УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 116 відвідувачів

Теги
педагогіка секти забобони Мазепа Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Церква і політика Ющенко українська християнська культура Патріарх Алексій II УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія церква та політика конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі вибори монастирі та храми України постать у Церкві діаспора шляхи єднання церква і суспільство Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква Церква і влада іконопис Археологія та реставрація Вселенський Патріархат УПЦ КП молодь Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність краєзнавство розкол в Україні Голодомор церковна журналістика Священний Синод УПЦ милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Трещины на потолке. Реставрационное дело в Украине нуждается в немедленной реставрации



«Зеркало недели» (Украина), Николай Скиба, 27 сентября — 3 октября 2008

Недавно в Национальном музее Т.Шевченко завершила работу масштабная выставка «Возрожденные шедевры», организованная Национальным научно-исследовательским реставрационным центром Украины. Эту экспозицию можно было бы назвать творческим отчетом Центра «по поводу семидесятилетия», однако труд реставратора слишком неоднозначен и изначально лишен суматохи. Следовательно, речь идет не о юбилеях и «выдающихся достижениях», а о том, чтобы попытаться осмыслить реальную общественную функцию такой незаметной и, казалось бы, неактуальной профессии, как реставрационное дело.

Реставраторам принадлежит довольно неординарная роль: заботиться об аутентике прошлых эпох при помощи технологических достижений современности. В Украине существует школа реставрации с давними традициями и уникальным опытом - в этом, в частности, можно убедиться, посетив выставку. В то же время слабая инфраструктура, ограниченный рынок труда сдерживают развитие этого потенциала, в результате реставрация в нашей стране находится в статусе какого-то странного раритета, который сам нуждается в немедленной реставрации.

Такая ситуация создает угрозу для музейного фонда Украины. На сегодняшний день в срочной реставрационной помощи уже нуждаются около 770 тыс. единиц музейных экспонатов, и эта цифра постоянно растет. Между тем отечественные реставрационные возможности позволяют обслуживать около 3600 единиц за год.

Впрочем, без реставраторов трудно представить не только музейное дело (в частности, фондовую работу), но и, скажем, структуру современного арт-рынка. Так, в США и Европе антикварные галереи имеют по несколько штатных реставраторов, а при необходимости приглашают для консультации музейных специалистов. Только реставратор, зная, как годы меняют краску или лак, может определить точное время написания картины. И стоят услуги реставраторов недешево, нередко достигая трети стоимости оцениваемого произведения. Соответственно стоимость самой реставрации еще более высока. Западные реставраторы могут себе это позволить, потому что работают на глобальном рынке и по респектабельности социального ощущения близки к касте ювелиров.

И тут бы государству зарабатывать как имиджевые, так и финансовые дивиденды на труде реставраторов, ведь украинские специалисты полностью могли бы проводить мастер-классы, выполнять сложные «операции» или давать консультации за рубежом. Однако для этого нужно, чтобы они лучше ориентировались в тенденциях развития реставрационного дела, в первую очередь в применении технологических новаций. Конечно, реставраторы должны уметь работать не только вручную, но и на самом современном оборудовании. Без солидных государственных инвестиций здесь не обойтись. Но и реставраторам нужно проявлять больше инициативы и учиться работать в рыночных условиях.

По словам генерального директора ННИРЦ Светланы Стрельниковой, работа с частными заказчиками в настоящее время составляет порядка одного процента от общего объема их работы. Львиная доля рабочего времени уходит на выполнение госзаказов: «лечение» произведений из музейного фонда, работа с обращениями «органов» (СБУ, МВД, Гостаможня). Центр также обеспечивает деятельность комиссии по аттестации художников-реставраторов Украины. Оперативной работе препятствует обветшалая технологическая база. «Мы работаем на оборудовании, которому порой по пятьдесят и более лет, с 1990-х годов Министерство культуры, которому подчинен центр, не выделяет деньги на обновление основных фондов», - отмечает Светлана Стрельникова.

