УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 105 відвідувачів

Теги
секти Голодомор Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність молодь Президент Віктор Ющенко Мазепа краєзнавство розкол в Україні церковна журналістика постать у Церкві монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика шляхи єднання конфлікти Вселенський Патріархат вибори іконопис діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Ющенко Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков педагогіка УГКЦ автокефалія церква і суспільство Патріарх Алексій II Церква і медицина Католицька Церква Церква і політика Археологія та реставрація УПЦ КП Священний Синод УПЦ милосердя забобони українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Комментарии» (Украина): Лето патриархов



«Комментарии» (Украина), Л.Жабкина, 25.07.08

Празднование 1020-летия Крещения Руси является для церквей скорее поводом для раздора, чем для единения

Государственная инициатива с самого начала вызывала множество недоумений. Например, так и осталось не до конца ясно, от кого именно она исходила. Церковники в один голос ссылались на Президента Ющенко. Он, в свою очередь, говорил лишь о том, что ее поддержал. Как бы там ни было, из разряда нелепиц инициатива перешла в статус широкомасштабной государственной программы - как и все, что призвано «консолидировать общество» и возвращать нас «к истокам». Любовь Виктора Андреевича к символическим жестам и национальной риторике общеизвестна. И чем призрачнее выглядит возможность реализации его политических программ, тем больше сил и ресурсов тратится на символизм.

Война историков за Киевскую Русь

Автор фундаментального десятитомного исторического труда «История Украины-Руси» Михаил Грушевский не только создал целостную концепцию украинского исторического процесса, но был одним из первых ученых, бросивших вызов общепринятым в Российской империи историческим схемам, впоследствии получившим свое развитие как в советской, так и в постсоветской российской историографии. Исследуя историю украинской территории и населяющего ее народа (а не историю правящих династий, как было принято российскими историками), Грушевский пришел к глобальному выводу, что украинцы являются автохтонами, а Украина - прямая наследница Киевской Руси и ее государственных и религиозных традиций. Как известно, в российской историографии до сих пор пользуется популярностью концепция, согласно которой все восточные славяне объявлялись «триединым народом единой и неделимой России», унаследовавшей государственность от Киевской Руси (в советское время концепция «колыбели трех братских народов» была доработана внедрением понятий «древнерусское государство» и «древнерусская народность»), российская многовековая территориальная экспансия в Украину рассматривалась как восстановление первобытной целостности Руси, а сами украинцы - разновидностью русских, в лучшем случае - особым ответвлением от общего корня. В результате научной деятельности Грушевского подобные утверждения перестали восприниматься как аксиома, а некоторые теории (как, например, псевдонаучные измышления российского историка Погодина о массовой миграции «великорусского народа» со Среднего Приднепровья на северо-восток во время монгольского нашествия) окончательно канули в Лету. Труды Грушевского заложили концептуальный фундамент для дальнейших исследований украинских историков в автохтонном ключе и вывели украинско-российскую историческую дискуссию на качественно новый научный уровень.

По сути, президент Ющенко сыграет в ту же игру, что и Президент Кучма, пригласивший в Украину в период кризиса доверия к собственной власти, Папу Римского. Правда, президентские дивиденды от этой затеи (впрочем, как и от предыдущей) более чем сомнительны.


Виктор Андреевич фигурирует рядом с вселенским патриархом на киевских биллбордах и посвящает патриарха в «свою Украину» - ритуальным возложением цветов к разнообразным памятникам, совместными выступлениями перед народом, приемом в Софии Киевской «от имени патриарха и Президента». Какой смысл вкладывает наша власть в инспирированный ею «юбилей», стало ясно с самого начала: главой организационного комитета по подготовке и празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси был назначен «кум раскола» экс-президент Украины Леонид Кравчук. Главным же действующим лицом, как и следовало ожидать, стал вселенский патриарх Варфоломей. Именно его приездом открывается официальная часть празднования, согласно государственной программе мероприятий.


ДВА «НЕПРАВИЛЬНЫХ ОБЕЩАНИЯ» ОТ ВАРФОЛОМЕЯ


Для патриарха Варфоломея его первый визит в Украину не должен оказаться легким. Ведь от него ждут решительных действий, а не просто участия в празднике в качестве приглашенной звезды. А ждут от него хорошего подарка к хорошему празднику: урегулирования церковной ситуации в Украине. Да, звучит смешно: ну, не вынет же нам патриарх из кармана единую поместную церковь! Но количество вопросов и даже требований в свой адрес накануне визита он получил немало и весьма недвусмысленных - когда украинская церковь получит долгожданный статус и собирается ли он предпринимать в этом направлении решительные действия. В общем, его решение - несмотря ни на что, посетить Украину - можно охарактеризовать как смелый поступок. Потому что патриарх Варфоломей не может и не хочет ничего обещать Украине. Потому что обстоятельства сложны и запутанны - в первую очередь тем, что внутри страны нет единства среди православных, что за поместную церковь они хотят. Да и сам патриарх Варфоломей не всесилен в этом вопросе. Самое большее, что он может сделать для Украины - это, презрев всю и всяческую дипломатию, признать территорию бывшей Киевской митрополии своей канонической территорией. Но он не может предоставить автокефалии - это не в его власти. Наберется ли в Украине достаточно желающих принадлежать к «турецкой» или «американской» церкви, как представляют вселенский патриархат его противники в Украине? Сторонников же, которые бы представляли его иначе, слишком мало и цели у них слишком разные, чтобы они могли выступить единым агитационным фронтом. Единственную серьезную в этом смысле силу могла бы составить УПЦ КП. Но она четко ориентирована на автокефалию. Статус митрополии - даже в составе вселенского патриархата - не совпадает с ее идеологией и амбициями патриарха Филарета. Он уже давно заметно успокоился на предмет участия Константинопольского патриарха в украинских делах и поставил на историю: рано или поздно автокефальная украинская православная церковь будет признана.


