УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
педагогіка церква і суспільство розкол в Україні забобони постать у Церкві Голодомор Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ Церква і медицина Ющенко краєзнавство Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Мазепа Патріарх Алексій II автокефалія монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика конфлікти Церква і влада УГКЦ діаспора українська християнська культура молодь милосердя Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат секти іконопис Католицька Церква церква та політика комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков вибори шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Всеукраїнська експертна мережа»: Религия и трансформационные процессы в украинской экономике...



«Всеукраїнська експертна мережа», Владимир Коробов, Татьяна Галич, без даты

Украина после драматических президентских выборов 2004 года и последовавшей затем «оранжевой революции» оказалась перед новым историческим вызовом - сложнейшей проблемой европеизации украинского общества и экономики, то есть, утверждения современных европейских цивилизационных стандартов социальной, экономической и политической жизни, модернизации на этой основе украинской экономики и ее интеграции в европейское экономическое сообщество. Путь в современную политическую Европу - декларированное кредо новой правящей элиты украинского общества, и это также воля значительной части украинского общества, которая видит в евроинтеграции историческое оправдание великой трансформации украинского общества - перехода от тоталитаризма к демократии, сопряженного с трудностями и потерями для миллионов людей. 

Процесс макроэкономической трансформации в Украине оказался крайне сложным и противоречивым. Причины проявившихся негативных тенденций это: недостаточная развитость институциональной среды рыночной экономики; поликонфессиональность украинского общества и отсутствие сильного, конструктивного воздействия религии на экономические трансформации; деформированность демократии; слабость гражданского общества. 

В 90-х годах в стране осуществлялась разрушительная политика, для которой были характерны необоснованная эмиссийная денежная политика, высокий дефицит бюджета, гиперинфляция, уничтожение сбережений, разбазаривание бюджетных средств, широкомасштабная коррупция. Особенное недовольство в стране вызвала приватизация, которая стала не средством капитализации, а перераспределения общественного богатства. Для страны характерен высокий уровень монополизации. В «тени» находится более половины производства в сфере малого и среднего бизнеса. Получили распространение протекционизм, массовая бедность, безработица. И самое главное - Украина сильна в тех областях экономики, которые не интересны Объединенной Европе и которые не соответствуют стратегии развития экономики ЕС.  

Новое правительство Украины стоит перед необходимостью изменить макроэкономическую структурную политику, бюджетную и антимонопольную политику, предпринять меры для развития предпринимательства. 

В этом процессе очень важным может быть активизация религиозного фактора макро- и микроструктурных экономических траснформаций.

 

Изменение концептуальных основ государственной политики в отношении Церкви 

Отмечаются существенные различия в роли религии и церкви в период посткоммунистических трансформаций в различных обществах. В украинской литературе принято выделять три типа влияния религии на экономическую трансформацию в зависимости от типа религиозной культуры и типа государственно-церковных отношений [1, с. 68-69]. Это балканский, центральноевропейский и постсоветский типы отношений. Для балканского типа отношений характерно привилегированное положение церкви большинства. Центральноевропейский тип сходен с западноевропейским (весьма существенно, что в Польше, Словении, Венгрии и др. подписаны специальные соглашения с Апостольской Столицей).  

Украина относится к третьему, постсоветскому типу государств, для которых характерно жесткое законодательское отделение Церкви от государства. У нас отсутствует финансирование религиозных организаций со стороны центральных органов власти; законодательно закреплено равенство религиозных институций перед законом; создано относительно либеральное законодательство о свободе совести. 

В другой интерпретации три основные базовые модели взаимоотношений государства и Церкви получили название - сепарационной, кооперационной и протекционистской. Сепарационная модель, характерная для современной Украины, основана на отделении Церкви и государства. Некоторые исследователи и общественные деятели даже утверждают, что в Украине де-факто утверждается протекционистская модель, то есть использование Церкви государством в собственных целях. Кооперационная модель основана на сотрудничестве Церкви и государства, протекционистская - на подчинении Церкви государству.  

