Размышления над воскресным евангельским и апостольским чтениями накануне визита в Украину Вселенского и Московского Патриархов
Православные верующие Украины с трепетом ожидают приезда в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей и, в первую очередь, Вселенского и Московского Патриархов. Церковные люди не только стремятся увидеть духовных лидеров мирового уровня, но и возлагают надежды на мудрость Первосвятителей в уврачевании раскола в украинском Православии. Государственные мужи и политики готовятся к визиту по-своему. Получив информационный повод, светские и церковные СМИ наполнили информационное пространство разного уровня аналитикой, домыслами и слухами. Последние особенно распространились по причине отсутствие достоаточного количества официальной информации и противоречивости имеющейся. И, как результат, мысли о визите и гипотезы о возможном развитии событий занимают в нашем сознании значительное место. Так, что, даже читая воскресное Евангелие, мы вольно или невольно ищем ответы на возникающие перед нами вопросы. В минувшее воскресенье за литургией читался рассказ евангелиста Матфея об изгнании бесов из гергесинских одержимых: И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город. Евангелие от Матфея 8:28-9:1 Итак, Господь приходит в землю Гергесинскую, и Его путь лежит через местность, где поселились двое бесноватых, держащих в страхе жителей близлежащего города. Христос приходит и к нам. Мы ведь слышали, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). К нам едут несколько Предстоятелей Поместных Православных Церквей во главе со Вселенским Патриархом для церковного празднования 1020-летия Крещения Руси. И мы верим, что Христос посреди них. Следовательно, Он приходит и к нам, жителям этой страны. Есть в нашей стране и беснование. Прежде всего, это неестественное разделение единоверных и единокровных братьев. Мы одержимы бесом разделения и он страшен и опасен для всех жителей нашей страны. Возможно, что Христос смилуется над нами и изгонит дух разделения. Но произойти это может самым невероятным, непостижимым, чудесным и странным для человеческого ума способом. И если это произойдет, дай Бог, чтобы мы не уподобились жителям страны Гергесинской. «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». Готовы ли мы не испугаться, не смутиться и смиренно принять решение Патриархов (если оно, конечно, будет иметь место)? Готовы ли делом подтвердить слова святителя Григория Богослова, которые повторяем на протяжении многих лет: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми тяготит наши сердца»? И, наконец, самый сложный для толкования образ - образ свиней, ввергнувших себя в море Галилейское. Дух разделения противопоставляет себя заповеданному Богом единству во Христе. К сожалению, даже если Патриархами будут сделаны шаги по достижению единства или уврачеванию раскола, найдутся те, кто этого не примут и сами встанут на путь разделения, проявляя ревность «не по разуму», о которой в воскресном чтении того же дня говорит апостол Павел: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:2-4). Найдутся и политики, которые готовы будут возрадоваться восстановлению единства как очередному этапу политического разделения. А финал царства, разделившегося в самом себе, известен. Что же нам делать, чтобы остаться среди учеников Христовых, изумленно взирающих на происходящее? Прежде всего, помнить, что все совершается по воле Божией, и молиться, чтобы нам хватило премудрости и смирения принять волю Божию и не творить волю свою. И подобно апостолам, которые повсюду следовали за Христом, следовать за нашим Предстоятелем - Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Протоиерей Георгий Коваленко, шеф-редактор
|
|
 
 
 
|