УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
УГКЦ розкол в Україні конфлікти церковна журналістика УПЦ КП секти Доброчинність Католицька Церква Священний Синод УПЦ іконопис монастирі та храми України церква і суспільство Церква і медицина постать у Церкві церква та політика Церква і політика Президент Віктор Ющенко милосердя українська християнська культура Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко краєзнавство Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація комуністи та Церква вибори Церква і влада Києво-Печерська Лавра Мазепа забобони автокефалія Голодомор педагогіка молодь шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«Горожанин» (Запорожье): Семья на выходные



«Горожанин» (Запорожье), Александра День, 10.09.2008

Радость материнского тепла и отеческой заботы тем ценнее, чем очевидней их бесповоротная утрата. Для маленьких воспитанников приютов и интернатов перед словами «мама» и «папа» меркнут любые дорогие и роскошные подарки. Своя семья, своя и ничья другая, - это для них тот самый желанный дар, готовность подарить который они пытаются прочесть в глазах каждого незнакомца, переступившего порог их интерната.


 

Увы, таким подарком судьба балует далеко не каждого брошенного ребенка. В большинстве случаев домом для ребенка становится интернат. Причем порой воспитатели интернатов не могут однозначно ответить на вопрос, где же ребенку будет лучше - с родной матерью или в стенах детского дома или интерната. Ведь зачастую сюда попадают малыши, родители которых особо не обременяли себя заботами о собственном чаде, а нередко были и ужасающе жестоки со своими детьми.

Большинство этих детей не знают, что это такое, когда мама утром готовит завтрак и собирает в школу, что такое папина поддержка или семейные дни рождения, когда в кругу гостей на зардевшегося именинника сыплются слова: «А вырос-то как!», «Глаза прямо, как у папы!», «А в школе, наверное, среди отличников!»... И, обласканный вниманием родственников и родителей, именинник бежит разворачивать и показывать маме подарки...

А в интернате своими подарками малыши могут зачастую похвастаться лишь перед сверстниками или воспитателями. Последние хоть и рады подарить часть своей любви несчастному сироте, но вынуждены смотреть не только за одним Витей или Машей, но и следить за парой десятков других пострелят.

Повзрослев и оставив интернат в прошлом, эти дети отправляются во взрослую жизнь по привычному для многих сценарию - учеба, работа, семья. Не имея четкого представления, какой должна быть счастливая семья, они пытаются создать ее по образцу тех редких радостных моментов, которые время от времени озаряли их детские годы. Заявлять о прочности такой ячейки общества никто, увы, не берется.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Антонина Заиц, начальник службы по делам детей Запорожской областной государственной администрации:

- Я думаю, гостевой режим можно рассматривать положительно только в том случае, если он будет служить ознакомительным этапом в общении между ребенком и потенциальными родителями, которые намерены взять его в семью.

Цель нашей работы - чтобы брошенные дети обретали полноценные семьи.

Законодательством предусмотрено несколько видов устройства ребенка в семью: усыновление, оформление опекунства, приемная (фостерная) семья, оформление в детский дом семейного типа.

Конечно же, на первом месте для нас стоит усыновление.
Согласитесь, что просто брать ребенка на выходные - это неверно. Он же не игрушка, чтобы с ним поиграться и вернуть обратно в интернат.


ШАНС УВИДЕТЬ СЕМЬЮ

На сегодня государство дает брошенным детям несколько шансов обрести семью - от усыновления, оформления опекунства или обретения приемной семьи до создания детского дома семейного типа.

Вместе с тем, несмотря на такое разнообразие путей, возможность обрести семью дается далеко не каждому малышу. Совсем мизерные шансы у детей более старшего возраста. Согласитесь, взять в семью брошенного 11-летнего ребенка - на такой шаг решится не каждый. Между тем узнать, что такое мама с папой и как выглядит семейный очаг, удается и им.

