УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 651 відвідувачів

Теги
українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Ющенко молодь Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Церква і влада краєзнавство конфлікти педагогіка секти постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація іконопис Священний Синод УПЦ Католицька Церква вибори Голодомор церковна журналістика монастирі та храми України Патріарх Алексій II милосердя Мазепа Доброчинність УПЦ КП УГКЦ забобони Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика шляхи єднання Вселенський Патріархат Церква і медицина церква і суспільство розкол в Україні комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Публичные люди» (Украина): Крещение по-норвежски



«Публичные люди» (Украина), Олег Покальчук, №7-8 2008

Я очень люблю Норвегию. Пальму первенства в любви периодически (и небезуспешно) оспаривают мои жена и кошка. Мотоцикл - вне конкуренции, потому что он просто часть моего тела.

    Хуже всего приходится кошке - ее нельзя взять с собой. Как минимум потому, что ее в дороге укачивает. На пароме до Стокгольма она бы орала, как Селин Дион на «Титанике». И когда мы с женой в очередной раз возвращаемся из Норвегии с вытаращенными от восторга глазами, кошка пару дней с нами «не разговаривает». Она успешно генерирует в нас чувство вины перед живой природой. Я чувствую себя предателем, когда наливаю ей воду в миску. Даже если фильтрую обычную водопроводную. Несколько дней назад я пил воду из ледникового озера, приняв положение «упор лежа». Было огромное искушение просто упасть в эту воду и раствориться в ней. Кошка чувствует это. И, перед тем как попить, долго и презрительно смотрит на меня. Жена понимающе ей улыбается. Хотя еще совсем недавно сама норовила набрать побольше камушков-ракушек - на память о впечатлениях. Был отличный шанс привезти машину роскошной щебенки.

    Каждый раз переход от так называемой цивилизации в мир, где ее технические блага лишь незаметно дополняют невероятные красоты, весьма болезненный. Состояние, подобное тому, которое описывают практикующие лечебное голодание. Очищение от шлаков. Легкая тоска, суетливость, слабость - а потом внезапный прилив сил, ясность мышления. В Норвегии не в последнюю очередь этому способствует местная вода. Но прежде всего - сочетание снега, неба, зелени, воды и гор. Таким наверняка был Асгард - обитель скандинавских богов. Несколько сотен лет назад вся Скандинавия говорила на одном языке - сейчас он в первозданном виде сохранился только в Исландии. В норвежском языке много слов, похожих на немецкие или английские, и это сначала порождает обманчивую уверенность в том, что и сюда проник треклятый глобализм. Хотя все с точностью до наоборот. Это лютующие викинги, подминая под себя коренное население тогдашней Англии и Франции, занимая целые области и графства, дали мощный лингвистический толчок развитию национальных языков старушки Европы. Четыре водопада военной языческой экспансии. Даны и готы дотянулись своими топорами до Северной Африки, норги и свены прорубили путь из варяг в греки и основали Киевскую Русь.

    Так что фактически я езжу на родину предков. В городах меня встречают многочисленные изображения и статуи троллей. Присмотревшись, я нахожу некоторое сходство с собой. Жена говорит, что особенно похож характер. Тролли весьма зловредны и со своеобразным чувством юмора. Норвежцы считают, что их горы - это окаменевшие на солнце тролли. Я в первый раз тоже чуть не окаменел. Когда узнал, что алкоголь здесь продается только до шести вечера в специальных магазинах «Винмонополия». И продавцы на тебя смотрят так, будто ты забежал в привокзальный секс-шоп за надувной теткой.

    Так что строгость нравов и почитание закона у норвежцев весьма высоки. Все доисторическое троллье коварство сейчас сводится к тому, чтобы привезти себе из соседней Швеции алкоголь подешевле. Ну и мы привезли, был повод. В этот раз жене надо было крестить Эмиля Пятого, новорожденного сына наших норвежских друзей. Меня, как человека, не особо излучающего свет духовности, заранее честно предупредили, что церемония будет долгой. А также вменили в обязанность толкать других приезжих гостей, если те ненароком задремлют. Церковь - лютеранская, все весьма похоже на римско-католический обряд, стало быть, прихожане сидят. Дети бегают туда-сюда по проходам. Норвежцы весьма ответственно относятся к христианству и всячески дистанцируются от язычества. При слове «руны» кокетливо морщат лоб и делают вид, что вспоминают, что это значит. Их главный неоязычник и нехристь - музыкант Бурзум - прочно сидит в тюрьме. Музыка у него мрачняковая, на любителя, писания - смесь старинных саг и Ницше, но что-то в этом, несомненно, есть, раз сидит человек.

