УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 75 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II УПЦ КП Священний Синод УПЦ діаспора педагогіка молодь Доброчинність автокефалія вибори Церква і влада комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Ющенко Києво-Печерська Лавра УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика милосердя Археологія та реставрація церква та політика Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина розкол в Україні шляхи єднання Церква і політика монастирі та храми України Голодомор українська християнська культура Президент Віктор Ющенко іконопис Мазепа секти конфлікти церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Католицька Церква краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






«Олешье review» (Цюрупинск, Херсонская обл.): Оплот казачьего рыцарства на Херсонщине



«Олешье review» (Цюрупинск, Херсонская обл.), Александр Скороход, "Гривна", 11.02.08

Алешки? Олешки? Олежки?

Сегодня невозможно проследить, когда и почему Алешки в переводе на украинский язык стали Олешками. Да и подлежит ли это слово переводу? Николай Аркас, издавший в 1908 году «Історію України - Руси», писал: «...вони (казаки) подалися далі на низ і у татарських землях, у Алешках (не в Олешках. - Прим. авт.) заснували нову Січ і там пребували до 1734 року». На слух слова «алешки» и «олешки» звучат почти одина-ково. Поэтому, если отбросить предположения, что они связаны с именами Алеша или Олексій или деревом ольха (Олешье), которое не характерно для нашего края, то вероятной становится версия, высказанная историком М. Масютко: «Алешки-Олешки. Какой у них корень в созвучии этих двух слов. По форме слова можно предположить, что это название группы людей, объединенных чем-то общим. Возможно, это не "олешки", а "олежки", когда в процессе разговорной речи звук "ж" трансформировался в "ш". Можно предположить корень этого слова от собственного имени "Олег". Это тот киевский князь, который в 907 году с дружиной воинов спускался по Днепру и совершал набеги на Византию. Не исключено, что дружинников князя по его имени нарекли "олежками". Тогда непонятно, почему они поселились в наших краях? Вероятнее всего, это был гарнизон, оставленный киевским князем как подтверждение владения им нынешними херсонскими землями, которые стали именоваться как Алежки, а позднее - Алешки. Но это еще надо доказать с помощью историков-лингвистов».

По недавним следам

Писатель и исследователь Александр Афанасьев-Чужбинский в книге «Путешествие в Южную Россию» в 1861 году писал: «Ни в Алешках, ни на их околицах не нашел я никакого пересказа, никакого отрывка из песен, которые хотя бы намекали о запорожцах. В местной церкви нет никаких следов древности, да и поговорить об этом в местечке не с кем».

Местонахождением Алешковской Сечи интересовался и выходец из Полтавщины А. П. Галкин. В письме академику Ф. Е. Коршу в 1890 году он писал: «Наконец, против Херсона, в 12 верстах, на таврической стороне, я даже набросал чертеж, есть местечко Алешки, а в 5 верстах от него по р. Чайка - место, что называется Паланкою, где была предпоследняя Сечь Запорожская под крымским подданством (имеется в виду Крымское ханство. - Прим. авт.) Я раз пять был на месте Алешковской Сечи. Пусто и мрачно там: с юга простирается бескрайняя и ровная, как ладонь, таврическая степь, перемежаемая солончаками, на западе синеет Кардашинский лиман с плавнями, поросшими лесом и камышом, с севера - также множество речек и озер с плавнями и лесистыми островами, сквозь верхушки которых далеко, будто в небе, сереет на горе Херсон. Само место, где когда-то была Сечь, это место казацкой вольности, стоит пустырем: вал, который обвалился, несколько канав, несколько ям от куреней - вот и все, что осталось от бывшего разгульного и такого бесшабашного жития казаков. Последний раз я был там совсем один и долго с немым молчанием и мимолетным благоговением стоял около этих руин».

Результаты археологических раскопок

Д. Телегин, начальник археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор: «Недавно (1991 г.) в Цюрупинске закончились полевые работы экспедиции "Сечи Запорожские" Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Сегодня можно подбить некоторые её итоги. Точное местонахождение Алешковской Сечи нами установлено. В 1711 году казаки ее соорудили на берегу Конки, вблизи впадения в неё протоки Лазнюк. Сегодня это место находится в районе промышленной зоны на северо-восточной околице Цюрупинска. Еще в 1990 г. нами в районе Сечи были начаты шурфовочные работы: заложено около 30 шурфов и ряд разведочных траншей. Было установлено место значительного скопления культурных остатков, которые находились в черноземном слое, и раскрыт ряд хозяйственно-бытовых объектов, остатки глиняных печей, ров, который опоясывал Сечь, полуземлянковые сооружения. К тому же нами при раскопках собран значительный материал казацких времен: остатки глиняной и стеклянной посуды, изделия из кости и металла, обломки ножей, шпоры, гвозди кузнечной работы, около 20 глиняных казацких люлек, восемь ведер ядер, оружейный кремень. К сожалению, часть площади, которую занимала Сечь (около двух гектаров), сегодня застроена. Это местные дороги и сооружения объектов Херсонского управления водного хозяйства и мелиорации. Поэтому от Сечи осталось нетронутой 20-25% ее площади. Экспедицией возбуждено ходатай-ство перед Цюрупинским горисполкомом об объявлении этой территории заповедником Алешковской Сечи. Дирекция ДСУ № 5, ныне занимающая часть земли, где была когда-то Сечь, любезно согласилась изготовить художественный щит, извещающий об этом. Параллельно экспедиция вела разведку поиска поселения запорожцев в других местах. В том числе и около целлюлозно-бумажного комбината, где в прошлом (1990) году был установлен знак с надписью, что именно здесь находилась Алешковская Сечь. Каких-то достоверных следов продолжительного нахождения там казаков, как и археологических находок обнаружено не было».

