УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 49 відвідувачів

Теги
Мазепа церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні комуністи та Церква УГКЦ вибори Археологія та реставрація Церква і політика шляхи єднання українська християнська культура Доброчинність забобони іконопис автокефалія Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України церковна журналістика діаспора краєзнавство Києво-Печерська Лавра Католицька Церква церква і суспільство постать у Церкві Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат милосердя Священний Синод УПЦ Церква і медицина УПЦ КП Церква і влада Патріарх Алексій II конфлікти Ющенко молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Эксперт» (Украина): Отделить президента от церкви



«Эксперт» (Украина), Искандер Хисамов, 28.07.08

Дозволенное Михаилом Горбачевым празднование тысячелетия крещения Руси стало первым и, может быть, главным событием, показавшим необратимость перестройки и неизбежность развала СССР.

Тогда, в 1988 году, кремлевские мечтатели надеялись, что аккуратно реанимированное православие сможет заменить собой увядающую коммуниcтическую идеологию и вновь сцементировать славянское ядро страны. Получилось наоборот: центробежные устремления усилились не только на мусульманской и католической перифериях, но и в славянских республиках. Что явилось лишним доказательством сугубо марксистской догмы о базисе и надстройке: то есть когда исчезает экономический базис единства, никакая идеологическая надстройка помочь уже не может.

Состоявшиеся на прошлой неделе в Киеве торжества по поводу теперь уже 1020-й годовщины принятия христианства на Руси также и по той же причине были обречены на провал. Наиболее чистая душой часть населения надеялась, что это событие побудит религиозных и политических пастырей забыть о распрях, расколах, корпоративных интересах и вознести искреннюю молитву о единстве. Однако такие вещи на грешной земле не случались никогда.

А теперь - тем более. Своими заявлениями, что приуроченный к празднику визит вселенского патриарха Варфоломея I станет импульсом к объединению православных конфессий Украины и созданию единой поместной церкви, президент Украины Виктор Ющенко поставил в неловкое положение сразу всех участников торжества и процесса, в том числе и самого себя. Хуже всего Варфоломею, которому предлагается грязная, неприятная и неблагодарная работа: влезть в эпицентр дрязг между украинскими церквами Московского и непризнанного им самим Киевского патриархатов, а главное - затеять вражду с Русской православной церковью. Тем более что авторитет Константинопольского патриархата, который находится в мусульманской Турции, опирается только на традиции. Конфликт с Московским патриархатом, который после недавнего слияния с Русской зарубежной церковью представляет собой самую влиятельную силу в православном мире, ему совсем ни к чему.

В такой обстановкевсе свое христианское смирение, очевидно, мобилизовал и патриарх Московский и всея Руси Алексий II, которому к тому же организаторы торжеств уготовали роль второстепенного гостя. А вот киевского патриарха Филарета вообще не пустили за праздничный стол. Таково было условие Московского патриархата. Получается, что Виктор Ющенко просто «сдал» свой любимый и опекаемый Киевский патриархат ради того, чтобы обеспечить высокий международный уровень празднества. Соответственно, и сам президент в этой ситуации выглядит неважно.

История, конечно, не новая. Во все века светские правители пытались поставить церковь на службу государственным интересам, задействовать этот важнейший идеологический ресурс. Впрочем, и церковь частенько пыталась доминировать над государством. В итоге большинство стран почли за лучшее отделить церковь от государства, продолжая при этом на нее опираться. Очевидно одно: гармония в отношениях государства и церкви возникает лишь тогда, когда их интересы и установки максимально сближаются. Если они сильно расходятся, то что-то одно надо менять. Английские короли несколько столетий боролись с римскими папами, и в результате появилась англиканская церковь. С нею же возникла главная предпосылка к созданию Британской империи, когда миссионеры шли плечом к плечу с солдатами, завоевывая новые территории и новую паству. Все религии - даже самые ортодоксальные, такие как православие или ислам, - так или иначе адаптировались, приспосабливались к сменам социально-экономических формаций. Но они очень слабо реагируют на изменения политических векторов и государственных режимов, и правильно делают. Системы духовных и морально-нравственных ценностей нельзя менять по итогам каждых выборов, это было бы катастрофой.

Задачи, которые ставит перед собой президент Виктор Ющенко, просты и понятны. Он хочет завести Украину в Евросоюз и НАТО, для этого полагает необходимым разорвать как можно больше нитей, связывающих страну с Россией. Эта логическая связь для нас не очевидна, но дело совсем в другом. Политика, как известно, искусство возможного. Стал бы, например, князь Владимирбраться за крещение Руси, если бы три четверти населения его страны были убежденными приверженцами Перуна? И если бы не был уверен, что последующее истребление волхвов и ведунов не вызовет народного бунта? Думается, что не стал бы, поскольку умный был человек. Для того чтобы принять верное политическое решение, ему и социологии никакой не было нужно. А у нас социология есть, и что же? Вот сказано же: из двадцати миллионов граждан, считающих себя верующими, пятнадцать миллионов посещают храмы Московской патриархии, около четырех миллионов - Киевской, и миллион - автокефальной. Киевскую патриархию не признает ни одна из множества православных церквей. Причем посещение церквей Московской патриархии вовсе не является выражением политических пристрастий. Религиозные границы не совпадают с государственными, иначе следовало бы считать французских или бразильских католиков пятой колонной государства Ватикан, а попытки Виктора Ющенко завести всех украинских православных в лоно Константинопольской патриархии объяснить тайным желанием получить покровительство Турции. Иными словами, озвученный накануне праздника объединительный церковный проект президента может только усилить раскол и ухудшить позиции тех, за кого он ратует. Та же история и с НАТО: и тут на стороне Виктора Ющенко менее четверти населения.

Уже доказано: президент наш - человек упорный и убежденный, он готов сражаться за свои принципы в абсолютном меньшинстве, даже с ветряными мельницами. Однако Дон-Кихот во главе государства - вещь не только смешная, но и опасная.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.