УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
Мазепа Києво-Печерська Лавра українська християнська культура комуністи та Церква Доброчинність Церква і медицина церква та політика Патріарх Алексій II Церква і політика церковна журналістика монастирі та храми України Церква і влада постать у Церкві конфлікти забобони краєзнавство шляхи єднання діаспора Католицька Церква УПЦ КП Вселенський Патріархат молодь іконопис церква і суспільство Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) секти вибори автокефалія УГКЦ педагогіка Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ милосердя Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Итоги» (Россия): Искушение Варфоломея I



«Итоги» (Россия), Олег Андреев, Андрей Замахин, 4 августа 2008

Почему в Киеве не состоялось повторного крещения Руси?

Расставание украинского президента с Вселенским патриархом Варфоломеем I не обошлось без печали. Виктору Ющенко не удалось убедить заморского архипастыря принять под свой омофор древо не в меру разветвившегося украинского православия. Не менее сконфуженным выглядел и константинопольский предстоятель. Под конец визита патриарх не мог не почувствовать, что был зван вовсе не на торжество в честь 1020-летия крещения Руси, а на старт президентской гонки на Украине. Впрочем, другого варианта, как играть по-крупному (а что уж может быть круче, чем "повторное" крещение), у Виктора Ющенко с его семипроцентным рейтингом не было и нет.

Свадьба с приданым

Когда наш самолет приземлился в киевском аэропорту Борисполь, там еще были заметны следы торжественной встречи Константинопольского патриарха, а дорога к городу пестрела билбордами с парным портретом украинского президента Ющенко и Варфоломея I. На плакатах уточнялось, что именно Украина является правопреемницей Киевской Руси. В тексте, правда, не говорилось о том, что глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет вообще не считает Россию Русью, но это как бы подразумевалось за скобками.

Портретов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который де-факто являлся каноническим хозяином торжеств, ни по дороге, ни в самом городе практически не наблюдалось. И как потом выяснилось, украинские власти даже не сообщили местным православным, когда прибудет патриарший "борт" из Москвы.

Еще в аэропорту прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) говорили нам, что "настоящий патриарх пока не прибыл", а прилетел другой - "нерусский", который в молодости служил офицером в турецкой армии. Поэтому, дескать, можно считать, что праздник и не начинался.

Кстати, правительство Турции официально не признает титулование Варфоломея "Патриархом Вселенским" и считает его всего лишь главой местной христианской общины, насчитывающей несколько тысяч прихожан, - со всеми вытекающими последствиями. А поскольку у Константинопольского патриархата отношения с другими поместными церквами не слишком братские, можно предположить, что официального протокола встречи, подобного киевскому, Варфоломей I на своем веку еще не видывал (говорят, что был использован тот же сценарий, по которому тут встречали когда-то Папу Римского) и не испытывал соблазнов, подобных тем, что открылись его взору на берегах Днепра.

Ведь только за одно согласие признать каноничными УПЦ КП и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) и принять их под свою юрисдикцию в качестве украинской поместной церкви Варфоломей I автоматически получил бы под свое духовное управление почти пять тысяч приходов. А если бы удалось расшатать УПЦ МП, то и все пятнадцать тысяч - то есть больше, чем сейчас располагает РПЦ непосредственно на российской территории. И поскольку 232-й Патриарх Константинопольский прибыл в Киев как гость Виктора Ющенко, а не Алексия II, то кто знает, какими могли быть его помыслы. Впрочем, довольно скоро стало ясно, что получить благословение от Варфоломея I на создание Украинской поместной церкви прямо на майдане не удастся.

Это, однако, не означает, что Киев от своих планов откажется. Дальнейший план действий сгоряча раскрыл глава оргкомитета по празднованию 1020-летия крещения Руси, первый президент Украины Леонид Кравчук. По его словам, теперь главы УПЦ КП и УАПЦ должны написать обращения к Константинопольскому патриарху с просьбой принять их под свою юрисдикцию в качестве митрополии. А уж потом Варфоломей обязательно (почему-то экс-президент так считает) сделает Киевскую митрополию автокефальной церковью.

