УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 75 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація краєзнавство Священний Синод УПЦ милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада молодь УГКЦ розкол в Україні церква і суспільство Президент Віктор Ющенко педагогіка Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі іконопис Мазепа автокефалія Церква і медицина Патріарх Алексій II Ющенко Києво-Печерська Лавра вибори постать у Церкві Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти УПЦ КП Доброчинність комуністи та Церква забобони монастирі та храми України церква та політика українська християнська культура шляхи єднання діаспора Предстоятелі Помісних Церков секти Вселенський Патріархат церковна журналістика Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






«Олешье review» (Цюрупинск, Херсонская обл.): Оплот казачьего рыцарства на Херсонщине



«Олешье review» (Цюрупинск, Херсонская обл.), Александр Скороход, "Гривна", 11.02.08

Алешки? Олешки? Олежки?

Сегодня невозможно проследить, когда и почему Алешки в переводе на украинский язык стали Олешками. Да и подлежит ли это слово переводу? Николай Аркас, издавший в 1908 году «Історію України - Руси», писал: «...вони (казаки) подалися далі на низ і у татарських землях, у Алешках (не в Олешках. - Прим. авт.) заснували нову Січ і там пребували до 1734 року». На слух слова «алешки» и «олешки» звучат почти одина-ково. Поэтому, если отбросить предположения, что они связаны с именами Алеша или Олексій или деревом ольха (Олешье), которое не характерно для нашего края, то вероятной становится версия, высказанная историком М. Масютко: «Алешки-Олешки. Какой у них корень в созвучии этих двух слов. По форме слова можно предположить, что это название группы людей, объединенных чем-то общим. Возможно, это не "олешки", а "олежки", когда в процессе разговорной речи звук "ж" трансформировался в "ш". Можно предположить корень этого слова от собственного имени "Олег". Это тот киевский князь, который в 907 году с дружиной воинов спускался по Днепру и совершал набеги на Византию. Не исключено, что дружинников князя по его имени нарекли "олежками". Тогда непонятно, почему они поселились в наших краях? Вероятнее всего, это был гарнизон, оставленный киевским князем как подтверждение владения им нынешними херсонскими землями, которые стали именоваться как Алежки, а позднее - Алешки. Но это еще надо доказать с помощью историков-лингвистов».

По недавним следам

Писатель и исследователь Александр Афанасьев-Чужбинский в книге «Путешествие в Южную Россию» в 1861 году писал: «Ни в Алешках, ни на их околицах не нашел я никакого пересказа, никакого отрывка из песен, которые хотя бы намекали о запорожцах. В местной церкви нет никаких следов древности, да и поговорить об этом в местечке не с кем».

Местонахождением Алешковской Сечи интересовался и выходец из Полтавщины А. П. Галкин. В письме академику Ф. Е. Коршу в 1890 году он писал: «Наконец, против Херсона, в 12 верстах, на таврической стороне, я даже набросал чертеж, есть местечко Алешки, а в 5 верстах от него по р. Чайка - место, что называется Паланкою, где была предпоследняя Сечь Запорожская под крымским подданством (имеется в виду Крымское ханство. - Прим. авт.) Я раз пять был на месте Алешковской Сечи. Пусто и мрачно там: с юга простирается бескрайняя и ровная, как ладонь, таврическая степь, перемежаемая солончаками, на западе синеет Кардашинский лиман с плавнями, поросшими лесом и камышом, с севера - также множество речек и озер с плавнями и лесистыми островами, сквозь верхушки которых далеко, будто в небе, сереет на горе Херсон. Само место, где когда-то была Сечь, это место казацкой вольности, стоит пустырем: вал, который обвалился, несколько канав, несколько ям от куреней - вот и все, что осталось от бывшего разгульного и такого бесшабашного жития казаков. Последний раз я был там совсем один и долго с немым молчанием и мимолетным благоговением стоял около этих руин».

Результаты археологических раскопок

Д. Телегин, начальник археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор: «Недавно (1991 г.) в Цюрупинске закончились полевые работы экспедиции "Сечи Запорожские" Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Сегодня можно подбить некоторые её итоги. Точное местонахождение Алешковской Сечи нами установлено. В 1711 году казаки ее соорудили на берегу Конки, вблизи впадения в неё протоки Лазнюк. Сегодня это место находится в районе промышленной зоны на северо-восточной околице Цюрупинска. Еще в 1990 г. нами в районе Сечи были начаты шурфовочные работы: заложено около 30 шурфов и ряд разведочных траншей. Было установлено место значительного скопления культурных остатков, которые находились в черноземном слое, и раскрыт ряд хозяйственно-бытовых объектов, остатки глиняных печей, ров, который опоясывал Сечь, полуземлянковые сооружения. К тому же нами при раскопках собран значительный материал казацких времен: остатки глиняной и стеклянной посуды, изделия из кости и металла, обломки ножей, шпоры, гвозди кузнечной работы, около 20 глиняных казацких люлек, восемь ведер ядер, оружейный кремень. К сожалению, часть площади, которую занимала Сечь (около двух гектаров), сегодня застроена. Это местные дороги и сооружения объектов Херсонского управления водного хозяйства и мелиорации. Поэтому от Сечи осталось нетронутой 20-25% ее площади. Экспедицией возбуждено ходатай-ство перед Цюрупинским горисполкомом об объявлении этой территории заповедником Алешковской Сечи. Дирекция ДСУ № 5, ныне занимающая часть земли, где была когда-то Сечь, любезно согласилась изготовить художественный щит, извещающий об этом. Параллельно экспедиция вела разведку поиска поселения запорожцев в других местах. В том числе и около целлюлозно-бумажного комбината, где в прошлом (1990) году был установлен знак с надписью, что именно здесь находилась Алешковская Сечь. Каких-то достоверных следов продолжительного нахождения там казаков, как и археологических находок обнаружено не было».