Что касается празднования 1020-летия Крещения Руси, предстоятель УПЦ КП отметил, что его церковь не сразу согласилась праздновать некруглую дату. Да и то лишь в качестве «поправки» к юбилею 20-летней давности, основные события которого происходили в Москве, которая, по сути, к самому крещению Руси отношения не имеет. Для патриарха Филарета это широкоформатный реванш - нынешний юбилей не только возвращает Украине «украденное» двадцать лет назад крещение, но и саму преемственность Киевской Руси, которая тоже была присвоена теми, кто Русью на самом деле, по его глубокому убеждению, не был.


В отличие от РПЦ, чей глава решил «опоздать» к началу официальных празднований (их весьма демонстративно привязали к приезду патриарха Варфоломея), УПЦ КП взялась за дело загодя и основательно: научно-практическая конференция, Архиерейский собор и, наконец, Поместный собор, богослужения под открытым небом и крестный ход. Это все, помимо участия в официальных мероприятиях, предусмотренных государственной программой.


ДВА «НЕПРАВИЛЬНЫХ ВЫХОДА» ДЛЯ АЛЕКСИЯ ВТОРОГО


На визит патриарха Варфоломея в УПЦ КП смотрят гораздо трезвее, чем в Секретариате Президента: в предварительных замечаниях по поводу его визита неоднократно высказывалась надежда (и только надежда) на то, что патриарх, так или иначе, уделит внимание «не только УПЦ». Опасения обоснованны: во-первых, патриарх Варфоломей прибывает в Украину, согласно официальным дипломатическим документам, по приглашению Президента Ющенко и патриарха Московского Алексия. Во-вторых, в УПЦ КП не могут не помнить о том, что сами отказались от программы преодоления раскола и «мягкого» перехода под омофор Константинополя, принятой в Фанаре несколько лет назад. Впрочем, уже то, что главным действующим лицом празднований стал патриарх Константинопольский, а не Московский - само по себе принесло представителям УПЦ КП если не политический дивиденд, то хотя бы глубокое моральное удовлетворение.


УПЦ оказалась в не лучшем положении в связи с празднованиями. Поначалу их несколько «подставило» московское начальство. В качестве хозяина-приглашающего, несмотря на продвигаемые в массы уверения о «широких рамках автономии УПЦ», выступил патриарх Московский Алексий, а не митрополит Киевский Владимир. Что лишний раз показало нам всем, «чьи в лесу шишки».


Но сам патриарх Алексий совсем не стремился ехать в Киев на празднования. То ли не хотел так явно оказаться вторым в заглавном мероприятии - богослужении в Софийском соборе, то ли подозревал (и не без оснований), что в сложившихся обстоятельствах не сможет выглядеть хозяином (как положения, так и территории). То есть четко осознавал слабость собственной позиции - и не хотел ее демонстрировать.

Особенно перед «подчиненными» из УПЦ: если христианство на территорию Украины (пускай даже слово Русь присвоили в Москве) принесла Константинопольская церковь, и именно ее так или иначе воспринимают тут в качестве церкви-матери, то кто он такой и что он тут делает? Ощутимый удар по авторитету. Он пытался его избежать - просто не приехав на юбилейные торжества и ограничившись приглашением, которое можно было рассматривать просто как разрешение патриарху Варфоломею посетить «чужую территорию». Но его уговорили - якобы непосредственно из Кремля. С точки зрения политической, не приехать означало признать поражение. Патриарху Алексию просто не повезло - он попал в положение, из которого выхода было только два, и оба неправильные.


ТРЕТЬИ НАСЛЕДНИКИ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА


В праздновании 1020-летия Крещения Руси без особого, впрочем, шума, задействована и Украинская греко-католическая церковь. Ее иерархи принимают участие во всех мероприятиях, организованных государством. Руководство этой конфессии с самого начала обратило пристальное внимание на инициативу Президента - этому событию было уделено даже несколько внушительных строк в Пасхальном послании Верховного архиепископа кардинала Любомира Гузара. Глава УГКЦ не устает обращать внимание своей паствы на то, что греко-католики - полноправные наследники Владимирова крещения. И их долг - активным участием в празднованиях это подтвердить. В рамках празднования 1020-летия Крещения Руси УГКЦ активизирует паломничество своих верных в Киев - тем самым подчеркивая свою причастность к Владимирову крещению.

 Официальное невнимание к мероприятиям УГКЦ предсказуемо и наверняка не стало неожиданностью для представителей этой церкви. Им предстоит еще долгий путь к признанию собственного статуса «украинской традиционной церкви», «церкви Киевской традиции». И они делают по нему маленькие, но упрямые шаги.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.