УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
секти УПЦ КП церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Церква і влада забобони Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис педагогіка Патріарх Алексій II комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Вселенський Патріархат краєзнавство монастирі та храми України Мазепа Археологія та реставрація шляхи єднання Церква і політика конфлікти Доброчинність Священний Синод УПЦ вибори Голодомор церковна журналістика діаспора Києво-Печерська Лавра молодь Ющенко Президент Віктор Ющенко автокефалія милосердя розкол в Україні Церква і медицина постать у Церкві українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






АМИ Новости-Украина: Виктор креститель



АМИ Новости-Украина, Инна Булкина, 26.07.08

28 июля в Киеве пройдут официальные торжества в честь 1020-летия Крещения Руси, притом праздник обещает быть в большей степени церковно-политическим, нежели просто церковным. По общему ощущению в этом больше политики, чем хотелось бы, но в принципе это логично: Крещение Руси в 988 году было актом политическим, коль скоро речь идет о государстве. С этого времени христианская Церковь в Киевской Руси стала не просто общественным, но государственным институтом. Иными словами, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах. Такова официальная версия РПЦ, и именно так это событие характеризуется на сайте "Православие.ру".

В 1988-м, как некоторые из нас еще помнят, пышно отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Сегодня в оправдание пафосного празднования не самой пафосной даты нам скажут, что тот, 20-летней давности юбилей был праздником в другом - атеистическом по сути государстве, в государстве, которого больше не существует. Впрочем, нам говорят и несколько иные вещи: так епископ Евстратий заявил журналистам, что Киевский патриархат не считает 1020-летие крещения Киевской Руси юбилеем, но празднует эту дату, чтобы исправить несправедливость 20-летней давности, когда основные мероприятия 1000-летнего юбилея проходили в Москве. 

Справедливости ради, Киевский патриархат официально не празднует эту дату не по собственной инициативе, а по инициативе Московского патриархата и с молчаливого согласия константинопольских иерархов. Отчасти по этой причине Божественная литургия Киевского патриархата на Софийской площади произошла неделей раньше главных торжеств - 19 июля.

Какова будет роль и миссия Филарета на официальном празднестве, сказать сложно, но очевидно это будет далеко не центральная роль. Между тем Филарет - один из немногих, кто помнит, как это было 20 лет назад: именно тогда он находился в центре событий. Филарет - Патриарший Экзарх Украины открывал празднование, торжественный акт происходил 14 июня в театре оперы и балета, и в целом действо было вполне театральное и по-советски двусмысленное. Идея его была в духе перестроечного времени: советское государство "обращалось лицом к церкви", но при этом лица светской власти на самом торжестве "светились" в малой степени. Похоже, что сегодня все иначе, и главным персонажем церковного юбилея намерен стать президент Украины Виктор Ющенко.

В последнюю неделю Ющенко проявлял немыслимую для светского политика церковную активность: отменяя встречи с премьером, он проводил бесконечные переговоры и консультации с представителями различных конфессий. По общему мнению, Ющенко близок к осуществлению свой главной "духовной миссии" (или - духовной амбиции): 1020 лет спустя после Крещения Руси Ющенко намерен учредить поместную церковь Украины, независимую от Московского Патриархата.

Впрочем, чуть более давняя история и события, предваряющие нынешнюю предпраздничную суету, выглядят несколько иначе. В феврале, будучи в Москве с очередным "газовым" визитом и проводя переговоры с тогдашним российским президентом Владимиром Путиным, Ющенко (видимо, не без задней мысли) побывал на приеме у Патриарха Алексия II в его резиденции, в Свято-Даниловом монастыре, и официально пригласил его возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси. 

Замечательно, что двумя месяцами позже, в апреле, сообщение об этой встрече и о приглашении Патриарха на основном сайте УПЦ Московского Патриархата прошло под шапкой "Патриарх Алексий II возглавит в Украине церковные торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси".

Однако далее события стали развиваться стремительно, и отныне московские гости чувствуют себя на этом празднике двусмысленно, чтоб не сказать хуже. После московской встречи Ющенко развил бурную деятельность, которая по мысли тех же московских иерархов мало согласуется с каноническим поведением светской власти. Ющенко разослал приглашения главам всех Поместных Православных Церквей мира, причем предложение возглавить торжества Ющенко направил Патриарху Константинопольскому Варфоломею, чем вызвал гласно заявленное "недоумение" Москвы: "Приглашение Константинопольского Патриарха на празднование 1020-летия Крещения Руси, по церковным правилам, должно исходить от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Согласно устойчивой и повсеместно принятой церковной традиции, Предстоятель той или иной Поместной Церкви посещает пределы другой Поместной Церкви не иначе, как по приглашению предстоятеля последней", - пояснил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. "Самодеятельность" украинского президента и - в еще большей степени - "потворство" ей со стороны Константинопольского Патриарха, по всему судя, создали проблемы в отношениях Москвы и Константинополя. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил озабоченность действиями Константинопольского Патриархата, - незамедлительно сообщил сайт "Патриархия. ру". - Участники Собора напомнили Константинополю о "недопустимости отступления от незыблемых устоев межцерковных отношений", отметив, что игнорирование канонов приводит к "опасным последствиям для единства Православия".

