УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 78 відвідувачів

Теги
краєзнавство Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква автокефалія Церква і політика Києво-Печерська Лавра Церква і влада забобони монастирі та храми України вибори Доброчинність Археологія та реставрація розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат українська християнська культура Патріарх Алексій II постать у Церкві конфлікти церковна журналістика УГКЦ педагогіка діаспора церква та політика УПЦ КП шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква молодь церква і суспільство іконопис Ющенко Мазепа секти Священний Синод УПЦ милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Новый мост» (Днепропетровск): А проблема осталась



«Новый мост» (Днепропетровск), Виталий Портников, 1-7 августа 2008

Статья публикуется в рамках совместного проекта ИА «Новый мост» и газеты «Левый берег»

Иногда остается только поражаться тому, как политики умудряются «заземлить» даже выдающиеся духовные события, как из удачных общественных инициатив прорастают зерна предвыборной конкуренции и пропагандисткой конъюнктуры.

Казалось бы, воскресная сцена торжественной литургии у памятника князю Владимиру, транслировавшаяся, кстати, не только украинскими, но и российскими телевизионными каналами в прямом эфире, могла бы навсегда остаться в нашей истории как одна из самых красивых и памятных церемоний со времени становления Украины. Но этой сцене предшествовало так много нелепостей, связанных с элементарным непониманием того, как функционируют церковные институты, что было уже не до литургии.

Приезд в Киев Патриарха Константинопольского Варфоломея I - одного из самых интересных духовных лидеров нашего времени, приверженца экуменизма и взаимопонимания церквей, воспринимался как некий шаг к появлению Киевской митрополии Константинопольской церкви на месте УПЦ Киевского патриархата. Об этом всерьез говорили и приверженцы, и оппоненты такого развития событий. То, что константинопольский патриарх - вовсе не глава православия - и этим, собственно, православие в корне отличается от католицизма, а вселенский патриарх - от папы - как-то абсолютно игнорировалось. Вдумчивого иерарха воспринимали как некоего восточного волшебника, этакого «старика Хотаббыча», способного исполнить любые, даже самые неосуществимые желания. И никто не задумался о том, что патриарх, известный своими дипломатическими талантами, стремится использовать свой визит в Украину, прежде всего, для повышения собственного статуса в православии, а не для конфликта с одной из самых влиятельных православных церквей мира. А вот то скрытое, а нередко и нескрываемое раздражение по поводу его приезда, проявлявшееся в кругах, близких к Московскому патриархату, связано на самом деле не с опасениями, что константинопольский патриарх что-то вдруг возьмет и провозгласит, а именно с этой извечной конкуренцией за влияние в православном мире между Константинополем и Москвой.

В результате произошло то, что произошло - все было очень красиво, патриарх улетел, а проблема раскола православия осталась. И она будет решена не сегодня и не завтра. Более того, поместная церковь в Украине возникнет - если возникнет - на основе УПЦ Московского, а не Киевского патриархата.

Ведь если кто затормозил процесс ее создания, так это бывший киевский митрополит, а сейчас патриарх УПЦ КП Филарет. Именно этот некогда самый влиятельный член Синода РПЦ и местоблюститель патриаршего престола, проиграв битву за клобук в Москве и решив добыть его в Киеве, увел с собой в сообщество, непризнанное до сих пор мировым православием, всех сторонников поместной церкви. Рискну предположить, что если бы эти люди оставались в лоне УПЦ МП, процесс дарования автокефалии прошел бы куда быстрее. А так - он идет... сам собой, по мере дальнейшего разделения украинских и российских обществ, усиления стремления священства к большей автономии и медленного, но неуклонного понимания Московским патриархатом того факта, что сохранить влияние ему будет легче на поместную, а не на автономную церковь. Ведь не будем забывать, что, став отдельной канонической церковью, УПЦ останется в мировом православии, позиции в котором Московского патриархата нельзя недооценивать.

Все это произойдет - но уже с новым поколением священников. Без Алексия II, митрополита Владимира, Филарета. Это пожилые люди, которые естественным образом уступят место совершенно новым людям в церкви - и именно этим людям, не жившим в единой стране и не разделенным памятью об интригах в едином Синоде, легче будет прийти к пониманию того, что Богу - богово, а кесарю - кесарево, что духовное единство обеспечивается общностью веры, а не государственными границами или церковной принадлежностью. И что украинский христианин никуда душой от российского или греческого не денется, даже если у них будут разные патриархи и митрополиты.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.