хрупкая женщина Екатерина ДОМНЕНКО умудряется в таком холоде работать. Хотя когда смотришь на ее работы - изящных муз в греческих хитонах, нежную Марусю Чурай и «воздушную» Мадонну с младенцем, - поневоле кажется, что они живые и точно так же страдают от холода.  - Да в этом году еще не так плохо, - рассказывает Екатерина. - Установили автономное отопление, вроде бы все работало, хоть и было прохладно - экономили. А вот недавно отказали моторы. Всего-то год оборудованию! Халтурно, видимо, работают отечественные производители...


 А в Греции тепло

В Греции все есть. Это уж точно. В ней даже есть скульптуры работы луганчанки Домненко. В частности, большая статуя святой Ирины, покровительницы города Иринополь. Светлая, словно невесомая, как, впрочем, и все работы Екатерины, она шагает вверх по колоннам, символизирующим разные эпохи, и вокруг нее кружат голуби.

Давным-давно юная девушка ценой своей жизни примирила враждующие стороны - греков и турков, и городок не был стерт с лица земли. Жители города считают ее своей покровительницей. И когда решено было установить памятник святой Ирине, руководство города обратило внимание на фотографии работ Екатерины Домненко, находившейся в то время в Греции в гостях у сестер. 

 - Получила я этот заказ, но все как-то не складывалось - то не было материалов, то не выдавали аванс... Я думала, что ничего уже не получится, - вспоминает скульптор. - А потом подняла глаза к небу. Прямо надо мной проплывало необычной формы облако, и... я увидела ее. Точно такую, какой она сейчас стоит на главной площади Иринополя. Только пропорции у «небесного оригинала» были чуть более вытянутыми. И тогда я поняла,  что все будет так, как надо.

И получилась Ирина похожей на белое облако в синем-синем греческом небе. О том, чего стоила эта хрупкость, эта невесомость и гармония, Екатерина говорит коротко:
 - Три месяца, пока шла работа над статуей, я спала по два часа в сутки - настолько была ограничена во времени. Кроме того, не было многих необходимых инструментов, не было специалистов...

Так, формовщика - специалиста, который и превращает авторскую работу собственно в монументальную скульптуру - мужу Екатерины, Владимиру Знаменскому, пришлось везти из Луганска. 

 - Когда муж выехал из Украины, я просила его чаще звонить - ходили слухи о множестве пропавших без вести на границе, об убитых и ограбленных... Он обещал. А тут неделя прошла - и ни слуху ни духу. Я звоню домой - никто не знает, где он и что с ним. И вот я ощутила абсолютное одиночество и безысходность. Думаю: если завтра утром он не позвонит, я просто брошусь с третьего этажа - я на недостроенном третьем этаже сестриного дома над статуей Ирины работала.

Просто, спокойно приняла решение и отправилась спать. Утром встаю - не звонит Володя. Думаю: сейчас кофе выпью и брошусь. Заварила кофе, сижу пью, и тут слышу - под окном гудок... Это Володя с формовщиком приехали.

Но на этом приключения святой Ирины и ее создательницы не закончились. За двое суток до открытия памятника его должны были устанавливать на центральной площади города. Но вместо крана почему-то предоставили... экскаватор.

Екатерина была в шоке, умоляла не рисковать - статуя могла в любой момент упасть и разбиться. Но рабочие ее не слушали - велено местной властью, значит, будет сделано! Зацепили статую за ковш и стали поднимать наверх, на постамент в виде трех колонн. А высота большая - 4 метра.

На такую высоту ковш просто подняться не мог. Так и осталась Ирина - практически в воздухе. Екатерина направилась на поиски крана, а тем временем рабочие решили... отцепить памятник от ковша. Только чудом скульптура не упала, зацепившись за желоб в колонне. Но ступня оказалась раздроблена.

Скульптор была потрясена, но нужно было спасать святую, пострадавшую уже в мирное время. Сутки напролет она делала ступню заново, затем красила статую в белый цвет, чтобы не было видно следов реставрации, а затем краном все же подняли фигуру и установили на требуемое место.

Утром, во время торжественного открытия, когда со статуи снимали покрывало, горожане сделали Екатерине сюрприз: выпустили в воздух белых голубей, так что показалось, что две птицы застыли у колен святой, обратившись в камень. Создательницу памятника благодарило правительство Греции. Но поистине дорого далась Екатерине эта работа - еще месяц после открытия она почти не могла спать и есть.

А спустя немного времени руководство города Эдос - прародины Александра Македонского - признало проект памятника легендарному полководцу работы Владимира Знаменского и Екатерины Домненко лучшим из всех представленных на конкурс. Но до сих пор памятник никак не установят - нет средств.

 Семейство муз

Три сестры Домненко продолжили семейную традицию. Их родители были талантливыми художниками, выросшими в творческой атмосфере.  Семья мамы была музыкальной. Дедушка Екатерины писал музыку и делал скрипки. В семье отца были художники и меценаты. На средства семьи построен крупнейший храм в Алма-Ате - Никольский. 

