УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 159 відвідувачів

Теги
Католицька Церква секти церковна журналістика УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II українська християнська культура іконопис Предстоятелі Помісних Церков вибори милосердя Священний Синод УПЦ шляхи єднання Церква і медицина монастирі та храми України діаспора Церква і влада розкол в Україні Вселенський Патріархат автокефалія Археологія та реставрація забобони церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві Ющенко церква і суспільство УГКЦ краєзнавство молодь конфлікти Голодомор Церква і політика Доброчинність педагогіка комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Время новостей» (Россия): Крест на крест



«Время новостей» (Россия), Иван Сухов, 24.07.2008

1020-летие крещения Руси рискует стать очередной проблемой в отношениях Москвы и Киева

Подготовка к намеченным на конец недели торжествам по поводу 1020-летия крещения Руси в Киеве напоминает предвыборные баталии: Киев заклеен множеством приветственных плакатов. Чаще других попадаются портреты вселенского патриарха Варфоломея I, которого Украина собирается приветствовать уже сегодня. Иногда владыка Варфоломей стоит плечом к плечу с президентом Украины Виктором Ющенко. И надпись под изображением, несомненно, смонтированным, потому что президент до сих пор еще не встречался с патриархом, гласит: «Украина -- наследница Киевской Руси». Совсем редко встречаются портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с подписью: «Украина приветствует своего патриарха». Портретов Алексия явно не хватает: возникает ощущение, что Московская патриархия готовила его приезд с гораздо меньшим рвением и существенно экономнее, чем католики, которых на Украине определенно меньшинство, -- визит Папы Иоанна Павла II в 2001 году.

Все это полиграфическое изобилие вызывает невольные ассоциации с преддверием важного футбольного матча, перед которым на улицы высыпают фанаты в цветах своих команд. Главный редактор российского журнала «Политический класс» Виталий Третьяков, выступивший в Киеве на посвященной 1020-летию международной конференции, заметил пессимистически, что от юбилея может оказаться больше вреда, чем пользы. И вспомнил о 1000-летии крещения Руси в 1988 году, которое отмечали с большой помпой и при покровительстве союзных властей, спустя всего три года после этого ушедших в небытие вместе со страной.

Приезд в Киев 232-го константинопольского патриарха Варфоломея I обставляется украинскими властями почти столь же тщательно, сколь визит понтифика. Хотя их статус трудно сравнить -- в православии нет присущей католичеству традиции единоначального и непогрешимого божьего наместника на земле, и владыка Варфоломей является лишь «первым среди равных». За несколько недель до торжеств заместитель главы секретариата президента Украины Юрий Богуцкий обмолвился о том, что вселенский патриарх собирается обсудить в Киеве возможность создания украинской поместной православной церкви, то есть такой, которая была бы признана православными всего мира и независима от Москвы.

Это лишило сна тех, кто пытается бороться за сохранение Украины в российской «цивилизационной орбите». Вселенского патриарха тут же назвали пастырем без паствы, подданным мусульманского государства, хотя своим пастырем его считают как минимум тысячи жителей Греческого архипелага, а его местопребывание в Стамбуле остается важнейшим символом не только для православного, но и для всего христианского мира. Тем не менее первому заместителю председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константину Затулину произносимые в связи с визитом владыки в Киев слова о будущем единстве украинской православной церкви напоминают об оруэлловском двоемыслии: он полагает, что попытка объединения, в сущности, означает новый раскол между Москвой и Киевом.

Впрочем, расколоть украинское православное сообщество больше, чем сейчас, уже трудно: на Украине существуют одновременно три православные конфессии. Причем две из них -- Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, по сути, не могут считаться официально признанными. В православной традиции их называют самосвятскими. Это многообразие является плодом двух территориально-иерархических и идейных разделов Русской православной церкви -- сначала в связи с революционными событиями 1917--1918 года, а затем в связи с падением Союза в 1991-м. Кроме трех православных конфессий существует еще обширная община грекокатоликов, сохраняющих верность православным догматам и обрядам, но признающих Папу и верховенство Рима, небольшое собственно католическое меньшинство и ряд старообрядческих «согласий».