В 2004 г. Украинским Центром экономических и политических исследований им. А.Разумкова разработана Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине, которая получила одобрение широких общественных кругов [7, с. 3-7]. Эта Концепция основана на понимании того, что «Общественной потребности в социально активной Церкви, очевидно, в большей степени отвечает партнерская модель государственно-церковных отношений, которая бы обеспечивала сотрудничество государства и Церкви в интересах общества - что в любом случае не противоречит формальному отделению Церкви от государства и школы от Церкви. Объединение усилий Церкви, государства и общества в решении социальных проблем способствовало бы межцерковному взаимопониманию, гармонизации церковно-государственных отношений и укреплению авторитета Церкви в обществе» [6, с. 2]. С учетом того, что бывший руководитель Центра А.Гриценко после «оранжевой революции» стал членом нового правительства Украины, высока вероятность того, что идеи и положения разработанной Центром им. А.Разумкова Концепции могут в ближайшее время получить государственную поддержку и законодательное закрепление.  

В Украине растет число сторонников перехода от сепарационной к кооперационной (партнерской) модели. В сочетании с обновлением всей системы власти в стране, приходом к власти новой элиты - бывшей оппозиции, изменение типа взаимоотношений церкви и государства открывает достаточно широкие возможности для возрастания роли религии и церкви в трансформационных процессах в экономике. 

Религия имеет значительный потенциал для формирования у украинцев новой трудовой этики, адекватной современным требованиям и вызовам. Длительный период экономического кризиса негативно повлиял на трудовой менталитет украинцев. Мотивация выживания начала доминировать над мотивацией высокоэффективного труда. У украинских работников сформировались поведенческие стереотипы (социальные привычки) безответственности, безынициативности, расточительного отношения ко времени и ресурсам, пьянства на рабочих местах и др., которые стали препятствием на пути трансформации и европеизации украинской экономики.  

Государство нуждается в долговременных целевых программах трудового воспитания молодежи, формирования трудовой культуры, которые могут быть разработаны и реализованы только при условии партнерства с церковью, религиозными организациями. Вместе с церквами государство могло бы добиться коррекции деформированного трудового менталитета у населения.

 

Доминирование православных ценностей и экономическая трансформация 

Для современной Украины весьма актуальным является вопрос о зависимости экономических и религиозных ценностей у населения. Украинская экономика безусловно имеет православные основы. Православие является мировоззренческой и культурной основой украинского общества, оно доминирует в церковно-религиозной жизни страны. По данным украинских социологов, к православным относят себя 66% украинцев, среди верующих православных - 77% [2, с. 85]. 

В последнее время вопрос о влиянии религии на экономическую жизнь в Украине чрезмерно политизирован. Из академической сферы он перенесен на митинги, а глубокое исследование взаимодействия религии и экономики заменено политическим редукционизмом, сведением всей совокупности указанных проблем к простому отождествлению религии и идеологии, церкви и политической партии. В общественном сознании распространено мнение, что традиционалистско-православная хозяйственная модель неспособна решать рыночные задачи, поскольку она исходит из принципов коллективизма, государственности, и не способствует индивидуализму, стремлению к богатству. С другой стороны, либерально-протестантская модель не вполне учитывает национальный менталитет, исторический опыт и традиции Украины. По сути в украинском обществе в религиозно-идеологической форме полемика ведется вокруг соотношения свободного рынка и государственного регулирования экономики.  

Нет никаких оснований считать, что возможно изменение православных основ украинской экономики. Поэтому, православная экономика, как явление, может занять свое место в ряду иных «экономик» - «исламской экономики», «конфуцианского капитализма», «тихоокеанского пути» и т.д. 

Безусловно, в православии есть свои трудовые и предпринимательские традиции, своеобразное социально-экономическое миросозерцание, своя православная философия хозяйства. Основополагающие идеи православного хозяйствования выдвинуты в сочинениях Василия Великого, Иоанна Златоуста, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, митрополита Владимира (Богоявленского), С.Н.Булгакова и др. мыслителей.