Существует еще одна форма общения с брошенными детьми - гостевой режим. Звучит несколько по-казенному - тяжело и холодно, тем не менее, как рассказывают очевидцы, если зайти в класс и спросить детей, кто готов отправиться в гости на выходные, большая часть решительно поднимет руки.

Гостевым режимом называют такой механизм общения с детьми, при котором люди, не имеющие возможности взять сироту в семью, приглашают ребенка к себе в гости на выходные, праздничные дни или каникулы. Вы можете пойти с ним в кино, показать ему городской ботанический сад или просто поиграть дома.
При этом вся ответственность за ребенка ложится на руководителя интерната, давшего на это разрешение.

ХОТЬ КРАЕМ ГЛАЗА

Выйти за стены интерната и побывать в семье, пусть и чужой, - это единственная возможность для воспитанников интернатов увидеть, КАКОЙ должна быть семья, говорят сторонники этой формы общения с детьми. Однако противники гостевого режима не устают твердить о том, каким ударом для ребенка может обернуться возращение в интернат.

На сегодня механизм гостевого режима в законодательстве Украины не прописан. Тем не менее практика его применения существует. Не чужда она и нашему городу.

«В прошлом учебном году из 170 наших воспитанников в гостях у запорожцев побывали около половины. Пять ребят обрели новые семьи», - рассказывает директор общеобразовательной школы-интерната № 3 Екатерина Шарикова.

Так как вся ответственность за ребенка на время гостин ложится на руководителя учреждения, ребенка в гости отпускают только к тем людям, которые уже завоевали доверие и у детей, и у взрослых.

«У нашего интерната есть около десяти постоянных посетителей. Эти люди постоянно приходят к нам в гости, участвуют в подготовке праздничных мероприятий или просто играют с малышами, - рассказывает Екатерина Павловна. - Конечно, им мы не боимся доверять наших детей. Если же люди приходят, как говорится, с улицы (такие случаи тоже были), мы просим предоставить разрешение службы по делам детей по месту жительства (сотрудники службы выезжают на дом, смотрят, есть ли жилищные условия для приема детей). И, конечно же, чтобы ребенок вернулся к нам здоровым, мы просим принести заключение от терапевта о состоянии здоровья и справку о прохождении флюорографии».

Между тем гостевой режим предполагает определенные требования не только ко взрослым, но и к детям. Так как поход в гости, равно как и поездка на каникулы, рано или поздно заканчиваются, ребенок должен будет вернуться в родной интернат. Об этом условии следует его заранее предупредить, чтобы избежать слез и разочарований. Считается, что наиболее подходящий для гостевого режима возраст - 8-9 лет и выше. Младшие дети просто не поймут, почему два дня спустя их возвращают в интернат, предупреждают психологи.

В гостях у семьи Александра (свое настоящее имя мужчина пожелал не открывать. - Прим. авт.) побывало около 25 воспитанников интерната. Говорит, и в походы вместе ходили, и на море ездили. Сейчас над двумя мальчишками уже оформлено опекунство.

«Мы старались не брать ребенка младше девяти лет , - рассказывает Александр. - Тем не менее у нас был один случай, когда наш 11-летний гость очень болезненно перенес возвращение в интернат, несмотря на то, что мы его заранее предупреждали, что у нас он будет гостить лишь в выходные».

Боязнь, что их воспитанники тяжело перенесут возвращение в казенные стены, есть и у сотрудников интерната №3. «Мы с детьми сразу оговариваем, что они едут не к папе с мамой, а просто в гости, - подчеркивает Екатерина Павловна. - У нас есть практика работы с международными фондами, благодаря которым наши детки могут поехать оздоровиться за границу, в семью, на период летних каникул. Ребята понимают, что едут лишь в гости, тем не менее по возвращении сюда они говорят: «А вот моя мама, мой папа...»

