УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 112 відвідувачів

Теги
забобони комуністи та Церква Вселенський Патріархат постать у Церкві Церква і медицина Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ секти розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Доброчинність Католицька Церква діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація Мазепа Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков іконопис УГКЦ милосердя УПЦ КП церковна журналістика молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура краєзнавство конфлікти Церква і політика церква та політика Ющенко шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка Церква і влада автокефалія вибори монастирі та храми України церква і суспільство Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): Церковный фронт



«Фокус» (Украина), Дмитрий Русин, 31 июля 2008

 

Волна истерии, поднятая российскими СМИ и политиками вокруг празднования в Киеве 1020-летия Крещения Руси, засвидетельствовала: в украинско-российских отношениях открылся новый фронт - религиозный.


«Ющенко хочет переподчинить Украинскую церковь Константинопольскому патриарху, а потом её переподчинят Папе Римскому с переходом в униатство и в конце концов поменяют алфавит с кириллицы на латиницу», - негодует депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков. 

По его мнению, это обязательно произойдёт, если русский народ, включающий в себя великороссов, украинцев и белорусов, позволит «предателям родины, православной веры свершить эту дьявольскую операцию». 

Чуть более сдержанно высказываются российские журналисты. «1020-летие Крещения Руси официальный Киев трактует по-своему и подчиняет своим политическим интересам. В пятницу на празднование прибыл Вселенский патриарх Варфоломей - фигура в православном мире весьма неоднозначная. Те же, кто вынашивает планы раскола Русской и Украинской церквей, встречают его как главного гостя», - начинал свой репортаж из Киева телеканал РТР. 

Не отставало и духовенство. «Надо ценить это великое благо единения, которое мы имеем, дорожить единством между нашими братскими славянскими народами», - заговорил на дипломатическом языке глава Русской православной церкви патриарх Алексий II. Но временами он срывался на более чёткие формулировки: «В Киеве готовится раскол мирового православия!» - возмущался патриарх. 

Молчание Кремля

Официальный Кремль, естественно, молчал, ведь де-юре государство отделено от церкви и не может вмешиваться в её дела, но и не бездействовал. В итоге кроме Алексия и Варфоломея в Киев приехали только архиепископ Албанский Анастасий и архиепископ Афинский Иероним, хотя приглашены были главы всех 15 канонических поместных церквей. Первый президент Украины Леонид Кравчук объяснил столь массовый отказ иерархов их преклонным возрастом. Но есть и другая версия, основанная на совпадении. В последнее время президент РФ Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин вели активные переговоры с главами многих государств, откуда впоследствии не приехали высокие гости.  

Насколько важными для Москвы были эти мероприятия, свидетельствует и тот факт, что Алексий II прибыл в Украину, несмотря на крайне плохое самочувствие. По информации Фокуса, патриарха постоянно сопровождали два врача и за время его пребывания в Киеве ему несколько раз становилось плохо.

Приходы и доходы

Причина сопротивления РПЦ созданию в Украине единой православной церкви, независимой от российской, объясняется простой арифметикой. Сегодня РПЦ в православном мире наиболее многочисленная и влиятельная, несмотря на то, что в иерархии почитания стоит только на пятом месте, в то время как Константинопольский патриархат - на первом.

Всего РПЦ имеет 29 141 приход, включая украинские, на территории России - 14 290. Но если суммировать количество зарегистрированных приходов Украинской православной церкви (Московского патриархата), Украинской православной церкви (Киевского патриархата) и Украинской автокефальной православной церкви, то в случае объединения украинских церквей в единую у неё будет 15 250 приходов. Учитывая, что церковь - это не только прихожане, но и их пожертвования, становится понятным, почему РПЦ не хочет иметь такого конкурента. 

Создание единой украинской церкви - не только голубая мечта Виктора Ющенко, но и переходящее знамя всех президентов независимой Украины. Леонид Кравчук в начале 90-х поддержал УПЦ КП в надежде, что на основе этой церкви будет создана единая. Но возглавившего её Филарета православные патриархи не признали, а саму церковь объявили раскольнической. Леонид Кучма тоже неоднократно пытался наладить диалог с Константинополем, ведь от Вселенского патриархата во многом зависит решение вопроса украинской церкви. Правда, в отличие от Виктора Ющенко, для которого единая украинская церковь - миссия, делал это не так открыто. 