Теоретические предпосылки

М. Хливный, историк: «Подтверждением местонахождения Алешковской Сечи в районе Кардашинского лимана есть "История запорожских казаков" Дмитрия Яворницкого. В ней говорится, что "запорожское войско после разгрома Чертомлыкской Сечи, руководимое своим атаманом Якимом Богушем, в спешном порядке уложив свое добро и уцелевшее оружие на дубки тайными ериками и заплавами пошло вниз по Днепру в турецкие земли, где поселилось Сечью при урочище Алешек и Кардашинского лимана". Это утверждение Яворницкий подчеркивает в своей статье "К вопросу о количестве, порядке и топографии Запорожских Сечей", помещенной в сборнике "Труды ХII археологического съезда в Киеве". В ней автор пишет: "Указав далее на Сечи: Томаковскую, Микитинскую и Чертомлыкскую, расположение которых не вызывает сомнений, необходимо рассмотреть запутанный вопрос о размещении запорожцев после разрушения россиянами Чертомлыкской Сечи в 1709 году. К показаниям кошевого атамана Ивана Малашевича, данным в 1734 году, присоединился казак Даниил Краснолерин, что запорожцы, прежде чем поселиться в Кардашинской Сечи, около года прожили на урочищах Глуховых, которые находились немного дальше Алешек и Кардашина". А вот уже в статье "Запорожье в остатках древности и рассказах народа" Яворницкий меняет точку зрения: "Теперь в Алешках от двадцатипятилетнего пребывания тут казаков осталось очень немного памятников, если не сказать - ничего. Жители Алешек даже не знают, что на месте их городка была когда-то Запорожская Сечь. В местной церкви никаких остатков древности не осталось. Если что-то и уцелело, так это небольшое земляное укрепление, которое находится на расстоянии в полторы версты выше городка к востоку и состоит из длинных полузасыпанных песком канав с высокими валами. В целом оно представляло собой форму бастиона с тупыми углами и воротами с южного бока (о запорожских укреплениях вообще нужно сказать, что они означались неправильным характером строительства, что подчеркивает умение казаков приспосабливаться к окружающей среде)". Далее историограф казачества пишет: "На 250 саженей (540 м) западнее, напротив впадения в реку Конка речки Лазнюка (в других статьях - Лазня) была у запорожцев пристань. По рассказам старожилов Феоктиста Горбатенко, Василия Кириенко, Афанасия Плохого и Даниила Бурлаченко, Сечь оставалась целой до 1845 года, когда по распоряжению правительства об опасности песчаных кучугур, которые угрожали засыпать все местечко Алешки, была разрушена и засажена красным верболозом. Насколько помнят старожилы Сечь занимала всего две десятины (2,2 гектара) земли, в виде четырехугольника с валами до двух аршинов (1,5 м) высотой, с редутами по углам и воротами в две сажени шириной около северной окраины. По рассказам тех же стариков, вблизи Сечи на берегу Чайки (теперь так называемый Маркуцин берег, там, где ныне пристань, у запорожцев стояла церковь, сделанная из камыша. Около церкви была отведена земля под кладбище. Тут же был выкопан колодец, в котором никогда не замерзала вода. Вот и все, что помнят старожилы об Алешковской Сечи"».

Эту версию подтверждают «Рассказы о славном войске запорожском низовом» историка Абриана Кащенко, который в своей схеме указывает, что Сечь была не в районе нынешнего целлюлозно-бумажного комбината, а где-то между нынешним райвоенкоматом и поворотом автострады (ныне знак с надписью «Цюрупинск»). Кстати, за место расположения Сечи можно принять остатки укреплений времен русско-турецкой войны. К примеру, в «Записках одесского общества истории и древностей» читаем: «Алешки место прежде всего бывшей Запорожской Сечи, когда под татарами запорожцы жили, лежало на берегу речки Конской: здесь в нынешнюю войну содержался огражденный ретраншементом магазин (склад). Да и для зимнего пребывания войск в 1773 году большое количество землянок было построено около него, в которых два полка без затруднений могли расположиться и ими Кинбурн держался в блокаде». А историк, инженер по образованию, князь Мищецкий, категорически утверждал, что «казакам Алешковской Сечи было запрещено строить фортификационные сооружения. Имея такие противоречивые данные, не берусь точно определить месторасположение Алешковской Сечи. В этом вопросе нужны серьезные исследования».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.