Гипотетическое объединение православных церквей, обсуждаемое единственно в связи с высказыванием сугубо светского чиновника из президентского секретариата, могло бы, по мысли участников этой непраздничной дискуссии, случиться, если бы константинопольский патриарх признал вдруг Украинскую православную церковь Киевского патриархата, встретился с ее предстоятелем, владыкой Филаретом, а еще лучше принял бы эту церковь под свой омофор. При этом сам Константинопольский патриархат, по крайней мере перед визитом вселенского владыки в Киев, слал довольно ясные сигналы, что Варфоломей I не собирается встречаться с «самосвятами» и вообще едет на Украину как гость Алексия II, главы единственной «официальной» православной конфессии страны.

Алексий II собирается посетить торжества в Киеве и побывать в сопровождении президента Виктора Ющенко во Львове и Крыму, где в византийском Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир Святославович. Московская патриархия, естественно, склонна игнорировать в протокольном плане любую активность УПЦ Киевского патриархата и автокефальной УПЦ. Завсектором публикаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Александр Макаров полагает излишними все разговоры о необходимости создания украинской поместной церкви. «УПЦ Московского патриархата, по сути, автокефальна. Внутри она вполне независима и даже, наоборот, участвует в управлении всей РПЦ», -- заключил протоиерей Александр на конференции «1020-летие крещения Руси: к вопросу о цивилизационном выборе Украины и России», которую провел накануне торжеств Украинский филиал Института стран СНГ.

Приглашенные российские и украинские эксперты были возмущены плакатами, из которых явствовало, что наследницей Киевской Руси является именно Украина, и охотно углублялись в историю цивилизаций. Г-н Затулин высмеял выходящие на Украине книги о происхождении украинцев от древнего народа укр и слова «Палестина» от «полевого стана» запорожцев. Директора института археологии Украинской академии наук Петра Толочко изумила географическая метафора Киевского патриарха Филарета о дороге на запад, которую, по его словам, указал Киеву князь Владимир. Византия, откуда Владимир принял православие, лежала, несомненно, к западу от Киева, но академик Толочко хотел подчеркнуть разницу между восточным и западным христианством. «Византия была мировой державой, самой развитой и процветающей, а Киевская Русь, вошедшая в византийское содружество наций, ни в чем не уступала Западной Европе, -- сказал г-н Толочко и потом добавил: -- Православие -- это код нашей общей идентичности, искушаться куском хлеба с маслом безнравственно».

Искушение, надо понимать, кроется в идее создания поместной украинской церкви, независимой от Москвы. «Враги христианской веры хотят сделать из Украины Антироссию, а из русских и украинцев -- сербов и хорватов, -- сказал депутат Государственной думы и политолог Сергей Марков. -- Я как историк прямо предупреждаю, что всех, кто участвует в этом дьявольском заговоре, ждет расплата. Народ им этого не простит». «Нам предстоит буквально духовная революция, -- с пламенностью протопопа Аввакума обрисовал г-н Марков будущее тех, кто искушению не поддастся. -- Мы уйдем от культа денег. Это будет обязательно, я вам обещаю».

Г-ну Затулину трудно представить себе повторение сербо-хорватской войны между Россией и Украиной, но и он намекал на опасности, вытекающие из подобного стремления к конфессиональному самоопределению. Его коллеги полагают, что оно, как минимум, приведет к созданию на Украине секуляризированного общества по аналогии с Америкой и Западной Европой. Главным же негативным следствием секуляризации эксперты, судя по всему, считают содомию -- тема гомосексуализма так или иначе возбуждала многих из них. В частности, в связи с тем, что киевские власти пытаются перенести рок-концерт, организуемый в честь визита Алексия II, с майдана Незалежности, «где позволяли до ночи гулять представителям сексменьшинств», на Певческую площадь.

Часть противников содомии уже перешла от слов к делу -- депутат Рады от Партии регионов Василий Горбаль, к примеру, на конференцию не пришел, потому что своими депутатскими руками помогал строить на Майдане сцену для группы «ДДТ». Сцену, правда, скорее всего, все-таки придется перенести: организаторы субботних торжеств из администрации президента Украины считают опасным близкое соседство рок-концерта и литургии с участием первых лиц, которая пройдет в нескольких кварталах от Майдана, в Киевской Софии. Секулярная культура все же успела пустить корни в среде городской молодежи, и часть зрительской массовки, услышав знакомые хиты, может предпочесть концерт церковной службе.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.