Голос православного

Верующие - это ещё и электоральная база. По данным «Юкрейниан социолоджи сервис», 30,1% граждан Украины причисляют себя к УПЦ Киевского патриархата, 26% - нерелигиозные, 20,4% - к УПЦ Московского патриархата и 1,5% - к Автокефальной православной церкви. Такое несоответствие с данными о количестве приходов эксперты объясняют неразборчивостью прихожан: многие ходят в церковь, не оглядываясь на её прописку. Естественно, что Ющенко, идя в фарватере Киевского патриархата, может получить на следующих выборах голоса его прихожан. И союзником ему мог быть только один человек - патриарх Константинопольский Варфоломей. Почву для этого события начали готовить давно. 

После провала в январе 2007 года президентской инициативы создать совместную комиссию УПЦ КП и УПЦ МП «для преодоления раскола» Ющенко пошёл другим путем. Организованный его братом Петром второй Всеукраинский церковно-общественный форум «За украинскую поместную православную церковь» принял письмо-обращение к патриарху Варфоломею с просьбой признать Украинскую православную церковь Киевского патриархата как поместную и автокефальную церковь Украины. Уже спустя две недели патриарх Варфоломей и Ющенко обсуждали этот вопрос на встрече в Стамбуле. А в мае нынешнего года Филарет принимал делегацию Константинопольского патриархата, и это вызвало бурную реакцию со стороны канонической УПЦ. Более того, достаточно серьёзно обсуждалась возможность того, что вопрос будет решён именно на празднованиях.   

Кстати, изначально инициатива праздновать не круглую по канонам церкви дату - 1020-летие исходила от промосковских священников и политиков, и предполагалось, что в Украину приедет только Алексий II. Визит Вселенского патриарха никто из инициаторов не планировал - это была идея президента. Таким образом главным действующим лицом стал Варфоломей. Его приезд открыл официальную часть празднования, а Алексий оказался на втором плане. 

Равнение на Константинополь

Помпа и почести на уровне Папы Римского, тысячи билбордов и прочие атрибуты должны были произвести должное впечатление на Вселенского патриарха. Но как ни старался Виктор Ющенко, как ни просил у Варфоломея благословения на создание Украинской поместной церкви, желаемого ответа он не услышал. Правда, и слово «нет» не прозвучало. О перспективах патриарх высказался более чем туманно: «Мы заинтересованы в единстве православия в Украине». 

Тем не менее эксперт по вопросам религии на радио «Свобода» Виктор Еленский, считает, что Ющенко, в отличие от своих предшественников, немного дальше продвинулся в решении церковного вопроса. Согласен с ним и главный редактор религиозного портала «Кредо.ру» Александр Солдатов.

- Власти Украины смогли наладить эффективный диалог с Константинопольским патриархатом, учитывающий и его непростое политическое положение в современной Турции, и его связи с греками диаспоры, и его вековые противоречия с Москвой, - отметил г-н Солдатов. - Константинопольский патриархат воздал должное конструктивным усилиям украинских властей, заявив в лице Варфоломея, что Москва аннексировала Украину в XVII веке и что передача Киевской митрополии под власть Московской патриархии не была канонической и добровольной. 

По его мнению, неверно считать, что после киевских празднований все стороны остались «при своих». 

- Москва допускает Константинополь к участию в процессе интеграции украинского православия, понимает, что такая интеграция должна неизбежно сопровождаться расширением самостоятельности Украинской церкви, но просит не торопить события. Константинополь их и не торопит - логика геополитического развития современного мира, и в особенности Восточной Европы, сама неизбежно ведёт Украину в сферу влияния Константинопольского патриархата, - убеждён эксперт.

Такого же мнения придерживается и Виктор Еленский:

- Константинопольские патриархи слишком долго наблюдали за возвеличиванием российских, чтобы не воспользоваться случаем дать им под дых. Поэтому предложенная УПЦ КП формула, согласно которой её признаёт Константинопольский патриархат и берёт под своё крыло, всё-таки может быть реализована. 

Солдатов убеждён, что результаты празднований свидетельствуют о некотором ослаблении позиций Московской патриархии в Украине. И в этом определённая вина лежит на президенте, а обида может аукнуться Ющенко очень скоро - во время выборов. Ведь российские позиции в нашей стране до сих пор сильны, и пятая часть украинцев ассоциирует себя с Московским патриархатом.

   












УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.