УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 78 відвідувачів

Теги
забобони Києво-Печерська Лавра Мазепа комуністи та Церква Церква і політика розкол в Україні краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність іконопис УГКЦ Католицька Церква церква і суспільство автокефалія церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Голодомор вибори УПЦ КП діаспора Ющенко українська християнська культура Вселенський Патріархат молодь Церква і медицина конфлікти Патріарх Алексій II секти церковна журналістика Церква і влада педагогіка постать у Церкві монастирі та храми України милосердя Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Иерусалим? – Это на Лукьяновке



«Газета по-киевски», Григорий Мельничук, 27.06.2008

На месте церкви святого Феодора археологи скоро будут искать копию пещеры Гроба Господня. А потом здесь хотят восстановить старый храм.

 

Храм располагался на углу нынешних улиц Овруцкой и Багговутовской - сейчас там небольшой сквер, а на месте соседнего дома было кладбище. В дореволюционные времена церковь была своеобразным социальным центром этих мест - были и приюты, и общество трезвости, и школа домоводства. Старожилы и не забывали, что здесь был храм - многие крестились, проходя через небольшой сквер на оживленном перекрестке.

Тем не менее, не все местные жители в восторге от перспектив соседства с храмом - киевляне сейчас борются за каждый кусочек зеленой зоны. Хотя в сквере редко появляются мамы с колясками - почти круглые сутки здесь можно встретить пьяные компании и бомжей. Но уже несколько лет в сквере стоит временный храм-палатка, здесь не раз случались провалы в подземные склепы, а во дворе дома №4 по улице Багговутовской регулярно находят иконки - археологам будет чем заняться. А пока «Газета...» пообщалась со старожилами этих мест - узнать, что же здесь могут найти и какой храм хотят восстановить.

Для храма земли не жалели

Построили храм в 1874 году - землей для него поделился Александр Федорович Багговут, участник Крымской и Кавказской войн и владелец имения на Лукьяновке. Он же стал первым старостой церкви, и, возможно, в честь его отца назван храм. В 1887 году по инициативе археолога Турвона Кибальчича в северном приделе церкви обустроили копию пещерного храма святого Климента - третьего Папы Римского, а в южном - точную копию пещеры Гроба Господня.

- Церковь снимали весной 1936 года, - вспоминает Владимир Кравчук, коренной житель Лукьяновки.

«Газета...» разыскала правнучку настоятеля Феодоровской церкви 1905-1933 годов Исаакия Тарасевича - Наталью Ястребову-Кулинич. Сейчас она живет в бывшей даче священника Левицкого в Делегатском переулке.

- Наш дом сохранился - здания по Овруцкой, 7 и 7а тогда принадлежали священнику и диакону церкви, - рассказала Наталья Игоревна, - сейчас там службы «Киевэнерго». Был там и военкомат, и детский сад завода «Укркабель», а нас переселили в домик поменьше. Впрочем, сейчас мы не претендуем на это здание - ведь это фактически было служебное жилье церкви. Кстати, нашему переулку не мешало бы вернуть историческое название - Феодоровский. Делегатским он стал позже - когда стали популярными съезды делегатов.

По словам отца Петра, настоятеля церкви святого Феодора, которая существует пока в виде палатки, решением КГГА церковный дом возвращен общине, однако уже больше года затягивается процесс переезда.

Дом из церковного кирпича

- Приказ сносить церковь дал Косиор, - рассказал отец Петр. Были попытки разрушить храм взрывчаткой, но здание устояло. Между тем, по плану здесь, на углу Багговутовской и Овруцкой, уже должны были возводить жилой дом для офицеров-танкистов - на Лукьяновке как раз создавался целый комплекс танковых учреждений: училище, танкоремонтный завод, танкодром.

Жилой дом №4 разместили на месте церковного кладбища, а храм разбирали по кирпичам, и на его месте остался сквер. Кстати, первый этаж офицерского дома построен из того самого церковного кирпича.