Положение отчасти спасает мастерство сотрудников, которые могут любую операцию выполнить вручную. Это достигается преемственностью опыта. Центр имеет в штате специалистов, работающих почти 40 лет на одном месте. За это время здесь образовались целые династии.

Однако современная реставрация - это не только мастерство, но и технологии, и не все можно компенсировать ручным трудом. Так, без точного диагностического оборудования реставраторам нередко приходится действовать вслепую. Для качественной реставрации графики, книг и старых документов сегодня необходимы аппараты, например, доливные машины, дающие возможность выполнять буквально микронные операции.

Другая проблема заключается в том, что центру катастрофически не хватает площадей, в настоящее время его подразделения разбросаны по разным районам Киева в старых неприспособленных зданиях, на которые, к тому же, кто-то постоянно претендует.

В перспективе ситуацию должен исправить переход реставрационного центра в состав комплекса «Мистецького Арсеналу». Но тут тоже не все ясно.

На сегодняшний день центр получил около 700 кв.м. в административном корпусе Государственного предприятия «Мистецький Арсенал», но это временный выход из положения. Во-первых, потребность центра для полноценного и безопасного функционирования составляет минимум около 3 тыс. кв.м.; во-вторых, здание, где теперь размещена администрация ГП, в перспективе подлежит сносу. Центру однозначно нужно новое помещение, и это предусмотрено в задании международного архитектурного конкурса, который проводится «Мистецьким Арсеналом». Однако все договоренности по поводу будущего реставрационного центра остаются устными и почти частными, никто из «ответственных лиц» не желает брать на себя ответственность документально зафиксировать процесс интеграции Центра в структуру «Мистецького Арсеналу».

Игорь Кожан, генеральный директор Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове:

Мы обладаем, видимо, крупнейшим в Украине фондовым собранием иконописи, собранием резных предметов из дерева, собранием графики, поэтому мы давно нуждались в соответствующем штате реставраторов. Формировать мастерскую начали с конца 1980-х годов, когда музеем руководил Андрей Новакивский. Из года в год мы настойчиво отстаивали потребность новых штатных единиц в этом подразделении, оборудовали рабочие места. Сегодня в нашей реставрационной мастерской постоянно работают 35-36 человек.

Большая часть современного реставрационного оборудования и материалов приобретена за средства благотворителей, из спецсчета (это заработок музея от экскурсий и посетителей), и менее всего - за бюджетные средства. В настоящее время нет проблемы дефицита препаратов и приборов, но есть проблема денег. В числе друзей музея мы имеем таких ценителей искусства, которые хорошо знают наши фонды и дают средства на реставрацию конкретных вещей.

Все усилия наших реставраторов сосредоточены на обследовании, профилактике и собственно реставрации фондов музея. Мы подсчитали, что работы им хватит не только на всю жизнь, а по меньшей мере на пять поколений. Скажем, основательная реставрация одной иконы для экспозиции длится от года до двух. Поэтому музей не может предоставлять услугу другими музеям и частным коллекционерам, хотя во внерабочее время наши специалисты в индивидуальном порядке могут выполнять такие заказы.

Кстати

Подготовка квалифицированного реставратора длится порядка 12 лет. Раз в пять лет реставраторы должны подтверждать свою квалификацию. По данным ННИРЦУ, в Украине насчитывается около 200 аттестованных реставраторов.

Реставрационные мастерские сосредоточены преимущественно в крупных городах. Самым большим очагом реставрационного дела является Национальный научно-исследовательский и реставрационный центр Украины, который, кроме Киева, имеет свои филиалы во Львове, Одессе, Харькове.

Недвижимые достопримечательности опекают Реставрационные мастерские Минстроя с филиалами во Львове, Симферополе, Одессе. При Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике действует Научно-исследовательский центр реставрации и экспертизы произведений искусства; при основных музеях работают мастерские. Большая реставрационная мастерская численностью около 40 сотрудников работает в составе Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове. Однако в отдельных регионах положение с реставрацией критическое. Так, в Днепропетровской и Черниговской областях работает лишь по одному реставратору!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.