УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 105 відвідувачів

Теги
конфлікти Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика шляхи єднання секти краєзнавство діаспора розкол в Україні педагогіка Вселенський Патріархат УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Голодомор комуністи та Церква милосердя автокефалія Президент Віктор Ющенко церковна журналістика Мазепа молодь монастирі та храми України Католицька Церква іконопис Церква і медицина забобони Ющенко церква і суспільство Доброчинність Церква і політика Церква і влада вибори Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Бизнес» (Украина): Непредсказуемый эффект



«Бизнес» (Украина), Петр Билян, 26.05.08

Как мелочи оказываются решающими и где прячется дьявол

Почему Запад оказался впереди? Почему после нескольких тысячелетий (!) отставания в экономике, культуре, технологии и уровне жизни последние 500 лет Запад доминирует на планете? Эти вопросы не дают покоя уже нескольким поколениям исследователей, не говоря уже о любителях конспирологических теорий. Карл Маркс, Макс Вебер, Алекс Тойнби, Фернан Бродель, Семюэль Хантингтон и даже Лев Гумилев с экзотической концепцией пассионарности размышляли над причинами цивилизационного лидерства стран Европы. Дипак Лал, профессор международного развития Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США), посвятил проблеме лидерства Запада и перспективам стран Востока целую книгу "Непреднамеренные последствия" (Unintended Consequences: The Impact of Factor Endowments, Culture and Politics on Long-Run Economic Performance).
    Предметом исследования стали хитросплетения экономической и культурной истории Евразии, их влияние на современность и будущее. Автор отмечает, что при всем величии культурного уровня Древнего Рима и Древней Греции не приходится говорить об их экономическом или культурном доминировании над странами Востока. Тогда как сейчас, при всех достижениях Японии, Малайзии, Индонезии, Южной Кореи и т.д., западные страны доминируют вполне однозначно. Почему? После Фернана Броделя в экономической истории все чаще обращают внимание на длинные экономические циклы, а теория хаоса, когда мельчайшие изменения могут приводить к глобальным изменениям, обретает новых сторонников. По Лалу, объяснить причины зарождения капитализма и преимуществ Запада только экономическими факторами невозможно.
    Колоссальные ресурсы, семейственность, приверженность коллективу долгое время давали преимущества Востоку. Европа выступала в роли нетто-импортера - как идей (включая христианство), так и экономического продукта. Но с приходом, а затем и с формированием западной, католической, версии христианства Европа получила шанс, хотя тогда об этом никто и подозревать не мог.
    По версии профессора Лала, два революционных шага позволили Западу создать модель динамично развивающейся экономики. Во-первых, в VI веке католическая церковь запретила браки с близкими родственниками и с вдовами близких родственников, передачу детей путем усыновления, сожительство и формы побочного союза и приветствовала воздержание и безбрачие. Как следствие, возник специфический западный индивидуализм, и собственность начала вымываться из семьи. В результате, с одной стороны, церковь получила возможность путем наследования стать крупнейшим собственником, с другой - опосредованно создавались предпосылки для развития банковской, пенсионной и страховой систем вне семьи. "В цивилизациях, отличных от европейской, функцию страхования, вообще-то, выполняла и выполняет семья", - говорит Дипак Лал. Кстати, в части отношения к страхованию Украина куда ближе к остальному миру, чем к Западу.

Система экономических институтов, позволяющих Западу процветать,
уникальна и возникла благодаря случаю

    Во-вторых, в XI веке католическая церковь провозгласила, что духовная власть не подчиняется светской. В результате только в Европе возникла система разделения светского и духовного - остальной мир стремился к единству. Как следствие, в Европе создались предпосылки для брожения умов и возникновения науки, что, в свою очередь, стало еще одним основанием для инновационного экономического роста. В остальном мире потенциальных чрезмерно предприимчивых изобретателей или научных деятелей прижимали к ногтю еще на стадии возникновения идеи, а в Европе можно было сманеврировать, чем и пользовались различные смутьяны, выдвигавшие сумасбродные идеи о шарообразности земли, а потом еще и небезуспешно пытавшиеся доказать это путем проведения экспериментов. На инновациях делали деньги, а духовная и светская власть мешали друг другу навести порядок и дисциплину.
    В целом, профессор Лал склоняется к выводу, что система правовых, культурных и экономических институтов, позволяющих Западу процветать, уникальна и возникла в Европе благодаря случайному стечению обстоятельств. Но теперь ее можно заимствовать.
    При этом автор доказывает, что заимствовать можно не весь комплекс, а лишь отдельные его части: например, перенять систему коммерческого права и при этом сохранить традиционное отношение к семье и не допустить ее распада. Профессор Лал убежден, что опыт динамичного развития Японии, Индии, Китая показывает, что можно развиваться и при этом не жертвовать семьей и сохранить целостное общество. "Даже демократия не является необходимым условием развития", - уверяет автор "Непреднамеренных последствий". Ведь на протяжении мировой истории самой распространенной формой правления была наследственная монархия, и именно она породила Промышленную революцию. Тут, правда, сразу можно возразить, что при всем монархизме в Англии власть духовную, светскую, исполнительную, законодательную и судебную они (англичане) уже к тому времени поделили. В общем, вероятнее всего, из-за тезиса, что западный опыт можно перенимать частями (берем технологии, а свободу (совести, воли и прочую дребедень) - на помойку, и быстро развиваемся), книжку Лала благоприятно восприняли в России. Там как раз заняты поиском "особого" пути к вершинам мировой цивилизации.
    Впрочем, однозначного вывода профессор не делает и сам же говорит, что без свободы можно, конечно, достичь уровня западных стран, но вот двигаться дальше только на импорте идей и технологий невозможно - надо думать самому, а это уже чревато...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.