    Когда первые христианские монахи прибыли в Норвегию, для успешной пропаганды христианства им пришлось пойти на компромисс. Слишком уж тесно язычество переплеталось с каждой деталью быта викингов. Христианские проповедники разрешали отправлять языческие культы и одновременно посещать церкви. Таких людей называли «оглашенными». У христианства, как и везде, не было иного выбора, кроме как принять и ассимилировать местные обычаи при сохранении главных черт культа.

    Обряд крещения Эмиля был примечателен тем, что священником в этой церкви была женщина - немолодая, седая, жизнерадостная. Это породило двойственные ощущения. Женщина, берущая на руки младенца, смотрится гораздо органичнее и приятнее. Наши попы при исполнении обряда крещения в большинстве своем излучают харизму папы Карло, баюкающего недоструганное полено. Вся утварь в церкви была непривычно серебряной, а не позолоченной, как у нас. Позолоты вообще не было нигде. Я не мог оценить качество проповеди, потому что мой норвежский ограничивается десятком слов и выражений. Женщина-священник вроде бы говорила о святом Патрике, показывая одновременно и трилистник клевера, и икону с его изображением. Когда она держала в руках зеленые лепестки, возникало стойкое ощущение, что сейчас она начнет ими колдовать. На ней было зеленое облачение, и, когда служительница повернулась спиной, я увидел шитую золотом здоровенную руну «альгиз». Примерно как упрощенный тризуб. Согласно толкованию рун - это знак, символизирующий пробуждение и рост. Очень уместно к ситуации, согласитесь.

    Вторая норвежская церковь, которая меня удивила еще больше, находилась по дороге на Гейрангер-фиорд. В городе с простым и понятным названием - Лом. Архитектура этой церкви очень походила на корпус корабля викингов, а ее крыши по углам были украшены головами драконов. Здесь нужно пояснить, что драккар - основной весельно-парусный корабль викингов - был уникальной боевой машиной. Мелкая осадка позволяла ему ходить и по морям, и по неглубоким рекам, пятнадцать пар весел - развивать скорость при штиле. Между носом и кормой не было разницы, то есть, чтобы поменять курс, драккару не нужно было разворачиваться. Нос и корма украшались головами драконов, но при возвращении домой у берега их снимали, чтобы не распугивать добрых духов Норвегии. И тут такой казус: драконы на обители добрых христиан!

    Церковь в Ломе была построена во второй половине ХII века. Она служила одновременно и постоялым двором для тех, кто путешествовал с запада Норвегии в самый северный ее город - Тронхейм, бывший Нидарос, или для тех, кто с востока двигался в Селье, где находился монастырь святой Суннивы. Но эпидемия чумы, охватившая Европу, привела к тому, что начиная с 1349 года эти земли опустели, и триста лет жизнь в них еле теплилась. Это совпало и с ослаблением католического влияния.

    Понятно, что в период, когда католическая церковь утратила влияние, а лютеране еще не стали полноправными хозяевами культовых сооружений, местные жители практиковали свою веру так, как им было понятнее и ближе.

    Но есть еще одно объяснение. Лом - одно из самых безводных мест Норвегии. Его обитатели в древности прокопали ирригационные каналы с гор до своего поселения, но не везде вода могла течь естественным путем. Ее разгоняли вручную специальными деревянными совками на длинных ручках - «скьелтерками». Можно представить, как тоскующие по волнам и бурям мореплаватели, вдоволь намахавшись скьелтерками под бдительным присмотром жен, молча садятся в кружок и короткими мечами, знававшими лучшие времена, вырезают из дерева своих любимых драконов. А чтоб тролли пугались.

    Итак, я съездил на доисторическую родину. Норвежцев сегодня около пяти миллионов. А дороги у них в сто раз лучше, чем у нас - с населением около 50 миллионов. Я подумал: хорошо бы нам походить на родоначальников Киевской Руси сначала хотя бы в этом. А то мы все национальных «драконов» вырезаем - а цеплять не на что.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.