И мама, и отец прекрасно пели. Кстати, мама вспоминала, что когда впервые услышала украинские песни по радио, была восхищена: «Мне показалось, что я попала в рай».
Старшая из сестер, Галина - живописец, младшая, Любовь - дизайнер, Екатерина - скульптор.

Кстати, Любовь всегда была самой деятельной из сестер и, что называется, «пробивной». Она-то и подтолкнула старшую Галину на шаг, который в корне изменил их судьбу.

В 1991 году, устав от безденежья, отсутствия заказов, негативного, «совкового» отношения местных мэтров к творческим исканиям молодежи, две сестры собрались в Грецию на сезонные работы.

Как раз перед их отъездом в Москве случился путч. А билеты у Галины и Любы были как раз из Москвы. Они обе очень боялись, что их не выпустят. Но - повезло, удалось проскользнуть. И начались обычные мытарства гастарбайтеров в Греции. Впрочем, сестрам Домненко повезло: они работали в хороших семьях, хозяева им сочувствовали, хотя бы потому, что сами... выезжали на сезонные работы в Германию. Вот такая получилась занимательная цепочка.

Через год Галина и Люба поступили на работу на фабрику по производству плодовых консервов. На фабрике Любовь вскоре познакомилась с молодым инженером Янисом Харалампиду и вышла за него замуж. Когда Янис получил травму и вынужден был покинуть предприятие, молодые арендовали персиковый сад и обрабатывали его, продавая урожай на фабрику, затем отказались от этого - слишком трудная работа, и стали нанимать работников.

Со временем построили трехэтажный дом. Деятельную и энергичную Любовь пригласили работать консультантом при мэрии. Через друга семьи Яниса, местного священника, Любовь и Галина получили заказ на роспись храма. Два года они работали, украшая Божий дом, и труд их оценили по достоинству. Так сестры стали получать крупные заказы.

Вскоре Галина тоже вышла замуж. Вызвали к себе и Екатерину, но та, прожив с ними около трех лет, не захотела оставаться в Греции - слишком большую роль при получении заказов играли личные контакты, ей не хотелось от кого-то зависеть. После отъезда средней сестры Галина развелась с мужем и, получив заказ на роспись храма в горном селе, уехала туда, да так и осталась там жить.

Сейчас у нее собственный дом, огромный сад. Ее постоянно окружает какое-то зверье - помимо множества собак и кошек, Галина кормит в саду молоком из блюдечка... змей и крыс. И совершенно их не боится. На жизнь зарабатывает иконописью - как ни странно, в Греции традиции иконописи гораздо слабее, нежели в России и Украине.
 
Даже в храмах зачастую вместо росписи можно увидеть специальные самоклеящиеся обои с христианской символикой. Поэтому ручная работа ценится довольно высоко. Любовь открыла салон красоты, родила двоих детей, Лаврентия и Марусю, всеобщих баловней и любимцев.

Кстати, Маруся, которой сейчас десять лет, уже очень хорошо рисует и пишет удивительно проникновенные стихи на греческом языке. Так, в одном из ее стихотворений говорится о том, что любое чувство человек  способен оценить, лишь потеряв его.

 «Воротишься на Родину. Ну что ж...»*

Вернувшись в Луганск, Екатерина Домненко начала получать серьезные заказы, выиграла конкурсы на проект памятника воинам-афганцам в Луганске и Беловодске. А два года назад ее макет победил в конкурсе памятников «Соборна Україна».

Такие памятники, по задумке Президента Украины Виктора Ющенко, должны были быть установлены в четырех городах страны:  на севере, юге, востоке и западе.
Однако в Луганске - единственном из выбранных городов - этот памятник до сих пор не установлен...

Летом 2007 года управление культуры облгосадминистрации и областная организация профсоюза работников угольной отрасли объявили конкурс на лучший проект памятного знака шахтерскому труду, который будет стоять у входа в здание ГП «Луганскуголь».

Проекты на конкурс представили 5 творческих групп.
- Когда я увидела работу Виктора Закалюкина, я поняла, что, скорее всего, это главный кандидат на победу, - говорит Екатерина. - Даже как-то внимания не обращала, что еще летом Евгений Чумак говорил о том, что он победит.

Но когда объявили итоги... Если бы работа Чумака была хоть сколько-нибудь достойной, никто и не стал бы протестовать. Но это же ни в какие ворота не лезет!

Создается впечатление, что автор этой работы не имеет ни малейшего представления о принципах и законах создания монументальной скульптуры. И дело-то не в гонорарах и званиях. Горожане чем виноваты, что подобный монумент будет «украшать» центр восточных ворот Украины?

С Екатериной солидарны еще четверо скульпторов и архитекторов города, подписавших обращение к организаторам конкурса. 

 - Возникает вопрос: зачем вообще проводить конкурсы, если в любом случае всем заранее известен их исход? - спрашивают они, требуя от устроителей пересмотреть результаты конкурса, пригласив для этого независимых экспертов и скульпторов из Национального союза художников Украины.

А Евгений Чумак посоветовал коллегам научиться проигрывать и больше работать над собой...

 

* - цитата из одноименного стихотворения Иосифа Бродского

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.