УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
педагогіка конфлікти Предстоятелі Помісних Церков милосердя Голодомор Церква і влада українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора 1020-річчя Хрещення Русі вибори Вселенський Патріархат УГКЦ краєзнавство комуністи та Церква Церква і політика церква та політика Києво-Печерська Лавра автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП молодь церковна журналістика Ющенко забобони монастирі та храми України Священний Синод УПЦ Мазепа шляхи єднання Церква і медицина Католицька Церква постать у Церкві Патріарх Алексій II Доброчинність секти розкол в Україні церква і суспільство Археологія та реставрація іконопис Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Газета» (Россия): Здесь украинский дух, здесь Русью пахнет



«Газета» (Россия), О.Болотова, В.Кипмани, опрос подготовил А.Саргин, 24.07.2008

1020-летие Крещения Руси отмечают вместе два православных патриарха

С невиданным размахом должны пройти торжества в Киеве, приуроченные к 1020-летию крещения Руси и намеченные на пятницу и субботу. Богослужения по этому случаю на площадях города намерены провести патриарх Московский Алексий II и патриарх Константинопольский Варфоломей в присутствии президента Украины Виктора Ющенко.

20 лет назад внезапное решение Михаила Горбачева отметить 1000-летие крещения Руси на официальном уровне поразило общество. Трансляции торжественных концертов, во время которых звучали православные гимны и брали слово бородатые люди в клобуках и рясах, до тех пор на телеэкране не появлялись и были восприняты как признак наступающей свободы слова и совести. Сейчас надежды на религиозный ренессанс можно считать проваленными.

Хотя к православным себя причисляют две трети населения России, регулярно посещают храмы из них незначительное меньшинство, а христианская этика не играет заметной роли в общественном сознании. Национальной идеей стали отнюдь не евангельские заветы, а деньги и газ. Не случайно президент Украины Виктор Ющенко на состоявшейся в четверг торжественной пресс-конференции, затронув тему юбилея, сразу заговорил о цене на поставки российского газа.

1010-летие Крещения Руси прошло почти незамеченным, а 1020-летие власти Украины решили пышно отметить. В России эту цифру сочли недостаточно круглой. Возможно, потому, что центром такого праздника неизбежно оказывается Украина, отношения с которой у России весьма натянутые. На фоне возрождения великодержавного духа во внешней политике РФ мало кому в российской власти хочется лишний раз вспоминать, что Московское царство зарождалось некогда в прямом подчинении у "матери городов русских".

К тому же подобный юбилей напоминает о междоусобице православных, которые на Украине встречают его расколотыми надвое: с одной стороны - Украинская православная церковь (УПЦ), подчиненная Московскому патриархату, с другой - автокефальная во главе с митрополитом Филаретом, которая ориентируется на Константинополь.

Украина не поддалась «кириллическому» влиянию

В Киеве в начале этой недели побывал председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Украинские обозреватели называют его миссию провальной: он не смог провести через синод УПЦ обращение о предоставлении бывшему украинскому экзархату Русской православной церкви (РПЦ) автономии по примеру Японской православной церкви и получил отказ в достаточно грубой форме от главы еще одной, третьей ветви украинского православия - Украинской автокефальной православной церкви митрополита Мефодия (Кудрякова). Если ранее митрополит Мефодий был замечен в дрейфе по направлению к России, то сейчас он даже не хочет говорить о такой перспективе. Взоры не только большинства украинцев, о чем свидетельствуют социологические замеры, но и иерархов направлены не в сторону Троице-Сергиевой лавры, а в сторону горы Фанар, где находится резиденция патриарха Константинопольского Варфоломея.

Пресс-секретарь УПЦ Киевского патриархата епископ Евстратий (Зоря) заявил корреспонденту «Газеты», что распространяемые архиереями Украинской православной церкви, находящейся в каноническом единстве с Московской патриархией, слухи о том, что УПЦ намерена перейти под власть патриарха Константинопольского Варфоломея, возмутительны.

По словам Евстратия, УПЦ Киевского патриархата имеет постоянные контакты со многими церквами, но нельзя утверждать, что в ближайшее время могут произойти изменения в ее каноническом статусе, оснований для этого нет.

При этом позицию Московской патриархии епископ Евстратий называет гегемонистской. «Москва считает себя Третьим Римом и центром для всего православного мира, тем самым ущемляя права вселенского патриарха и других православных церквей», - говорит он.

Тем временем власти Украины продолжают привечать автокефальную церковь. Предстоятель УПЦ Киевского патриархата патриарх Филарет (Денисенко) несколько дней назад был наряду с митрополитом Украинской православной церкви Владимиром (Сабоданом) награжден орденом Ярослава Мудрого первой степени. Причем владыка Филарет, находящийся, по мнению Московской патриархии, под анафемой, стал первым полным кавалером главного государственного знака отличия.

