УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 159 відвідувачів

Теги
українська християнська культура автокефалія церковна журналістика іконопис комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко секти УГКЦ постать у Церкві Патріарх Алексій II Церква і медицина Мазепа Священний Синод УПЦ краєзнавство педагогіка Ющенко конфлікти шляхи єднання Доброчинність забобони Предстоятелі Помісних Церков милосердя УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика діаспора молодь Археологія та реставрація монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Католицька Церква Вселенський Патріархат Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі вибори церква і суспільство Церква і влада розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Бизнес» (Украина): Мир горний — миру дольнему



«Бизнес» (Украина), Юлия Абакумова, 11.08.08

Открывшаяся в Киеве в Музее украинского народного декоративного искусства выставка православных икон помогает проникнуть в тайну иконописи

    Икона - один из языков, посредством которого церковь несет в мир Благую весть, являет Христа и Его торжествующее Царство. Время забвения не прошло для икон даром. Очень часто взгляд современного человека на икону оборачивается удивлением, недоумением, непониманием. Вот уже несколько столетий ни сюжеты, ни христианские образы не меняются, более того, малейшие фантазии художников пресекаются на корню, но для человека неискушенного мир иконописи все так же тайна за семью печатями.В Музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка "Православная икона России, Украины и Беларуси". Проект, подготовленный к празднованию 1020-летия крещения Руси, представляет около 100 раритетов кисти мастеров XIV-XIX вв. И русские образа с их аскетичной красотой, и украинские с их сочным колоритом, и белорусские с их наивной иллюстративностью есть не что иное, как сакральный текст, требующий определенных навыков прочтения. Как говорят люди знающие, на икону нужно не смотреть, ее нужно читать. Богословы предлагают читать икону поэтапно: буквально (что и кто изображен), аллегорически (как изображено), духовно (зачем изображено). С постижением всех этих уровней достигается то, ради чего, собственно, и обращаются к иконе - непосредственное общение с Первообразом. На этом этапе уже не мы постигаем образ, а образ начинает действовать в нас.

Православные каноны
    Первые христиане не знали никакого культового искусства, в том числе и иконописи. Считается, что первым икону, в современном ее понимании, написал один из авторов Евангелия - святой Лука. И были это изображения Божьей Матери и святых апостолов Петра и Павла. "В отличие от позднеримского погребального портрета, цель которого - напомнить людям о неизбежности смерти, ее власти над человеком, первые православные образа писались с точки зрения вечности, - рассказывает Ирина Шульц, заведующая отделом изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. - Поэтому-то независимо от времени, стиля, страны, все, кто изображен на иконах, всегда и всеми узнаваемы." Сложно спутать апостолов Петра и Павла, святых Бориса и Глеба, евангелистов Марка и Луку, Спасителя и Николая Чудотворца, Богородицу и великомученицу Варвару. Со временем православная церковь разработала свод правил, которых должны были придерживаться мастера-иконописцы. Правила эти были закреплены VII Вселенским собором в 787 г. и действуют до сих пор. Что регламентировал византийский иконографический канон? Абсолютно все: композицию и сюжеты, пропорции фигур, позы, выражение лиц святых, палитру цветов, технику и живописные материалы. На иконах намеренно нарушаются пропорции человеческого тела - фигуры становятся выше и тоньше (обычное соотношение головы и тела - 1:9), они не касаются ногами земли, словно паря в пространстве, пальцы, овал лица удлиняются, лоб пишется высоким, нос и рот - маленькими, а глаза - "светильник для тела" (Мф. 6:22) - большими, миндалевидными (хотя во времена Андрея Рублева глаза не изображали преувеличенно большими, а Феофан Грек некоторые лики писал вообще без глаз, чтобы подчеркнуть значение взгляда, направленного внутрь, на созерцание божественного света). Каноническим считается образ, выполненный на кипарисовой доске минеральными красками с добавлением яичного желтка, разведенными святой (посеребренной) водой и винным уксусом. Кроме чисто утилитарного значения материалы, используемые для создания иконы, имеют еще и сакральный смысл: кипарис - олицетворяет бытие, желток - зарождение жизни, минеральные краски - отражение небесного света на земле. Особую смысловую нагрузку несет цвет. "Один из самых заметных в иконе пурпурный цвет - цвет царя на небе и императора на земле. Поэтому хитон у Христа и мафорий (покрывало) Богоматери всегда пурпурного цвета, такого же оттенка и переплет Евангелия. Но это же и цвет страданий, поэтому великомученики на образах всегда одеты в красные одежды", - объясняет Ирина Васильевна. Если красный цвет символизирует земную, человеческую природу Спасителя, то синий или голубой - это небесные, божественные символы. Голубой - цвет небесной чистоты совершеннейшей из людей - Богородицы, она почти на всех иконах в синем платье. Белый цвет - символ Божественного света, чистоты и святости. В белом на иконах всегда праведники, ангелы и души умерших людей. Никогда в иконописи не использовался серый цвет - нет на образах мес­та цвету неясности, пустоты, небытия. Один из любимых цветов иконописцев, они называют его "светом", - золотой. Это цвет самого Бога. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Золотой фон, золотые нимбы, сияние вокруг Христа, золотые украшения - все это служит выражением святости.
    Икона, соответствующая канону, не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Изображенные по углам красного квад­рата на иконе "Спас в силах" лев, телец и орел рассказывают не о многообразии животного мира, они представляют евангелистов (в одном из углов изображен еще и ангел), которые несут весть о Спасителе и грядущем Суде. Трилистник - не элемент орнамента резного левкаса на "Воздвижении Честного и Животворящего Креста", а символ триединства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Ветвь мирта в руках Георгия Змееборца, выступавшего против гонений на христиан, - символ мученичества. Пеликан, кормящий своей кровью птенцов, в средневековой христианской символике означал искупительную жертву Христа, который питает верующих Своей кровью и плотью. На иконах пеликана очень часто изображают на вершине креста.