Но вряд ли этот сценарий осуществится при президенте Викторе Ющенко, у которого практически нет шансов на второй срок. Наверное, поэтому он так и спешил...

Европейский выбор

А как все начиналось! С раннего утра к Софийской площади выдвинулись колонны организованных прихожан и воинских подразделений. Места расположения региональных делегаций и представителей трудовых коллективов были обозначены соответствующими табличками с указанием районов города и регионов, а координаторы имели при себе памятки-инструкции.

В частности, участникам мероприятий рекомендовалось по прибытии на места предварительного сбора отправить все естественные надобности. Форма одежды была объявлена праздничная, предпочтительно в национальных мотивах. Альтернатива - белый верх, темный низ, при этом юбки не должны быть выше колен. На случай дождя или солнцепека разрешалось иметь зонтик или защитный головной убор без излишних украшений, а также две пластиковые бутылки воды объемом до полулитра. Во время мероприятий следовало держать в развернутом виде государственные флаги, закрепленные на пластмассовых древках, из расчета не менее десяти процентов знаменосцев от общей численности делегации.

По всей видимости, исполком Киевского горсовета, на всякий случай выпустивший эту инструкцию тридцатитысячным тиражом (на самом деле поклонников у Варфоломея I оказалось значительно меньше), хотел сделать как лучше, но получилось то, что получилось. С другой стороны, не исключено, что украинский истеблишмент действительно невысокого мнения о своем народе, коль скоро считает, будто рядовые украинцы не умеют правильно торжествовать и самостоятельно следить за своей физиологией - вообще вести себя цивилизованно.

Кстати, и Софийская площадь, и Михайловская, на которой располагается резиденция предстоятеля УПЦ КП, были оборудованы не в традиции православных торжеств, а на манер американских плац-парадов. Да и украинский президент, в очередной раз призывая Вселенского патриарха взять под свою юрисдикцию "незалежных" православных, говорил почему-то о европейском выборе. По его словам, выбрав Византию как самое цивилизованное государство того времени, князь Владимир поступил очень мудро, а вот переход в конце XVII века Украинской православной церкви под московское управление - национальная трагедия. Но теперь, как считает Виктор Ющенко, самое время объединиться Софии Константинопольской с Софией Киевской.

При этих словах, как показалось корреспондентам "Итогов", по лицу Вселенского патриарха тенью пробежала печаль. Возможно, спичрайтеры украинского президента забыли, что еще в XV веке храм Святой Софии в Константинополе турки переоборудовали в мечеть, и только в 1935 году, с благословения прогрессивного президента Ататюрка, в Великой Церкви был открыт обычный музей. Но Варфоломея I, имеющего возможность ежедневно лицезреть православную святыню, взятую под конвой минаретов, это неосторожное сравнение, по всей видимости, задело за живое.

Проливной дождь не лучшим образом повлиял и на общее настроение праздника. Многие из "приглашенных" на торжества, отметившись в списках у координаторов, спешно уходили. Но все-таки нам удалось буквально в последний момент ухватить за полу рясы моложавого церковного служителя из УПЦ Киевского патриархата, чтобы спросить, какой резон православным Украины переходить под Константинопольский патриархат.

- Это наш европейский выбор! - ответил насквозь промокший батюшка.

- А разве Турция - это уже Европа?

- Но она же в НАТО...

Окончания церемониала дождались только приглашенные в ВИП-ложу, среди которых не оказалось Юлии Тимошенко. Говорили, что приболела. Но, скорее всего, болезнь у нее была исключительно политическая. Во-первых, в одной ВИП-ложе с бывшим соратником она уже по определению не может находиться. Во-вторых, предусмотрительная премьер правильно рассудила, что накануне президентской кампании лучше не встревать во внутрицерковные разборки.

А пока Софийскую площадь поливал дождь и Национальная академическая капелла "Думка" исполняла хоралы местных композиторов - восхитительно, надо сказать, исполняла! - в самой Софии Киевской накрывали столы к торжественному приему от имени президента Украины и Вселенского патриарха. И опять не по-православному, а в стиле барбекю.