Паритет церквей и мостик между ними

Патриархаты России и Украины имеют приблизительно равнозначное влияние на территории Украины, считает директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Константин Бондаренко. По его словам, за Московским патриархатом явное преимущество в количестве приходов, однако при этом их численность порой может не достигать и 20, в то время как Киевский патриархат недостатка в прихожанах не ощущает, хотя и не располагает такой развитой сетью приходов. "Соотношение сил можно расценить как паритетное", - резюмирует Бондаренко. По его словам, униаты не имеют большого влияния на территории Украины, стремясь быть скорее мостиком между двумя главными патриархиями, а автокефальная церковь, по его версии, хотя и является третьей в стране по численности (7 млн приверженцев проживают на Западной Украине и еще часть - в Донецкой области), не пытается совершать экспансию.

У украинских православных нет пророссийских настроений

Паритета религиозным образованиям удалось достичь и на государственном уровне. Как заявил корреспонденту "Газеты" Бондаренко, Ющенко пытается наладить контакты как с Московской патриархией, так и с Киевской. Приезд же на празднования Крещения патриарха Алексия II свидетельствует о том, что между русскими и украинцами есть запрос на культурное и духовное сближение. "Это так называемый цивилизационный фактор", - объясняет Бондаренко. Государственная политика России многих разочаровала, подчеркивает он, но сближение на обыденном, будничном уровне большинство населения поддерживает.

"ДДТ" раскрутила Крещение

Отсутствие в России столь масштабных мероприятий, как на Украине, удивления в церковных кругах не вызывает. По мнению руководителя пресс-службы Московской патриархии Владимира Вигилянского, начало празднования и так было положено в Москве в предпоследний день работы Архиерейского собора. А дьякон Андрей Кураев считает повышенное внимание к событию в Киеве результатом успешного тура группы "ДДТ", на который у Украины нашлись деньги, в отличие от России. "Может быть, это связано со шкурничеством российских властей: Шевчук ведь имеет репутацию оппозиционера", - заметил Кураев корреспонденту "Газеты".

Тот факт, что первые лица России и Белоруссии не приехали в Киев, Кураев оценивать не берется. "На Украине есть попытка придать государственность этому празднику, но где государство, там смерть, так как начинается официоз", - считает он.

По мнению же главы информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимира Прибыловского, официальные лица и не должны присутствовать на религиозном празднике. "Вообще-то в Конституции написано, что Россия - светское государство. Но это вопрос тактики и формы участия. Большой беды, если бы Медведев или Путин приняли участие в торжествах, не случилось бы", - полагает политолог. По его словам, главное - чтобы это не задело чувств представителей других конфессий, а также атеистов и агностиков.

Хулиганы приглашают клерикала

Приглашение на торжества получил и епископ Анадырский и Чукотский Диомид, предавший Алексия II анафеме после того, как Архиерейский собор временно запретил ему исполнять его обязанности. Причиной такого решения руководящего органа РПЦ стали критические высказывания Диомида в адрес церковных иерархов. Принять участие в торжествах Диомиду предложила партия "Братство".

"Это абсолютно маргинальная организация, для них политика - это перформанс. Они просто дурачатся", - прокомментировал эту новость корреспонденту "Газеты" директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Кем была крещена Русь

Если российские историки считают Владимира Святославича (Владимир Красное Солнышко) одним из родоначальников московской государственности, то украинские историки склонны полагать, что Владимир - прародитель именно Украины, а Россия просто отсоединилась от Киевской Руси. Впрочем, и те, и другие единодушно признают, что и личное крещение Владимира, и последовавшее затем крещение его подданных было проведено в атмосфере, крайне далекой от канонов христианства.

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги, Владимир в 970 году стал новгородским князем, а в 987 году захватил киевский престол.

Большинство российско-украинских историков относят крещение Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь (Царьград) заключил с Русью союз для подавления очередного мятежа внутри империи. Владимир согласился помочь, но в обмен потребовал руку царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина. Пока византийцы размышляли, соглашаться или нет на это унизительное требование, Владимир в разгар войны с мятежниками напал на Византию с тыла, угрожая Царьграду. Императоры согласились отдать сестру замуж за князя при условии крещения Владимира. Он нарекался именем Василий - в честь своего нового шурина императора Василия II.

Владимир, или уже Василий, позже ввел христианство в качестве государственной религии. Это событие принято относить к 988 году.

По некоторым летописным источникам, до крещения имело место так называемое испытание вер: Владимир отправлял послов в места, где были приняты разные религии, и рассматривал несколько вариантов - ислам, иудаизм и католицизм. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

Не все подданные Владимира хотели принимать новую веру, многие сопротивлялись с оружием в руках. Особенно сильно сопротивлялись христианству в Ростове и Муроме: жители этих городов смирились только к XII веку. Дольше всех противился новой вере племенной союз вятичей, который удалось обратить в христианство только к XIII веку.