Иконографические изображения Христа Спасителя
    Ревнители известного ветхозаветного постулата ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им". Исх. 20:4-5) отрицали какое бы то ни было изображение Христа, Святого Духа, Богородицы, святых. Поэтому вплоть до начала VI в. образ Спасителя был исключительно знаково-символическим - в виде рыбы, пеликана, юноши с овечкой на плечах и т.д. Каноническое же изображение Спасителя, дошедшее до наших времен ("Благотелесный, со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду цвета пшеницы... с длинными перстами"), было утверждено в ІХ в. Кроме узнаваемых физиогномических признаков, Христа от других иконографических персонажей отличает наличие нимба с вписанным крестом. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога Моисею: "Я есмь Сущий". Черты Христа подтверждают догмат о его человеческом происхождении, а светящийся нимб - о божественном. Из особенных отличительных знаков, позволяющих идентифицировать Спасителя, - клав на правом рукаве хитона, знак патрицианского достоинства, подчеркивающий мессианскую роль Христа. Иконография Спасителя сегодня весьма обширна, но исследователи выделяют два основных типа его изображения - в виде Царя Небесного и в том виде, в каком Он был среди людей, в том числе младенцем и отроком.

Спас Нерукотворный
    Это изображение лика Спасителя либо на убрусе (платке), либо на чрепии (черепице, глиняной доске). Согласно одной из легенд, нерукотворный образ Христа был запечатлен для правителя Эдесского царства (государства в Малой Азии, сейчас - Юго-Восточная Анатолия в Турции. - Ред.) Абгара V. Посланный по его указанию художник не смог изобразить Христа, и Спаситель, чтобы живописца не постигла кара, отдал ему платок, которым утерся после умывания. Это полотенце с отпечатавшимся на нем Ликом стало первой иконой. Согласно другой легенде, когда жители Эдессы нашли в стене спрятанную доску с изображением Спасителя, на кирпичах, которые ее закрывали, они увидели идентичный отпечаток Лика. По некоторым источникам, на Русь иконы "Спас Нерукотворный" попали уже в ІХ в. Православный Спас обычно спокоен, с открытыми глазами. Католический - страдальческий, с терновым венцом и следами крови. По традиции, "Спас Нерукотворный" - первый образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Спас Вседержитель(Пантократор)
    Первоначально поясное изображение Иисуса в возрасте, соответствующем его проповедническому периоду, помещалось в куполах церквей. Позже этот образ стали писать и на иконах. Спаситель здесь предстает в роли Творца и Создателя, Небесного Царя, всемогущего Владыки мира. Правой рукой он благословляет людей, в левой держит закрытое или открытое Евангелие с текстом: "Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы".


Спас на престоле
    Спас на престоле всегда изображает Христа в полный рост и восседающим на троне - символе Вселенной, всего видимого и невидимого мира, знаке царственной славы Спасителя. На этой иконе Иисус уже не столько Творец, сколько Судия.

 

Спас в силах
    Как правило, эта икона занимает центральное место в иконостасе православного храма, над Царскими вратами. В отличие от предыдущих, "Спас в силах" насыщен более сложной символикой: поверх красного квадрата, символа земли, наложен синий круг (мандорла), символ небесной сферы, мира бесплотных сил, и красный ромб, символ огня, сходящего с небес. Сочетание цветов символизирует соединение в Христе божественного и человеческого начал.