НА КАКОМ ДЕРЕВЕ РАСТЕТ ХЛЕБ

Как это ни странно, такой детский вопрос вам может задать даже старшеклассник в интернате. О том, что хлеб не появляется на свет нарезанным и аккуратно упакованным в пакетики, они нередко даже не подозревают, равно как и о том, что для того, чтобы поужинать, нужно если и не знать азы кулинарного искусства, то хотя бы сходить на базар за необходимыми для приготовления продуктами.

«Наши детки привыкли жить на всем готовом, но это ни в коем случае не их вина, - говорит директор интерната №3 Екатерина Шарикова. - Они пришли в столовую и поели все готовое и горячее, надели все постиранное, заштопанное, купленное... А о том, что семья - это еще и определенные правила, обязанности, они, к сожалению, не знают. Многие и не узнали бы, если бы не побывали в гостях в чужих семьях и не увидели это воочию».

Однако на практике существует не только дефицит знаний, позволяющих самостоятельно обслуживать себя, но и спровоцированное родительской безалаберностью отставание в умственном развитии ребенка.

«Его можно десять раз попросить помыть посуду, и он это будет делать с удовольствием, только бы не садиться за учебу, - делится опытом Александр. - У меня есть знакомая семья, которая берет в гости детей с нескольких интернатов. Одного ребенка долгое время в интернате не могли научить читать, а в гостевой семье научили. И после этого слушать рассуждения чиновников о том, что гостевой режим - это травма для ребенка, я думаю, смешно».

ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА В ГОСТИ

Екатерина Шарикова, директор общеобразовательной школы-интерната №3:

- Заявление на имя руководителя интерната;

- справка о надлежащих условиях для приема ребенка от службы по делам детей по месту жительства;

- заключение терапевта о состоянии здоровья и справка о прохождении флюорографии;

- желание подарить тепло и заботу нуждающимся в этом малышам.


ОБРЕТАЯ ДРУГА

Еще одним, заслуживающим внимания плюсом гостевого режима называют то, что ребенок обретает если не родителей, то хотя бы друзей и новых «родственников».
«Куда идти ребенку после интерната? Кто сможет посоветовать, как лучше поступить, какой выбор сделать? А, завязав в детстве дружеские отношения с семьями, в которых ребята гостят, они будут держаться этих связей и во взрослой жизни. И я не вижу в этом ничего плохого!» - уверен Александр.

За советом часто выпускники и выпускницы обращаются и к своим бывшим интернатовским воспитателям. «Недавно к нам приехала наша выпускница, - рассказывает Екатерина Павловна. - Спрашивала совета. Девушка сейчас встречается с молодым человеком, уже и замуж собирается. Но мы посоветовали ей повременить с замужеством и сначала закончить учебу. Да и приглядеться повнимательней к будущему избраннику лишним не будет».

Несмотря на все заявленные плюсы гостевого режима, он отнюдь не является панацеей для решения проблемы сиротства и интернатов. Тем не менее благодаря своей упрощенной процедуре гостевой режим становится единственным шансом для большинства детдомовцев увидеть пусть и чужие, но все-таки полные и счастливые семьи, основы которых они смогут заложить и в свою будущую семью. А для взрослых это прекрасный шанс испытать себя на человечность.

ЧЕМ ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ?

Екатерина Шарикова:

- По-прежнему актуальной для нас остается материальная помощь - на спонсорские деньги мы закупаем детям одежду, предметы первой необходимости и т. д.

Но не менее ценным и важным остается простое общение с детьми. Особенно если вы можете научить ребят чему-то новому, помочь развить их скрытые таланты. Например, к нам часто приходят учителя музыки, пения, рисования, информатики. Такие встречи дают ничем не заменимое для наших детей эмоциональное общение. Поэтому всем новым друзьям мы очень рады.

Более подробную информацию о том, в чем нуждаются брошенные дети и куда с целью оказания помощи можно обратиться, вы сможете получить на сайте www.deti.zp.ua

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.