Не исключено, что нежелание Константинополя видеть на официальных торжествах "раскольников" из Киевского Патриархата, - своего рода дипломатическая уступка Москве в сложившихся обстоятельствах. Но проблемы это не решает, и "осадок" остается. Светские "Подробности" объявляют не то тендер, не то спортивное состязание "Кто из Патриархов возглавит празднование?", - задается вопросом автор материала:
"В Украинской Православной Церкви Московского патриархата сначала считали, что празднование возглавит Алексий II. Но после того, как украинские власти пригласили Константинопольского патриарха Варфоломея І, среди священников возникло недоразумение. Ведь теперь по церковным канонам празднование должен возглавить именно он - как духовное лицо в определенном смысле более высокого ранга". Заканчивается все это в духе легкомысленного телеоптимизма: "Впрочем, православные считают, что празднование - хороший повод для встречи высоких иерархов, и все разногласия будут непременно преодолены".

Но похоже, серьезные наблюдатели думают иначе, а в Москве и вовсе далеки от всепримирительного восторга. Российские СМИ прямо говорят о "межцерковном конфликте" и скандала ожидают в первую очередь от возможного присутствия на торжествах "филаретовых раскольников". При том что, по словам киевских чиновников, "официально неканонические Церкви принимать участие в праздничной службе не будут", некий сотрудник гуманитарного управления президентского секретариата пояснил корреспонденту московской "Независимой газеты": "Крещение Киевской Руси должно стать объединяющим праздником. Когда Виктор Ющенко в феврале приглашал Алексия II в Киев, речь шла о примирении, а не о новом расколе и раздоре. Соответственно, представители Церквей, против которых выступил Московский Патриархат, будут присутствовать". В той же "НГ" приводится заявление Управделами УПЦ МП архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука) о "целенаправленной дискредитации" Московского Патриархата украинскими СМИ. "В СМИ один Патриарх противопоставляется другому: якобы один является другом Украины, а другой - ее врагом". Архиепископ Митрофан считает, что Московский Патриархат, инициировавший проведение торжеств, стал лишним на этом празднике: "Была церковная инициатива отметить эту дату. Однако подключились государственные структуры, и в результате получилось, что УПЦ МП оказалась на обочине этого празднования". Далее авторы "НГ" сообщают о дипломатической активности с обеих сторон, притом активность эта направлена отнюдь не на примирение (если под примирением понимать нормальные отношения Москвы и Киева). - Глава отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) заявил, что Варфоломей I уже встречался с Киевским Патриархом Филаретом (Денисенко) и главой УАПЦ митрополитом Мефодием (Кудряковым) в Стамбуле в середине июля. (Пока ни одна из сторон не подтвердила эту информацию.) Одновременно стало известно о блиц-визите в Киев 23 июля митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который принял участие во внеочередном заседании Синода УПЦ МП и, по некоторым данным, встретился с главой УАПЦ митрополитом Мефодием. УАПЦ было предложено войти в состав Московского Патриархата на правах широкой автономии, но митрополит Мефодий отверг предложение. Пока не подтвердилась информация о заявленном ранее участии в киевских торжествах Патриарха Иерусалимского Феофила III и Патриарха Александрийского Феодора II. Между тем по просьбе Алексия II глава Грузинской православной церкви Патриарх-Католикос Илия II будто бы отменил свой визит в Украину.

Итак, в Киеве официально говорят об "объединении" и "примирении", а в Москве подозревают "автокефальную интригу" и "попытку использования" некруглого юбилея для ослабления позиций Московского патриархата в Украине. "Виктор Ющенко планирует использовать торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси для того, чтобы собрать украинское духовенство и убедить его начать вывод Украинской Православной Церкви из Московского Патриархата. Противники этого шага вскоре могут быть объявлены "врагами украинского государства"", - сообщает "Росбалт". И более того, в Московской Патриархии считают, что истинная цель отрыва Украинской Церкви от Русской - переподчинение ее Ватикану. На первый взгляд это звучит нелепо, но в свете инициативы по привлечению к празднику католической церкви (а инициатива эта на высоком уровне высказывалась и представители греко-католиков, точно также как и представители УПЦ КП и УАПЦ, входят в состав оргкомитета) выглядит небессмысленно: "Следующим после автокефалии будет этап объединения православных и католиков Украины в единую поместную украинскую церковь, подчиненную Ватикану", - заявил архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, которого в российской прессе часто называют духовником Владимира Путина.

Но пока все же более вероятным полагают "прибалтийский сценарий": там часть православных приходов сохранила верность Московскому Патриарху, а другая часть - ушла под Константинополь (что стало источником его постоянного конфликта с Москвой). Если союз Константинополя и украинских "раскольников" все же состоится, Московский Патриархат разорвет все контакты с Варфоломеем, - заявил представитель отдела внешнецерковных связей УПЦ МП Николай Данилевич. Киевские эксперты прогнозируют, что в этом случае Украину ожидает новый церковный раскол: часть приходов УПЦ МП на Западной и Центральной Украине также может перейти в подчинение Константинополю, Юго-Восток и Крым же будут требовать сохранения единства с Русской Церковью.

РПЦ ждут нелегкие времена. "Процесс, который можно назвать и "автономизацией Украинской Православной Церкви", будет продолжаться вне зависимости от того, желают ли этого в Москве, и насколько осмысленно он будет происходить в Украине, - заявил епископ Евстратий на сайте УПЦ КП. - Такова логика исторического процесса. Если же со стороны Московской патриархии будут продолжаться неуклюжие попытки остановить этот процесс путем давления, шантажа и угроз, то от этого он только ускорится".

Но для президента Виктора Ющенко, похоже, главный вопрос и главная интрига юбилея в том, удастся ли ему "воплотиться" в роли нового Владимира и учредить Украинскую Поместную Церковь. Дальняя историческая амбиция слишком велика, чтобы в ее свете думать о ближайших последствиях.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.