- В войну в доме на кладбище размещался полк СС, ведавший расстрелами в Бабьем яру и Сырецким концлагерем, - рассказывает местный житель Владимир Калашник. На первом этаже были казармы, а до войны - детский сад для детей офицеров.

- Именно в этом сквере был последний привал евреев перед расстрелом, - вспоминает Владимир Кравчук, свидетель тех событий. Дальше приговоренные шли на КП на перекрестке Пугачева и Мельникова, где их раздевали и отбирали документы.

Кстати, говорят, в подвале углового подъезда служба велась и нелегально после закрытия церкви.

А сквер давно снискал плохую славу - говорят, еще с 1970-х годов здесь была точка наркоманов, известная на всю область, а компании со спиртным и бомжей здесь можно застать и сейчас. Может, с возрождением храмового комплекса это место таки станет безопасным и приятным для киевлян - расположенные по соседству УБОП и РОВД пока успеха в этом не добились.

Зря копать не придется

- Здесь постоянно что-то находят - иконки, старинные распятья, - рассказал Владимир Калашник.

А в 1982 году в сквере прокладывали кабели и копали траншеи - тогда и случились провалы. Внизу оказался огромный склеп с двумя хорошо сохранившимися гробами, остатки офицерских погон - может, это могила того самого Багговута?

- Мы мальчишками тогда успели осмотреть первый провал, когда случился второй, - вспоминает Владимир, - здесь тоже нашли один гроб, место быстро оцепила милиция, машины работали всю ночь над «ликвидацией» ЧП. Пока судьба гробов неизвестна.

Большие планы


Церковь Феодора почти разрешили восстановить


- Мы прошли уже почти все инстанции, есть разрешение КГГА - храм в перечне церквей к восстановлению, - рассказал отец Петр. - Осталось пройти градсовет, сессию горсовета. Мы не настаиваем на точном восстановлении церкви и в том же месте - зачем, например, колокольня будет упираться в чей-то балкон? Оптимально будет сместить здание храма ближе к улице, а старинные фундаменты можно открыть для туристов - это же история. Для нас важно, чтобы храм размещался над старым алтарем - а он располагался как раз ближе к перекрестку. В церковных домах планируем организовать центр реабилитации нарко- и алкозависимых - продолжить традиции Общества трезвости, ранее действовавшего при церкви.

Как оказалось

Лукьяновка и Татарка - центр мировых религий


Как древний город среди пустыни стал центром основных мировых религий, так и на Лукьяновке и соседней Татарке сконцентрировались храмы разных религий. На Татарке - Макаровская церковь, мечеть Аль-Шали и крупнейшее в городе старообрядческое кладбище, ближе к Подолу - молитвенный дом адвентистов седьмого дня. На Нагорной находятся церковь и мемориальный комплекс жертвам Чернобыля. В яру возле улицы Багговутовской строится Свято-Иоанновский монастырь (в честь святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского) Русской Православной Церкви За границей, а на улице Якира в здании бывшего приюта недавно обосновался Викариат мужского доминиканского ордена Римо-католической церкви. На месте нынешнего телецентра располагалось крупнейшее из уничтоженных в городе кладбищ - Еврейское, а чуть дальше - печально известный Бабий яр.

Как это было

Настоятель остановил еврейские погромы


- Когда на Татарке в 1911 году убили мальчика Андрея Ющинского, и возникло подозрение в его ритуальном убийстве евреями, в городе начались еврейские погромы, - рассказала Наталья Игоревна. - В два часа ночи к отцу Тарасевичу пришли люди и сказали, что толпа разъяренных людей идет громить еврейскую больницу (сейчас областная больница по ул. Багговутовской, 1). Прадед попрощался с семьей и вышел вместе с диаконом на ворота больницы с крестом. Священнику удалось переубедить нападавших - больше на Лукьяновке погромов не было.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.