УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 53 відвідувачів

Теги
іконопис милосердя Голодомор Церква і влада церква і суспільство молодь Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква автокефалія Вселенський Патріархат конфлікти секти українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність діаспора Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Священний Синод УПЦ Католицька Церква Патріарх Алексій II монастирі та храми України Мазепа церковна журналістика церква та політика УГКЦ Ющенко Президент Віктор Ющенко УПЦ КП Церква і медицина шляхи єднання краєзнавство Археологія та реставрація забобони вибори розкол в Україні Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Портал Credo.Ru» (Россия): Триумф на час. Итоги визитов Патриархов Варфоломея и Алексия в Киев отнюдь не свидетельствуют об укреплении позиций Московской патриархии в Украине



«Портал Credo.Ru» (Россия), Александр Солдатов, 28.07.08

Апокалиптические прогнозы Патриарха Алексия II относительно нового глобального раскола "мирового православия" не сбылись. Визиты Патриархов Константинопольского и Московского в Украину прошли достаточно спокойно, совершенно непропорционально тому ажиотажу, который нагнетался по мере их приближения. В частности, глава РПЦ МП утверждал в известном письме грузинскому Католикосу-Патриарху Илии II, что принятие в Константинопольский патриархат "украинских раскольников", которое якобы может совершить Патриарх Варфоломей в Киеве, вызовет "фрагментацию православия" и раскол такого масштаба, что сравнить его можно лишь с 1054 годом, с окончательным разделением христианства на Западную и Восточную Церкви.

Сейчас не 1054 год, так "топорно" никто не раскалывается. С одной стороны, визит Патриарха Варфоломея в Киев действительно не привел к скороспелому триумфу украинской автокефалии. С другой стороны, визит Московского Патриарха туда же, который еще и завершился досрочно, не привел к укреплению влияния Чистого переулка и Данилова монастыря в Украине. С точки зрения внешнего наблюдателя, "все остались при своих". Но у нас есть все основания говорить о том, что существенные сдвиги в украинском церковном вопросе произошли. Что это за основания?

В первую очередь, важен сам по себе визит Вселенского Патриарха на самую большую "спорную каноническую территорию" современного православного мира без всякого согласования с формальным собственником этой "канонической территории" - Московским патриархатом. По поводу такого "бесчиния" можно было бы возмущаться, протестовать, если бы ни непосредственное участие в нем Патриарха Московского, сделавшего подобные протесты неубедительными. Не слишком искушенный в тонкостях константинопольской церковной дипломатии, Патриарх Алексий Второй парадоксальным образом укрепил позиции Вселенского патриархата в тех странах, среди тех православных народов, которые традиционно считались находящимися в орбите влияния Москвы. Сила "прецедентного права" в православной традиции велика - и если Московский Патриарх один раз "проглотил" "агрессивный поступок" Вселенского Патриарха, то совершить подобное во второй раз будет намного проще. Тем более, что (и это, в общем-то, признают в Москве) преобладающим трендом современного "мирового православия" является ослабление позиций Московского патриархата, стратегическими созниками которого за последние годы перестали быть Румынская, Болгарская, Элладская Церкви и символически очень значимый Иерусалимский патриархат.

Во вторую очередь, важна демонстрация известной лояльности Московского Патриарха Константинопольскому - важна, прежде всего, для консервативной части российской (и украинской (МП)) православной общественности. Ведь буквально до самого момента сослужения Патриархов Варфоломея и Алексия на Владимирской горке эта самая общественность, при явном сочувствии священноначалия, соревновалась в оскорблениях в адрес Вселенского Патриарха, называя его "еретиком", "раскольником", "агентом ЦРУ" и "предтечей антихриста". Даже у святых врат Киево-Печерской лавры Алексия Второго встречали с плакатами: "Никогда не будем молиться с Варфоломеем! Наш Патриарх - Алексий!" Но ничего, помолились...

В третью очередь, важен опыт активной дипломатической поддержки, которую оказывали соответствующие постсоветские государства подведомственным им Церквам. После 17 лет "очарования" Церковью, демонстративного "благоговения" перед ее тайной и сокровенной внутренней жизнью, постсоветские политики, исповедающие себя православными, начинают учиться более прагматичному отношению к церковным структурам, открывают для себя тот факт, что они тоже могут быть влиятельным инструментом внешней политики государства. Пальма первенства здесь принадлежит "оранжевым" властям Украины, которые смогли наладить эффективный диалог с Константинопольским патриархатом, учитывающий и его непростое политическое положение в современной Турции, и его связи с греками диаспоры, и его вековые противоречия с Москвой. Константинопольский патриархат воздал должное конструктивным усилиям украинских властей, заявив, в лице Патриарха Варфоломея, что Москва аннексировала Украину в XVII веке и что передача Киевской митрополии под власть Московской патриархии не была каноничной и добровольной. Собственно, эта позиция, как мы уже неоднократно писали в преддверии визита Варфоломея в Киев, официально выражена во многих документах Константинопольского патриархата, в первую очередь - в Томосе об автокефалии Православной Церкви в Польше (1924 г.), расположенной преимущественно на землях древнерусского Галицкого княжества, включающей древние Перемышльскую и Кременецкую епархии Киевской митрополии и объединяющей в основном этнических украинцев.