Но и после введения крещения на Руси Владимир Красное Солнышко (Василий) не был слепым исполнителем евангельских заветов. Он предпринял множество военных походов. Умер князь в своей резиденции в Берестове в 1015 году и был похоронен в Десятинной церкви в Киеве. Мраморные саркофаги Владимира и его жены Анны стояли посредине храма. Позднее церковь была полностью разрушена в ходе монгольского нашествия.

РУСЬ - КИЕВСКАЯ?

СЕРГЕЙ ИВАНЕНКО, член политкомитета партии «Яблоко»:

- Киевская Русь - это мать городов русских, а русские и украинцы - это братские народы. Все нации, которые живут на территории наших стран, - это одна большая историческая общность. И конечно, мы будем жить вместе, независимо от того, как те или иные политики в тот или иной период времени видят это. К сожалению, между нашими народами вносится раскол по многим линиям, в том числе и по церковной. Все это очень недальновидно и не отвечает стратегическим интересам ни России, ни Украины.

НАТАЛЬЯ НАРОЧНИЦКАЯ, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук:

- В украинской националистической идеологии сейчас идет на вооружение тезис, который в XIX веке полячишко Францишек Духинский проповедовал на парижских славистских кафедрах. Дескать, русские - это помесь угро-финнов с татарами, которые украли киевскую историю и софийские ризы для того, чтобы приукрасить свое варварство, а вот украинцы - это и есть настоящая Русь и единственные наследники Киевской Руси. Конечно, в такой острой форме это сейчас не проповедуется, но косвенно потихонечку внедряется в сознание. Например, в Париже есть памятник Анне Русской, - это дочь Ярослава Мудрого, ставшая французской королевой. Кстати, она до конца своей жизни была единственной персоной при дворе, умевшей читать и писать (король ставил крестик). Теперь некоторые представители Украины требуют, чтобы надпись на памятнике поменяли на Анну Киевскую, и это смешно. Безусловно, Киевская Русь есть наш общий дом и общий корень. Это историческая правда, и меня изумляет тот комплекс неполноценности коллег-украинцев, которые настолько неспокойны за свою идентичность, что пытаются всех из этого корня вытолкнуть. Думаю, эта стадия самоутверждения все же должна когда-то пройти. У нас богатая история, и почему бы не признать, что мы - это две ветви, выросшие из одного большого ствола. И язык, на котором я сейчас говорю, это не местный диалект северных россов, а общерусский язык, выросший именно из языка Киевской Руси. Он принадлежит и нам, и украинцам. Но украинцы богаче нас, потому что сохранили и местный язык, а мы его утратили. Но он бы нам сейчас был не более понятен, чем украинский. Ющенко не является интеллектуалом великого пошиба, он начинал где-то в колхозе. А такая «интеллигенция» и страдает комплексом неполноценности. Но вся эта политика, направленная извне, и имеет своей целью нас окончательно разделить и опустить до уровня ненависти сербов и хорватов, которые тоже являются одним этносом. Правда, там религиозная рознь, поэтому наиболее жестокие противоречия. Это доказали религиозные войны между протестантами и католиками в Центральной Европе, где население было истреблено на треть. Надеюсь, что до этого не дойдет, но работать над противодействием этому надо.

СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН, кинорежиссер, депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»):

- Русь начиналась в Киеве, а сейчас Русь - это Россия, граничащая с Украиной, в которой правят бал абсолютно враждебные нам люди. Та же Великобритания ведет с нами какие-то переговоры, соблюдает международные законы, а бывшая окраина России вообще то газ сворует, то... Но наши народы как были родными, так и остались. Только нам не надо своих там оставлять на произвол судьбы, как мы всегда делали и делаем. К сожалению, нашим властям пока до фонаря все беды юго-востока Украины и Крыма.

ЛЕОНИД ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем:

- Безусловно, Русь - Киевская. Там она создавалась как государство, что потом дало основу будущей Московской Руси и так далее. Те же формы переносились на Московское, Новгородское и многие другие княжества. Поэтому наше естественное состояние - быть вместе. Сейчас идет противоестественный процесс разделения единого народа. Все это искусственно нагнетается извне, но нужно смотреть, куда вообще движется человеческая цивилизация: к деньгам и потребительству. Сейчас мир не однополярный, не видно никаких тенденций к многополярности. Сейчас такой мир, где господствуют только деньги. А Россия - единственная страна, которая пытается этому противостоять. Но мы и сами, теряя человеческие качества, все дальше застреваем в этом монетаристском бедламе.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.