УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 129 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Католицька Церква розкол в Україні церква і суспільство Патріарх Алексій II Мазепа Голодомор краєзнавство Церква і політика вибори церковна журналістика монастирі та храми України іконопис педагогіка Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Доброчинність Церква і влада секти українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП комуністи та Церква молодь забобони Священний Синод УПЦ церква та політика милосердя діаспора УГКЦ Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат автокефалія шляхи єднання постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Евро и евробатюшки. Почему люди не верят пастырям



«Притвор» (Киев), Дмитрий Папета, 30.09.2008

Что бы ни говорили, а Украина всегда была, есть и, мы надеемся, останется православной по менталитету страной. Наш народ не принял ни навязываемый Католицизм с его юридическим подходом к жизни, ни протестантизм, неразрывно связанный с буржуазной философией Запада. Свободолюбивая, творческая и трудолюбивая украинская душа не хотела соединяться с сухим европейским христианством, шедшим из Польши, а позже от немецких эмигрантов, ищущих у нас лучших для деловой жизни условий. Богатое внутренним духовно-культурным миром Православие, незатянутое в догматические латы святого Престола, не разодетое в пёстрые и ветреные одежды Лютера, раскрыло душу украинца, помогло ему выразить свою индивидуальность, обрести личные отношения с Богом. Церковь, став главным источником формирования украинского характера, являлась непререкаемым авторитетом для народа. Её служители несли в себе идеал пастырского служения и учительства, вызывали глубокое уважение у большинства людей, как верующих, так и сочувствующих им...

И вот, что же мы видим сейчас? Каким сегодня предстает перед простым народом православный батюшка? Что это за человек, чем он живет, как он выглядит, и какие ассоциации его образ вызывает в уме обычного, простого человека? Увы, картина, с которой мы сталкиваемся ежедневно, скажем прямо, не радужная. У большинства людей слово «батюшка» ассоциируется со словом «поп», а дальше идут мерседесы, алчность и пьянство... Страшно и больно, что у большей половины населения страны сложился такой грубый и жуткий стереотип. Но давайте подумаем, что повлияло на формирование именно такого, далеко не лестного мнения о православных священнослужителях. Что стало причиной того, что люди перестали верить своим пастырям?

Конечно можно, как всегда, закатить глазки к небу, тяжело вздохнуть и сказать, что всё это грубая и наглая ложь. Еще можно, потупив взгляд в землю, сказать, что все мы люди, и не нам судить, приведя при этом слова из Писания «не судите да не судимы будете». Забыв все другие слова, призывающие нас говорить правду и пытаться обратить согрешившего к благочестию. А можно постараться объективно взглянуть на проблему, которая уже давно перестала быть просто проблемой и постепенно приобрела масштаб надвигающейся катастрофы, угрожающей православному обществу.

Конечно, триста лет гонений и притеснений в отношение Православной Церкви со стороны царского и советского режимов, начиная от младого Петра I и кончая престарелыми советскими генсеками, сделали своё гиблое дело. Церковь стремительно утрачивала уважение, ведь она превратилась в инструмент державной политики, которая строилась на идеологии лжи и насилия. Однако, как это ни печально, мы не можем отрицать и тот факт, что очень многие священнослужители увлеклись сугубо земными вещами, даже не связанными с обслуживанием государственной идеологии.

Не будем говорить о бедных сельских батюшках, многие из которых измучены безвыходностью своего нищенского положения (как, впрочем, и их отчаявшаяся паства) и нередко пьющих. Обратим взор к служителям города, конкретно к столичным пастырям, хранителям южнославянского православия. Положа руку на сердце, признаем: большинство из них живет, мягко говоря, хорошо, чтобы не сказать больше - жирует. Чего стоят одни автомобили, на которых ездят душпастыри, дома которые они себе строят, мобильные телефоны, которые используют для деловых переговоров и т.д. Некоторые даже баллотируются в депутаты разных советов «с целью помочь храму»... Всё это происходит на виду у беспризорных детей, полуголодных пенсионеров, побитых жизнью бомжей и многих других, нуждающихся даже в минимальной помощи, людей.

Когда нам кто-то говорит, что такой-то человек, например, директор частного предприятия, покупает себе машину, мы отвечаем: молодец! Человек работает, занимается делом и может позволить себе хорошее транспортное средство. Ни у кого не возникает вопроса, почему этот человек так поступил. Но когда духовный пастырь, являющийся носителем учения Иисуса Христа, Который был нищим и все, что имел, отдавал другим, покупает себе солидную иномарку за 20 000 и больше долларов, у любого нормального человека возникает элементарный вопрос: а на какие это деньги «смиренный» батюшка может себе такое позволить? И простите, как он вообще, будучи учеником Христа, может себе такое позволять? Даже если Бог послал ему такую сумму, то уж наверняка не для того, чтобы он себе дорогие машины покупал. Особенно интересно видеть монахов и настоятелей монастырей на «крутых» иномарках. Прям действительно, как это монах - человек, отрекшийся от мира и уподобившийся ангелам, - может прожить без дорого автомобиля? Не солидно как-то.

