УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
конфлікти молодь УГКЦ автокефалія шляхи єднання Католицька Церква Ющенко УПЦ КП милосердя церква та політика Археологія та реставрація краєзнавство діаспора монастирі та храми України педагогіка Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II розкол в Україні Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві Доброчинність Мазепа Церква і політика іконопис секти Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков забобони Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика українська християнська культура комуністи та Церква церква і суспільство Вселенський Патріархат вибори Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Эксперт» (Украина): Отделить президента от церкви



«Эксперт» (Украина), Искандер Хисамов, 28.07.08

Дозволенное Михаилом Горбачевым празднование тысячелетия крещения Руси стало первым и, может быть, главным событием, показавшим необратимость перестройки и неизбежность развала СССР.

Тогда, в 1988 году, кремлевские мечтатели надеялись, что аккуратно реанимированное православие сможет заменить собой увядающую коммуниcтическую идеологию и вновь сцементировать славянское ядро страны. Получилось наоборот: центробежные устремления усилились не только на мусульманской и католической перифериях, но и в славянских республиках. Что явилось лишним доказательством сугубо марксистской догмы о базисе и надстройке: то есть когда исчезает экономический базис единства, никакая идеологическая надстройка помочь уже не может.

Состоявшиеся на прошлой неделе в Киеве торжества по поводу теперь уже 1020-й годовщины принятия христианства на Руси также и по той же причине были обречены на провал. Наиболее чистая душой часть населения надеялась, что это событие побудит религиозных и политических пастырей забыть о распрях, расколах, корпоративных интересах и вознести искреннюю молитву о единстве. Однако такие вещи на грешной земле не случались никогда.

А теперь - тем более. Своими заявлениями, что приуроченный к празднику визит вселенского патриарха Варфоломея I станет импульсом к объединению православных конфессий Украины и созданию единой поместной церкви, президент Украины Виктор Ющенко поставил в неловкое положение сразу всех участников торжества и процесса, в том числе и самого себя. Хуже всего Варфоломею, которому предлагается грязная, неприятная и неблагодарная работа: влезть в эпицентр дрязг между украинскими церквами Московского и непризнанного им самим Киевского патриархатов, а главное - затеять вражду с Русской православной церковью. Тем более что авторитет Константинопольского патриархата, который находится в мусульманской Турции, опирается только на традиции. Конфликт с Московским патриархатом, который после недавнего слияния с Русской зарубежной церковью представляет собой самую влиятельную силу в православном мире, ему совсем ни к чему.

В такой обстановкевсе свое христианское смирение, очевидно, мобилизовал и патриарх Московский и всея Руси Алексий II, которому к тому же организаторы торжеств уготовали роль второстепенного гостя. А вот киевского патриарха Филарета вообще не пустили за праздничный стол. Таково было условие Московского патриархата. Получается, что Виктор Ющенко просто «сдал» свой любимый и опекаемый Киевский патриархат ради того, чтобы обеспечить высокий международный уровень празднества. Соответственно, и сам президент в этой ситуации выглядит неважно.

История, конечно, не новая. Во все века светские правители пытались поставить церковь на службу государственным интересам, задействовать этот важнейший идеологический ресурс. Впрочем, и церковь частенько пыталась доминировать над государством. В итоге большинство стран почли за лучшее отделить церковь от государства, продолжая при этом на нее опираться. Очевидно одно: гармония в отношениях государства и церкви возникает лишь тогда, когда их интересы и установки максимально сближаются. Если они сильно расходятся, то что-то одно надо менять. Английские короли несколько столетий боролись с римскими папами, и в результате появилась англиканская церковь. С нею же возникла главная предпосылка к созданию Британской империи, когда миссионеры шли плечом к плечу с солдатами, завоевывая новые территории и новую паству. Все религии - даже самые ортодоксальные, такие как православие или ислам, - так или иначе адаптировались, приспосабливались к сменам социально-экономических формаций. Но они очень слабо реагируют на изменения политических векторов и государственных режимов, и правильно делают. Системы духовных и морально-нравственных ценностей нельзя менять по итогам каждых выборов, это было бы катастрофой.

Задачи, которые ставит перед собой президент Виктор Ющенко, просты и понятны. Он хочет завести Украину в Евросоюз и НАТО, для этого полагает необходимым разорвать как можно больше нитей, связывающих страну с Россией. Эта логическая связь для нас не очевидна, но дело совсем в другом. Политика, как известно, искусство возможного. Стал бы, например, князь Владимирбраться за крещение Руси, если бы три четверти населения его страны были убежденными приверженцами Перуна? И если бы не был уверен, что последующее истребление волхвов и ведунов не вызовет народного бунта? Думается, что не стал бы, поскольку умный был человек. Для того чтобы принять верное политическое решение, ему и социологии никакой не было нужно. А у нас социология есть, и что же? Вот сказано же: из двадцати миллионов граждан, считающих себя верующими, пятнадцать миллионов посещают храмы Московской патриархии, около четырех миллионов - Киевской, и миллион - автокефальной. Киевскую патриархию не признает ни одна из множества православных церквей. Причем посещение церквей Московской патриархии вовсе не является выражением политических пристрастий. Религиозные границы не совпадают с государственными, иначе следовало бы считать французских или бразильских католиков пятой колонной государства Ватикан, а попытки Виктора Ющенко завести всех украинских православных в лоно Константинопольской патриархии объяснить тайным желанием получить покровительство Турции. Иными словами, озвученный накануне праздника объединительный церковный проект президента может только усилить раскол и ухудшить позиции тех, за кого он ратует. Та же история и с НАТО: и тут на стороне Виктора Ющенко менее четверти населения.

Уже доказано: президент наш - человек упорный и убежденный, он готов сражаться за свои принципы в абсолютном меньшинстве, даже с ветряными мельницами. Однако Дон-Кихот во главе государства - вещь не только смешная, но и опасная.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.