УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 90 відвідувачів

Теги
діаспора комуністи та Церква Церква і медицина милосердя Священний Синод УПЦ УГКЦ Патріарх Алексій II церква і суспільство Ющенко конфлікти УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков автокефалія монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Католицька Церква іконопис секти церковна журналістика церква та політика молодь Церква і влада постать у Церкві Києво-Печерська Лавра педагогіка забобони Вселенський Патріархат вибори шляхи єднання Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Голодомор Мазепа Доброчинність Археологія та реставрація краєзнавство українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Эхо» (Одесса): Герб и флаг



«Эхо» (Одесса), 03.07.08

Ровно 210 лет назад, в 1798 году, был высочайше утвержден первый Одесский герб. Прошло чуть больше ста лет, и 29 июня 1999 года сессия горсовета утвердила нынешний герб и флаг нашего города

Надежда и спасение

Главным элементом первого герба Одессы был серебряный якорь-кошка о четырех лапах, ставший с тех пор символом нашего города. С точки зрения классической геральдики якорь символизирует не только морскую или речную принадлежность герба, но еще и является эмблемой таких понятий как надежда и спасение. Такое символическое толкование якоря как нельзя лучше подходило молодому городу, куда, спасаясь от хозяев, бежали многие крепостные (в Одессе не действовало крепостное право) и ехали в поисках лучшей жизни представители многих народов не нашедших счастья на родине - страдающие от османского гнета греки и болгары, уставшие от вечных мелких и крупных войн немцы, потрясенные поражениями от Наполеоновских армий итальянцы и многие-многие другие. Помимо Одессы, кстати сказать, якорь был и на гербе Санкт-Петербурга. Помимо расположенного в нижней части герба якоря, в верхнем поле гербового щита располагался двуглавый орел - официальный герб Российской империи. Такой чести удостаивались далеко не все даже старые и большие российские города, однако Одессе эта символическая привилегия была дарована сразу по нескольким причинам. Во-первых, это был символ того, что Одесса - проект имперского значения. Во-вторых двуглавый орел был традиционным символом «многовекторности» - что для портового города было вполне логично. И, кроме того, Одесса была по статусу уездным центром, позднее став столицей всего Новороссийского края. Правда, в середине ХІХ века Одесский герб потерял свой официальный статус и легитимность - особым императорским указом уездным и заштатным городам было запрещено помещать государственный герб в свои гербы. Поэтому с 1857 года Одесса жила без официального герба, а старый герб использовался как неофициальная эмблема. При этом незадолго до революции на эту практику был наложен официальный запрет. В результате серебряный якорь-кошка стал единственным символом города, который продолжали использовать коммерческие и общественные организации Одессы. Причем не только в царское, но и в советское время, когда у Одессы по-прежнему не было официального герба.

И назван мой город героем...