Два патриарха

Согласно официальной киевской статистике, больше тридцати процентов украинских верующих заявляют о своей принадлежности к УПЦ Киевского патриархата. На втором месте атеисты - порядка двадцати шести процентов. И только на третьем - чуть больше двадцати процентов - сторонники УПЦ Московского патриархата. Однако личные наблюдения дают пищу для сомнений в правдивости этой цифири.

О времени прибытия патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сообщений не было. Мы, например, узнали "пароли и явки" из рукописной листовки на одной из троллейбусных остановок. Не видно было и организованных колонн. Тем не менее в Киево-Печерской лавре и окрест нее народу оказалось куда больше, чем на официальной церемонии с участием Варфоломея I. Кстати, протокол встречи Алексия II больше соответствовал церковным канонам. Да и обстановка была куда сердечнее.

Окончательная же расстановка сил в духовно-политической жизни Украины проявилась во время праздничной литургии подле монумента Святому Владимиру. После приема, какой оказали Алексию II православные Украины на Владимирской горке, у Вселенского патриарха Варфоломея I должно было напрочь исчезнуть искушение поучаствовать в дележе "пирога" общеславянского православия. Неуютно себя чувствовал и Виктор Ющенко, который, впрочем, очень быстро покинул торжества. Якобы для того, чтобы посетить районы Западной Украины, попавшие под наводнение. Была и другая причина: затеянная Ющенко интрига трещала по швам. И настолько сильно, что дикторы, комментирующие литургию, невзирая на святость момента, неожиданно вспомнили, будто в быту князь Владимир был не таким уж благочестивым - имел двенадцать официальных жен и более восьмисот наложниц, которых разместил в выстроенных вокруг стольного града гаремах. К чему бы это?..

Но если бы церковная ситуация на Украине зависела только от решимости Вселенского патриарха Варфоломея I и желаний украинского президента! Не исключено, что значительная часть епископата УПЦ КП и УАПЦ, а также некоторое число рядовых священнослужителей и прихожан, уставших от канонической неопределенности и оскорбленных своим маргинальным статусом (церковный мир так и не признал УПЦ КП и УАПЦ), готовы перейти под крыло Константинополя. Однако глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) и предстоятель Украинской автокефальной православной церкви Мефодий (Кудряков) изначально были против совместной инициативы патриарха Варфоломея и Виктора Ющенко. Ведь в случае перехода в константинопольскую юрисдикцию оба автоматически теряют свой статус первоиерархов независимых церквей. И поэтому нет ничего странного в том, что в ходе предварительных консультаций Филарет неоднократно заявлял о своем неприятии прожекта. Нельзя исключать, что во главе пока что виртуальной Украинской поместной церкви может стать кто-нибудь из варягов. В итоге на Украине появится уже не три, а четыре (с учетом УПЦ Московского патриархата) не слишком ладящих между собой церкви. Причем две из них точно будут управляться из центров, находящихся вне пределов суверенной территории Украины. Какое уж тут единство! Но самое примечательное в том, что и большинство украинских политиков с большим скепсисом относятся к конфессиональной задумке президента. Но, как уже говорилось, у Виктора Ющенко особого выбора не было. Он вынужден был блефовать.

Еще один, уж вовсе невероятный вариант украинским "раскольникам" предлагает Московский патриархат: покаяться, примириться и всем миром вернуться в лоно РПЦ. Но разве это подходит, например, Филарету, который в свое время соперничал с Алексием II за московский патриарший престол? Собственно говоря, это была одна из причин, приведшая его в стан раскольников.

Жаль того, что торжества по случаю 1020-летия крещения Руси получились скорее разъединительными, чем объединительными. Кто-то пошел "на Варфоломея", кто-то праздновал вместе с русским предстоятелем. Но больше всего народу собралось на концерте ДДТ и на днепровских пляжах. Если не считать проливного дождя во время официальных торжеств на Софийской площади, в остальные дни над Киевом было абсолютно безоблачное небо.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.