Теоретические предпосылки

М. Хливный, историк: «Подтверждением местонахождения Алешковской Сечи в районе Кардашинского лимана есть "История запорожских казаков" Дмитрия Яворницкого. В ней говорится, что "запорожское войско после разгрома Чертомлыкской Сечи, руководимое своим атаманом Якимом Богушем, в спешном порядке уложив свое добро и уцелевшее оружие на дубки тайными ериками и заплавами пошло вниз по Днепру в турецкие земли, где поселилось Сечью при урочище Алешек и Кардашинского лимана". Это утверждение Яворницкий подчеркивает в своей статье "К вопросу о количестве, порядке и топографии Запорожских Сечей", помещенной в сборнике "Труды ХII археологического съезда в Киеве". В ней автор пишет: "Указав далее на Сечи: Томаковскую, Микитинскую и Чертомлыкскую, расположение которых не вызывает сомнений, необходимо рассмотреть запутанный вопрос о размещении запорожцев после разрушения россиянами Чертомлыкской Сечи в 1709 году. К показаниям кошевого атамана Ивана Малашевича, данным в 1734 году, присоединился казак Даниил Краснолерин, что запорожцы, прежде чем поселиться в Кардашинской Сечи, около года прожили на урочищах Глуховых, которые находились немного дальше Алешек и Кардашина". А вот уже в статье "Запорожье в остатках древности и рассказах народа" Яворницкий меняет точку зрения: "Теперь в Алешках от двадцатипятилетнего пребывания тут казаков осталось очень немного памятников, если не сказать - ничего. Жители Алешек даже не знают, что на месте их городка была когда-то Запорожская Сечь. В местной церкви никаких остатков древности не осталось. Если что-то и уцелело, так это небольшое земляное укрепление, которое находится на расстоянии в полторы версты выше городка к востоку и состоит из длинных полузасыпанных песком канав с высокими валами. В целом оно представляло собой форму бастиона с тупыми углами и воротами с южного бока (о запорожских укреплениях вообще нужно сказать, что они означались неправильным характером строительства, что подчеркивает умение казаков приспосабливаться к окружающей среде)". Далее историограф казачества пишет: "На 250 саженей (540 м) западнее, напротив впадения в реку Конка речки Лазнюка (в других статьях - Лазня) была у запорожцев пристань. По рассказам старожилов Феоктиста Горбатенко, Василия Кириенко, Афанасия Плохого и Даниила Бурлаченко, Сечь оставалась целой до 1845 года, когда по распоряжению правительства об опасности песчаных кучугур, которые угрожали засыпать все местечко Алешки, была разрушена и засажена красным верболозом. Насколько помнят старожилы Сечь занимала всего две десятины (2,2 гектара) земли, в виде четырехугольника с валами до двух аршинов (1,5 м) высотой, с редутами по углам и воротами в две сажени шириной около северной окраины. По рассказам тех же стариков, вблизи Сечи на берегу Чайки (теперь так называемый Маркуцин берег, там, где ныне пристань, у запорожцев стояла церковь, сделанная из камыша. Около церкви была отведена земля под кладбище. Тут же был выкопан колодец, в котором никогда не замерзала вода. Вот и все, что помнят старожилы об Алешковской Сечи"».

Эту версию подтверждают «Рассказы о славном войске запорожском низовом» историка Абриана Кащенко, который в своей схеме указывает, что Сечь была не в районе нынешнего целлюлозно-бумажного комбината, а где-то между нынешним райвоенкоматом и поворотом автострады (ныне знак с надписью «Цюрупинск»). Кстати, за место расположения Сечи можно принять остатки укреплений времен русско-турецкой войны. К примеру, в «Записках одесского общества истории и древностей» читаем: «Алешки место прежде всего бывшей Запорожской Сечи, когда под татарами запорожцы жили, лежало на берегу речки Конской: здесь в нынешнюю войну содержался огражденный ретраншементом магазин (склад). Да и для зимнего пребывания войск в 1773 году большое количество землянок было построено около него, в которых два полка без затруднений могли расположиться и ими Кинбурн держался в блокаде». А историк, инженер по образованию, князь Мищецкий, категорически утверждал, что «казакам Алешковской Сечи было запрещено строить фортификационные сооружения. Имея такие противоречивые данные, не берусь точно определить месторасположение Алешковской Сечи. В этом вопросе нужны серьезные исследования».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.