Наличие герба для подавляющего большинства городов СССР отнюдь не считалось чем-то обязательным, за исключением всего нескольких категорий городов - столиц, и городов боевой и революционной славы. Присвоение Одессе звания Город-герой за блистательную оборону 1941 года и мощное партизанское движение автоматически переводило Одессу в ранг «элиты» советских городов и требовало обязательного создания герба, в который следовало поместить изображение медали «Золотая Звезда». Кроме того, Одесса была одним из активных участников движения городов-побратимов, а для этого необходимо было иметь официальную символику для обмена ею с зарубежными побратимами. По понятным причинам старый герб царского времени для этого не годился, как и простое изображение серебряного якоря. В результате в 1965 году появился второй герб Одессы, автором которого стал художник Юрий Горюнов. В верхней части щита вместо двуглавого орла, художник поместил схематическое изображение броненосца «Потемкин» под красным знаменем. Идея автора герба понятна без всяких пояснений и тогдашними властями была принята «на ура». Дополненный Золотой Звездой, этот герб до самого обретения Украиной (и вместе с ней Одессой) долгожданной независимости от той самой империи, которая создала Одессу для обслуживания своих, имперских, интересов, оставался официальным городским гербом. Однако сразу после обретения вышеупомянутой независимости, когда по стране прокатилась волна переименований, смены на последние деньги погибающей в битве гиперинфляции экономики вывесок и эмблем, герб города снова оказался под ударом. Волна примитивной антисоветской критики (долой символы кровавой советской тирании!) было дополнено мнениями «экспертов». Например, мнением действительного члена Всероссийского и Украинского геральдического обществ, экспертом-консультантом геральдической коллегии при Одесском областном совете, историографом Дворянского собрания юга Украины (Есть и такое!!!) М. В. Емельянова. Обладатель столь внушительно звучащих должностей наряду со своим коллегою Ю.И. Вязовским, заявили, что при создании герба города «была неоправданно нарушена самобытность герба, так как в соответствии с правилами геральдики не положено помещать в герб не существовавшую ранее в нем фигуру, которая не отражает изменения статуса гербоносителя». Грубо говоря, если бы город стал столицей княжества - в его гербе можно было бы поместить княжескую корону. А поскольку военным портом Одесса так и не стала, то военному кораблю, хоть и вписавшему знаковую страницу в историю города, делать в гербе нечего. Все это было бы конечно правильно и хорошо, если бы историки-герольды, вместо изобретения Дворянского собрания юга Украины, почитали исторические работы и узнали, что, как мы уже отметили, в 1857 году Одесса осталась вовсе без герба, поэтому формально Юрий Горюнов создал абсолютно новый герб, а не дополнил старый. Более того, если следовать логике «экспертов», правильным было бы восстановить имперский герб, дополнив его, в знак изменения статуса, медалью Золотая Звезда. Но на это современные украинские власти не пошли бы иначе, чем под угрозой расстрела. Для них ведь двуглавый орел такой же символ «оккупации», как и серп и молот. При этом, то, что это еще и герб бывшей Византийской империи, откуда к нам пришло христианство и книжная культура, с их точки зрения ничего не значит. Ну да Бог с ним, с орлом. В конце концов император Александр Второй был в своем праве, когда забирал у города герб, и нарушать его указ с точки зрения геральдики действительно не очень этично.

Чем не угодил «Потемкин»?

Возвращаясь к истории с мятежным броненосцем на одесском гербе нельзя не выразить недоумение тогдашним отцам и матерям города. Чем им, собственно говоря, не угодило изображение броненосца на гербе? Ведь как хорошо известно, бунт (или восстание, как кому больше нравится) на броненосце был отнюдь не результатом планомерной коммунистической пропаганды, а, скорее результатом лопнувшего терпениея моряков по поводу вечных зуботычин, абсолютного бесправия перед офицерами и несоблюдения элементарных человеческих прав. Например, на пищу из не червивого мяса. Короче говоря - то, что Ленин приписал сравнительно успешное восстание успехам большевиков не более чем грамотная пиар-акция Ленина. На деле же восстание было поддержано всеми левацкими партиями и общественными течениями России - от социал-революционеров до анархистов. И каждая партия не преминула отметить свою роль в успехе восстания. То, что впоследствии официальная советская история объявила восстание на «Потемкине» делом рук большевиков имеет с историей не больше общего, чем оставшаяся незамеченной немцами героическая война УПА с фашизмом. В общем ,по факту восстание на «Потемкине» было одним из эпизодов борьбы за демократическое равноправие, революции 1905 года, которая была организована отнюдь не большевиками, а в значительно большей степени сторонниками социал-демократии. Что же касается красного знамени, то в морском своде символов красное знамя означает «Веду огонь!» и, строго говоря, никогда официальным символом советского флота не было. И последнее - нигде в гербе не написано, что изображенный военный корабль - броненосец «Потемкин». Изображение на гербе похоже разом на все военные корабли начала века. С «Потемкиным» его роднят только три трубы на рисунке. В целом на «Потемкин» изображенный корабль похож не больше чем на крейсер «Аврора» или крейсер «Очаков». Учитывая это, а также активное участие кораблей советского Черноморского флота в обороне Одессы, изображение военного корабля на гербе нашего города вполне оправдано. Причем именно под красным «боевым» знаменем - ведь пушки приходивших в 1941 году под Одессу крейсеров и эсминцев, мягко говоря, не молчали. Как ни жаль, в истории с городским гербом возобладало не консервативное тяготение к традициям, как это принято в настоящей геральдике, а схематичность мышления. В результате город остался без герба и 15 августа 1994 года тогдашний мэр Одессы Эдуард Гурвиц принял решение о конкурсе на лучший эскиз новой городской эмблемы. Однако конкурс не состоялся. Зато состоялся конкурс, объявленный 4 ноября 1998 года. По его результатам горсовет и проголосовал современный герб Одессы.