 

Спас Эммануил
    Это икона живописует Христа в возрасте 12 лет. Эммануилом (с арам. "с нами Бог") называют любые изображения Христа-отрока. Скорее всего, необходимость подобного изображения Спасителя возникла в ответ на отрицание его божественности до Крещения. Христос на этой иконе отличается особой, недетской серьезностью.


 

Спас Благое Молчание
    Самый редкий иконографический тип изображения Христа в виде Ангела Великого Совета. Если "Спас Нерукотворный" и "Спас Эммануил" изображают Иисуса таким, каким он был на земле, "Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Иисус до воплощения в нем Святого Духа. Юноша с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами прижимает к груди сложенные крест-накрест руки. Над его головой не нимб с крестом, а восьмиконечная звезда, образованная из двух квадратов, символизирующих единение божественности и непостижимости Божества.

 

Спас Иерей
    В киевском соборе Святой Софии есть мозаичное изображение Христа в виде священника. От традиционного лик "Спаса Иерея" отличает практически полное отсутствие бороды и гуменцо (у католических священников - тонзура; выстриженная макушка, символизирующая терновый венец). Предполагается, что такое изображение Спасителя предназначено для напоминания служителям церкви о том, что священник в ходе литургии символизирует собой Христа.

Иконографические изображения Богородицы
    Образ Божьей Матери в христианстве самый почитаемый. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, была посвящена ей, в ХІІ в. на Руси был введен праздник - Покров Пресвятой Богородицы, многие из ее икон прославились как чудотворные. Богоматерь на православных иконах всегда в печали, исполнена духовной мудрости и внутренней силы. Синее платье часто украшают три звезды в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребывала девою. Мафорий на голове (изображение женщин с непокрытой головой православная традиция не допускает) - глубокий символ ее материнства и полной самоотдачи Богу. Даже если иногда на иконах она появляется в короне как Царица небесная, корона эта надета поверх платка, что подчеркивает первоочередную роль Матери Спасителя. По словам Ирины Шульц, вариантов изображения Богоматери более тысячи: "У нас когда-то работал исследователь из Германии. Он пытался собрать все иконографические типы Богоматери, но ему пришлось остановиться на полутора тысячах".

Матерь Божья Молящаяся (Оранта)
    На Руси этот образ называют "Знамение". 27 ноября 1169 г. во время осады Новгорода жители города вынесли на крепостную стену икону Богородицы. Одна из вражеских стрел попала прямо в образ, и Богородица повернулась лицом к осажденным со слезами на глазах. Слезы упали на одежду новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". На иконе Богородица изображается в фас, чаще всего по пояс, с поднятыми руками, согнутыми в локтях, что означает молитвенное обращение к Богу. В храмах Матерь Божья Молящаяся помещается в верхней части алтаря.

Матерь Божья Путеводительница (Одигитрия)
    Один из самых распространенных типов изображения Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Это древнейший тип изображения Божьей Матери, считается, что его автор - сам апостол Лука. Богородица словно говорит человечеству, что путь истинный - это путь ко Христу. Оба лика на иконе строгие, изображены в фас, головы не касаются друг друга. Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте, в левой руке он держит свиток либо книгу, что роднит образ со Спасом Вседержителем.


Матерь Божья Умиление (Елеуса)
    Авторство этого образа тоже приписывают Луке. Эта икона - одна из величайших русских святынь. Именно ее о помощи неоднократно молили осажденные татаро-монголами жители русских городов. Богоматерь прижимает к правой щеке Младенца Иисуса, что символизирует безграничную любовь, высшее выражение любви Бога к людям. Соприкосновение ликов и нимбов говорит о соединении небесного и земного, божественного и человеческого.

Матерь Божья Всемилостивая (Панахранта)
    Богородица изображена восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на коленях в окружении ангелов и святых. Бытует мнение, что этот образ родился в ответ на несторианскую ересь, умаляющую значение Богоматери в деле спасения человечества. На Руси эту икону еще называют Печерской, и связано это с историей строительства Успенского собора в Киево-Печерской лавре. Константинопольским зодчим было видение Божьей Матери о том, что они должны прийти в Киев к преподобным старцам Антонию и Феодосию и возвести на территории лавры храм невиданной красоты. Наиболее почитаемый образ Богородицы Всемилостивой помещен напротив гроба Феодосия Печерского в Дальних пещерах.


Матерь Божья Заступница (Агиосоритисса)

    На этой иконе Богородица изображается в полный рост без Христа, обычно в повороте направо со сложенными в молитвенном жесте руками. Этот жест символизирует моление ее к Христу о спасении рода человеческого. Поэтому в православных храмах данный образ помещают слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.?

P.S. Выставка будет работать в Музее украинского народного декоративного искусства до 14 сентября.