Безусловно, наивными были опасения Московской патриархии, что Патриарх Варфоломей, прельстившись ротой почетного караула в аэропорту "Борисполь", провозгласит в Киеве автокефалию Украинской Церкви и пойдет на раскол с РПЦ МП. Тем не менее, договоренности, достигнутые им 14 июля в Константинополе с Патриархом Филаретом (Денисенко) и Митрополитом Мефодием (Кудряковым), остаются в силе. Они положили начало процессу интеграции УПЦ КП и УАПЦ в "мировое православие", который может растянуться на годы, и еще не факт, что он непременно приведет к расколу с РПЦ МП.

Ключик к ответу на вопрос о возможном дальнейшем развитии событий дают договоренности, достигнутые 27 июля Патриархами Варфоломеем и Алексием на встрече "за закрытыми дверями". Главная договоренность - возобновить переговорный процесс между двумя Церквами, прерванный по инициативе Москвы. Предметом переговорного процесса, как пояснил глава ОВЦС УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун), должно стать не что иное как создание в Украине единой поместной Церкви. Это, между прочим, формула "оранжевых" властей (конечно, они не сами ее придумали, а были вдохновлены церковными деятелями - сторонниками автокефалии), которая вызывает бурную негативную реакцию у промосковской церковной общественности. Сопоставляя все факты и высказывания, можно сделать такой вывод: Москва допускает Константинополь к участию в процессе интеграции украинского православия, допускает, что такая интеграция должна неизбежно сопровождаться расширением самостоятельности Украинской Церкви, но просит только не торопить события. Константинополь их и не торопит - логика геополитического развития современного мира, в частности и в особенности Восточной Европы, сама неизбежно ведет Украину в сферу влияния Константинопольского патриархата. Зная же особенности менталитета московских церковных дипломатов, можно согласиться с тем, что они не занимаются долгосрочным стратегическим планированием, а действуют чаще всего по принципу "на наш век хватит". Основным методом дипломатии по этому принципу является затягивание времени, с чем, вероятно, Константинополь и согласился относительно Украины.

Уже непосредственно в дни визита Патриарха Варфоломея в Киев в российскую прессу был, извините за жаргон, "вброшен" аналитический текст некоего политического обозревателя из Турции, который дал понять, что Россия оказала по дипломатическим каналам влияние на турецкое руководство, которое и так "косо смотрит" на Константинопольскую патриархию, и уж во всяком случае не станет обострять из-за нее свои отношения с Россией. Поскольку же Константинопольского Патриарха принимали в Украине на государственном уровне (а он и вправду состоит на турецкой государственной службе), то Варфоломей не мог не считаться с позицией политического руководства своей страны. Другая версия "безрезультатности" визита Патриарха Варфоломея сводится к банальному предположению о коррумпированности чиновников Константинопольского патриархата, с которыми российские представители без труда "договорились" на понятном обеим сторонам языке. Оставим эти версии любителям "закулисья" и "теории заговора".

Анализируя официальные тексты и публичные заявления Вселенского Патриарха в Украине, мы должны признать их полное тождество с политической позиции нынешнего украинского руководства. Патриарх Варфоломей не сказал ничего "в поддержку Москвы", напротив - употреблял в ее адрес весьма резкие выражения, вплоть до "аннексии". Он также не дал никак обязательств относительно отказа от контактов с "раскольниками", напротив - постоянно заявлял о своем желании (и возможности) поучаствовать в преодолении украинских церковных разделений.

Радикально настроенные представители Московской патриархии, которые, по правде говоря, испытали бы даже некоторое "облегчение", если б наконец состоялся "благословенный разрыв со стамбульским папой", считают отсутствие официальных контактов Вселенского Патриарха с Киевским патриархатом большим успехом Москвы. Если бы то, что происходило в эти дни в Киеве, было б на самом деле успехом, то едва ли Патриарх Алексий II поспешил бы ретироваться оттуда прежде запланированного программой времени. Глава РПЦ МП особо не скрывал того, как неуютно он чувствует себя в бывшей "братской республике" - неспроста он так не хотел туда ехать. Все эти 20-минутные ожидания Вселенского Патриарха в запертой машине, демонстративное невнимание со стороны украинских властей, улицы Киева с бесконечной рекламой Варфоломея, недостаточно представительные условия размещения, проблемы с безопасностью, наконец - малолюдность и экзальтированность толпы, собиравшейся на богослужения Алексия II, - все это не могло не произвести угнетающего впечатления. Надо сказать, что и руководство УПЦ МП, стремящееся к "канонической автокефалии", ничего не сделало для того, чтобы принять своего номинального первоиерарха на более достойном уровне.

Визиты Патриархов в Украину закончились, напряжение спало, самое время отдохнуть. Не в этот ли момент затишья "внезапно настигнет пагуба"? Ясно, что ни украинское руководство, ни Константинополь, ни проавтокефалистские деятели в УПЦ МП, ни - тем более - УПЦ КП и УАПЦ сидеть сложа руки не собираются. Если даже Константинопольский Патриарх не примет непосредственно под свой омофор в ближайшее время кого-нибудь из анафематствованных Московской патриархией лиц, то он на многие годы останется значимым для Украины символом, который благословил "немосковский" путь развития этой страны. Именем Вселенского Патриарха, "который был здесь", "который говорил с нами и поддерживал нас", будет сделано очень много шагов в сторону духовного обособления Украины от Московского патриархата. А шумная демонстрация немногочисленных активных сторонников Московского патриархата, которую весь мир наблюдал в дни визита Патриарха Алексия в Киев, как-то не убеждает, что эти сторонники смогут на что-то серьезно повлиять. Ближайшая задача Москвы - сделать процесс "автокефализации" Украинской Церкви как можно более безболезненным для себя. Это и есть настоящая цель переговоров, инициированных двумя Патриархами.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.