Хорошо забытое старое

Вот официальное описание нашего современного городского герба с официального же городского сайта:
«В червленом поле серебряный речной якорь о четырех лапах. Щит расположен в золотом картуше и увенчан золотой городской трехбашенной короной, под которой находится червленый контур пятиконечной звезды».
Как видите, не мудрствуя лукаво, авторский коллектив из аж 6 человек: (П.Бондаренко, Ю.Вязовский, М.Емельянов, И.Калмакан, В.Савченко и Г.Фаер) попросту воспользовались старой неофициальной городской эмблемой, слегка упростили традиционный щит, служивший основой герба, и украсили его несколькими хитрыми финтифлюшками. При этом Золотую Звезду Города-героя зачем-то поместили под короной, обведя красным контуром и лишив красной ленточки. Видимо предполагается, что ленточку разрезали и обвели ею контур звезды. Вынесение высокой награды за пределы поля щита привело, кстати, к печальному результату. В малом, наиболее употребимом варианте герба, звезда отсутствует, поскольку малый герб - это только щит и изображения на щите, без окружающего декора и финтифлюшек. В общем и целом из игр с гербом получилось возвращение к неофициальной эмблеме, которая, строго говоря, использовалась в период полного отсутствия у Одессы официального герба. Что хотели сказать этим шагом авторы эскиза, чем думали депутаты горсовета, принимая этот герб - сказать очень сложно. Но, по сути, основное изображение герба ни о чем, кроме того, что перед нами герб портового города, не говорит. Получилось примитивно и бедно - ни тебе намека на героическое прошлое, ни указания на общенациональную важность.

Дух, Душа, и Тело

Грустную историю с гербом города несколько скрашивает принятый тогда же флаг Одессы, изображенный одним из шести авторов нового старого якоря - Ю. Вяземский. Флаг представляет собой квадратное полотнище равномерно разделенное красной, белой и желтой вертикальными полосами, при этом в центре флага помещен все тот же герб с якорем. По словам создателя флага, красная полоса символизирует героический дух города, белая - серебряную душу, а желтая - золотое тело. В целом символика для города и его истории удачная, если не считать не очень понятной серебряной души. Что бы сие означало? По всей видимости автор имел в виду склонность к изящным искусствам одесситов, ведь серебро часто было символом искусства, особенно музыки. Но это скорее мелкая придирка. В сочетании с изображением герба флаг получился более не менее говорящим и полноценным символом, в отличии от герба самого по себе. К слову сказать, несмотря на то, что город-ской флаг официально является квадратным, как правило, используется полотнище прямоугольное, причем произвольных пропорций.

Вместо эпилога

Кому-то наше суждение относительно современного городского герба может показаться резким или даже обидным. Что ж, на всех не угодишь. Мы ведь, собственно, не пытались оскорбить ни герб, ни его главный элемент - якорь. Мы скорее выразили недоумение и негодование по поводу того, что в угоду политическим игрищам из герба убрали два других элемента. Вдумайтесь - герб 1965 года полностью освещал основные вехи истории Одессы - ее портовое начало (якорь), участие в революционных событиях начала века (броненосец), и героическое участие в годы Великой Отечественной войны (Золотая Звезда Города-героя). А что осталось теперь? Только якорь. Надежда и спасение. Для нас, прежде всего, на то, что история перестанет, наконец, быть игрушкой в руках политиков.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.