Из графского наследия

Икона - окно в мир наших предков. Хранимые членами семьи, передаваемые из поколения в поколение откровения Божии в линиях и красках - для православных не просто семейные реликвии, а святыни, объединяющие всех членов семьи. Что побудило Марину Толстую, прямую наследницу графа Льва Толстого, проживающую сегодня во французском Ватерлоо, продать украинским галеристам часть коллекции икон своего знаменитого прадеда, неизвестно. Но теперь у нас появилась возможность прикоснуться к этому наследию. Шесть икон, некогда украшавших красный угол в писательском доме, выставлены в киевской галерее "Боско". Интересно, что большая часть коллекции имеет непосредственное отношение к Украине. Род Толстых появился на Руси около 500 лет назад. Два представителя древнегерманского рода Индрисов переселились в Чернигов в 1353 г., где приняли православие. Уже их потомки служили при дворе Великого князя Московского Василия Темного. Один из них, Андрей, получил от князя прозвище Толстой. От внука Андрея Федора и пошла семейная ветвь Толстых. Возможно, родовое предание, связывающее Льва Николаевича с черниговскими родственниками, и способствовало появлению в его доме иконы "Богоматерь Смоленская". Образ является списком с иконы, принесенной из Царьграда (Константинополя) в 1046 г. Византийский император Константин благословлял ею свою дочь Анну замуж за Всеволода, сына Ярослава Мудрого. От этого союза родился сын, ставший одним из самых известных киевских князей - Владимир Мономах. Икона сопровождала юную невесту, отсюда и родилось ее второе название - Одигитрия (с греч. "указующая путь"). До сих пор перед Одигитрией молятся о помощи в поиске правильного жизненного пути, а также о благополучном завершении дальней дороги. Еще одна икона, косвенно связывающая Толстого и Украину, - "Покров Пресвятой Богородицы". "Покрова" считается покровительницей украинского казачества, ей молятся о даровании Богом заступничества. Русские иконописцы и в начале ХІХ в., когда была написана икона, предпочитали лаконичность и сдержанность выразительных средств, наследуя традиции византийской иконописи. Чего не скажешь о двух иконах XVIII в., авторство которых принадлежит мастерам Одесской губернии. Сочный колорит, обилие архитектурных деталей, элементы пейзажа - все это говорит о традиционной школе украинского барокко. "Введение во храм Пресвятой Богородицы" и "Вход в Иерусалим" - иконы праздничного ряда иконостаса, куда обычно помещались образа с сюжетами, которые торжественно отмечала церковь как основные этапы священной истории - Рождество, Крещение, Преображение, Успение и др. Одна история повествует о детстве Марии, которой в трехлетнем возрасте было предсказано стать Матерью Господней, живым храмом, из которого Бог явится во плоти ради спасения рода человеческого. Сюжет "Входа в Иерусалим" тоже относится к каноническим. У православных этот праздник называется Вербным воскресеньем. Это история возвращения Христа из его странствий в Иерусалим, где через несколько дней совершится предначертанное ему: муки, крестная смерть и воскресение. Восседающего на осле, символе мира, Иисуса радостно встречают люди, расстилают перед его ногами одежды и пальмовые ветви. Вся эта ликующая толпа совсем скоро будет хулить Господа, не сумевшего явить перед ней свое могущество Царя земного. Обе иконы обрамлены в восьмиугольные оклады. Цифра "8" символизирует приближение к божеству.
    "Господь Вседержитель" - классический образ каждого домашнего иконостаса. На раскрытом в руках Спасителя Евангелии слова, стержень христианского учения, проповедником которого был и Лев Николаевич: "Заповедь новую даю Вам. Да любите друг друга многие возлюбих Вы да и Вы любите себе" (Иоанн, гл.15). Авторская живопись настолько хорошо сохранилась, что внизу на окладе даже можно прочитать клейма пробирных мастеров фирмы Игнатия Сазикова. Это, кстати, довольно редкий случай. Иконы их авторы предпочитали оставлять неподписанными, чтобы идентифицировать их только с именем Бога или изображенного святого.
    О том, насколько почитаем на Руси был ветхозаветный пророк Илия, свидетельствует тот факт, что в Киеве первым православным храмом стала церковь во имя пророка Илии. По преданию, Илия явится на Землю снова, он станет предтечей второго пришествия Христа. Икона "Огненное восхождение святого пророка Илии" из коллекции Льва Толстого отражает историю предсказания и свершения чуда, когда на засохшие земли нечестивого израильского царя Аохава был-таки по просьбе Илии пролит дождь.
    Все иконы, по оценкам специалистов, дошли до наших дней в замечательной сохранности благодаря тому, что за свою долгую жизнь ни разу не подвергались реставрации. На них до сих пор осталось авторское олифное покрытие, никто с них не снимал оклады.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.