Бедные, несчастные батюшки берут в лучшем случае по 100 грн. за крещение, 150-200 за венчание, 150 за похороны (что вообще само по себе весьма оригинально - обдирать несчастных родственников покойного), 50 грн. за 40 заказных литургий и т.д. Очень неплохие суммы, если учесть, что при этом не затрачивается почти никаких материальных ресурсов, а финансовый подъем превышает 200 и больше процентов. И это далеко не всё, что зарабатывают слуги Христовы. Добавить торговлю свечами, книгами, аудио и видео материалами, депутатскими благословениями... - всё это даст весьма и весьма хорошую прибыль. Конечно, можно сказать, что Церкви нужны деньги. Да, они ей нужны. Но для чего? Явно не для того, чтобы священнослужители могли жить лучше, чем львиная доля их прихожан. Деньги нужны для социальной работы, миссионерства, но на эти цели они, к сожалению, идут редко, или, вернее, на эти цели идет очень малая часть из огромных сумм, которые ежемесячно «капают» на счета столичных «евробатюшек», где евро - выгодная денежная единица.

Алчность и сребролюбие - это серьезная проблема, но, увы, не единственная. Пьянство и неподобающий моральный облик - такая же язва на теле Церкви. Довелось слышать, как в беседе священнослужителей один рассказывал, что вот, мол, у греков процветает курение, а у нас нет. Ну, с намеком на то, какие мы образцовые и какие греки грешные. Ведь у них даже некоторые священники курят. А другой, который его слушал, сказал: «Ну так что, что у них курят! А у нас зато пьют» Да еще как пьют! Порою так пьют, что бабушкам приходится на себе нести «уставшего» пастыря домой. Понятно, что всякое может случиться, все мы живые люди. Но ведь пастырь не просто человек, а духовный лидер, и одно дело, когда подобные казусы случаются раз в жизни, а другое - когда они происходят с регулярностью.

В качестве одной из «извинительных» тому причин называют частое потребление священниками и дьяконами Святых Даров из чаши во время литургии, то есть регулярное употребление большого количества «алкоголя». Весомость этого аргумента весьма сомнительна. Во-первых, редко в чаше остается столько содержимого, чтобы сильно им «упиваться». И второе, даже ежедневное употребление стакана вина не превращает человека в пьяницу (вспомним французов или горные народы, которые регулярно употребляют вино за трапезой). Но главное, все же прекрасно понимают, что это не «просто вино», это кровь Христова, и считать её вином («простым» или «необычным»), мягко говоря, предосудительно.

Еще в оправдание говорят, что батюшек часто угощают. Это действительно правда, священник, обычно присутствующий на всех важных событиях в жизни человека, всегда становится почетным гостем в любой семье. Но извините меня, неужели это повод регулярно пить, да еще и в чрезмерных количествах? Когда говорят, что батюшка во время застолья «не может отказаться», дабы не обидеть хозяев, это, конечно же, отговорка. Человек, который не пьет, всегда вызывает уважение, и даже те, кто кричат «ты меня уважаешь?», рано или поздно поймут, что это принципиальная позиция непьющего человека, и отнесутся к ней с уважением. И, кроме того, можно пить мало. Всё можно сделать прилично, если иметь глубокое понимание своего высокого пастырского призвания. А это для некоторых, как видно, еще нерешенная проблема...

Касаться других вещей, смущающих умы многих людей и порочащих священное имя слуг Христовых, наверное, нет смысла, потому что даже перечисленные пороки, заставляют нас ужасаться и плакать. Плакать от того, что если наши лидеры так себя ведут, чего же мы хотим от народа? Чего ждать от людей, видящих все эти несправедливости и безнравственность? С кого люди должны брать пример, как не со своих пастырей? Понятно, что не все погрязли в пороках, не все пали, но тех, кто остался чист, увы, очень и очень мало... Поэтому люди и тянутся к неким «избранным старцам», впадая в другие крайности. Иные, рожденные православными, начинают искать для себя неправославных духовных лидеров, насилуя собственный разум, бросая веру отцов.

Кто виноват и что делать - вопросы, которые мы, рядовые люди, должны задавать высшему духовенству, руководству Церкви, которое в силах на что-либо серьезно влиять. Взывать к совести самих согрешивших - тоже способ, но услышат ли они тех, кто не носит на себе священного сана? Страшно смотреть на падение авторитета священнослужителя, тогда как люди хотят видеть в нем моральный идеал, человека, которого безо всякого сомнения можно ставить в пример. Представитель Самого Христа, наследник апостолов, носитель истиной веры и святости. Кому же еще верить, как не ему? Кого слушать, как ни того, кто ближе всех к Богу? Как только народ сможет увидеть в священнослужителе не просто миловидного дяденьку с бородкой и пузиком, но прежде всего духовно преуспевающего человека, тогда люди действительно доверят ему самое ценное, что у них есть - свою душу.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.