УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 100 відвідувачів

Теги
Церква і медицина іконопис секти Ющенко конфлікти молодь забобони 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ УГКЦ шляхи єднання монастирі та храми України комуністи та Церква педагогіка діаспора УПЦ КП милосердя Патріарх Алексій II Католицька Церква краєзнавство розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Києво-Печерська Лавра Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві церква і суспільство Голодомор Вселенський Патріархат Мазепа Доброчинність автокефалія церква та політика Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко вибори українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






Патриархи уехали: что дальше?



Итак, празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси позади. Визиты Патриархов Константинопольского и Московского состоялись. Что теперь?

Несмотря на ожидания, ничего сенсационного не произошло. Но все же можно с уверенностью говорить, что прошедшие дни окажутся весьма значимыми для дальнейших судеб православия в Украине.

Впервые за всю историю в Киеве встретились Патриархи Константинополя и Москвы. И не просто встретились, а вместе совершили Божественную литургию и причастились Святых Таин, показав тем самым, что, несмотря на определенную разницу во взглядах, все мы составляем единую Церковь Божию во Христе. И это, пожалуй, было самым главным событием прошедших празднований.

Каждый из Патриархов считает свою Церковь матерью для Украинской: Константинополь по причине исторической, ведь именно из Царьграда Русь приняла свет веры и церковную иерархию, а Москва - по факту нынешнего вхождения УПЦ в Московский Патриархат. Правда, Патриарх Варфоломей назвал «аннексией» вхождение Киевской митрополии в состав Московского Патриархата и заявил, что оно произошло вопреки канонам, но фактически признал существующее положение.

Единство украинского православия было главной темой выступлений Вселенского Патриарха. Украине нужна единая Поместная Церковь - в этом воля государственной власти в Украине полностью совпадает с позицией Константинополя, разница есть лишь в представлениях о том, какими методами оно может быть достигнуто. С расколом нужно что-то делать. С этим, как стало видно, совпадает позиция и Москвы, и самой УПЦ.

Хотя мы не знаем точно содержания переговоров двух Патриархов с глазу на глаз, которые состоялись вечером 27 июля, но известно, что предметом обсуждения была ситуация в Украине. И принята договоренность, что главными «игроками» процесса объединения православных в Украине будут Москва и Константинополь. Дальнейшее обсуждение путей уврачевания раскола в Украине не заставит себя долго ждать. Украинский вопрос может быть вынесен на рассмотрение в октябре этого года на Всеправославном совещании на Родосе, куда Вселенский Патриарх лично пригласил Патриарха Московского.

В ближайшем будущем следует ожидать и обсуждения первенства и полномочий Вселенского Патриархата в Православной Церкви. На недавно прошедшем в Москве Архиерейском соборе РПЦ глава ОВЦС МП митрополит Кирилл заявил о «новой экклезиологии», которую, по его мнению, де-факто исповедует Константинополь. Такие обвинения не новы. Они звучали со стороны Москвы и некоторых кругов русского рассеяния еще в начале 50-х годов прошлого века в связи с некоторыми заявлениями Патриарха Афинагора. Тогда грамотный и конструктивный ответ на эти обвинения дал отец Александр Шмеман. Теперь в своем обращении к нации Патриарх Варфоломей снова дал повод Москве предъявить свои претензии, заявив об исключительных правах и обязательствах Вселенского Патриарха в семье поместных Церквей. И хотя Патриарх Алексий до сих пор никак не высказался по этому поводу, обсуждения вопроса первенства в Православной Церкви стоит ждать в ближайшем будущем.

Прошедшие дни показали и то, с какой легкостью дух разделения входит в нашу жизнь. Масса людей как с одной, так и с другой стороны не удержались от разделения Патриархов на «своего» и «чужого», а раз чужого, то значит, и врага. Для тех, кто превратил встречу Патриархов на Владимирской горке в своего рода церковный «майдан», «чужим» был «турецкий» Патриарх, а для многих украинских журналистов и «властителей дум» чужаком стал Патриарх Московский. Обеим сторонам еще нужно долго и серьезно учиться толерантности по отношению друг к другу, если мы действительно хотим, чтобы Церковь в Украине стала единой.

В нашем общем стремлении к единству главную роль должна играть не церковная политика, а живое слово Евангелия, в котором единство верующих во Христа есть прямое следствие того, что все мы составляем в Нем одно Тело. В этой перспективе какими мелкими кажутся церковно-политические претензии друг ко другу разных православных «юрисдикций»!

В СМИ уже можно увидеть разные оценки того, кто стал «победителем» в негласном соперничестве Константинополя и Москвы. Но главным победителем, думается, все же станет Православная Церковь в Украине. Которая в своем стремлении к единству может преодолеть расколы и стать полнокровной общиной в семье Православных Церквей мира. Но для этого нужна добрая воля всех участников переговорного процесса и церковного народа Украины. А воля Божия на то, чтобы христиане любили друг друга и были едины, есть всегда.

Священник Андрей Дудченко