Особенно интересны идеи выдающегося теоретика философии православного хозяйства С.Н.Булгакова, который примерно сто лет назад решал ту же проблему, которая вновь стоит перед украинским обществом: стремился объяснить потенциал православной религии и культуры для экономической и информационно-технологической модернизации страны. «Наше время, - писал С.Н.Булгаков, - понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества, как богатство преимущественно в экономическом смысле слова» [3, с. 54]. С.Н.Булгаков стремился найти в православном мировоззрении основы для возрождения страны. В современном ему обществе ни упорный труд, ни предпринимательство не были достаточно одобряемыми занятиями. Поэтому Булгаков вел диалог с интеллигенцией и церковью с целью оправдать хозяйствование. Он утверждал, что «есть одна высшая ценность, при свете которой и нужно давать сравнительную оценку разных хозяйственных форм. Это свобода личности, правовая и хозяйственная. И наилучшей из хозяйственных форм, как бы она ни называлась и какую бы комбинацию капитализма и социализма, частной и общественной собственности она ни представляла, является та, которая наиболее обеспечивает для данного состояния личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи» [4, с. 366]. 

С.Булгаков понимал, что «...схема «первоначального накопления» хозяйственной энергии через аскетический труд одинаково применима ко всем областям христианского мира, и на востоке, и на западе» [4, с. 352]. Его идеи дают возможность увидеть общее в христианском подходе к экономике и хозяйственной жизни. 

Подходы Украинской Православной Церкви к хозяйственно-экономическим проблемам отличаются от подхода протестантских организаций, чья трудовая этика стала основой экономических успехов Запада.  

Экономические традиции украинской нации основаны на высокой земледельческой культуре, соборности, этике социального служения, культе хозяина (господаря), семьи. Эти традиции связаны с православием, которое много веков формировало стиль экономической жизни украинских крестьян [13, с. 121]. С.Булгаков называл православие «земледельческой религией» [4, с. 354]. 

Если нельзя отменить экономический и научно-технический прогресс, необходимо придать ему христианский смысл, полагает С.Булгаков. «Если его нельзя отменить в его хозяйственной неизбежности, то остается лишь его христиански осмыслить и облагородить, сделать его из организации эксплуатации поприщем общечеловеческого труда, вместо служения похоти и сребролюбию обратить к служению высшим целям человечества и христианской любви. Отсюда возникает новая, творческая задача для православия - проповедь социального христианства» [4, с. 355]. 

С.Булгаков считает социальное христианство его «не раскрытой стороной», говорит что «ее раскрытие принадлежит будущему» [4, с. 364]. 

Что любопытно, С.Булгаков пишет о принципе общественной солидарности, который так близок и понятен в польском обществе. «В современном социальном разброде Церковь поддерживает общественную солидарность, которою сохраняется общество от разрушительного действия центробежных сил классовой борьбы» [4, с. 359]. 

Важным отличием православия, которое оказало и оказывает воздействие на экономическую жизнь С.Булгаков называет отсутствие клерикализма, соборный дух православия, его «мирской демократизм» [4, с. 360]. 

По распространенному мнению украинских исследователей «В православной славянской культуре на символическом уровне закодированы принципы общинной деятельности, духа кооперации» [14, с. 76]. В современном украинском бизнесе все реже решающую роль играет один человек, экономический успех становится делом бизнес-групп, зависит от определенной среды, действующих социальных институтов, социальных ситуаций. Можно говорить о восточной или православной модели предпринимательства, основанной на принципах соборности, и кооперации.

 

Церковно-религиозная ситуация в Украине и экономическая трансформация 

Церковно-религиозная ситуация в Украине отличается от той, которая сложилась в Польше и других центральноевропейских странах. У нас нет доминирующей церкви, с которой могло бы себя ассоциировать большинство населения или хотя бы его значительная часть. Наши церкви имеют ограниченное влияние и имеют четко выраженный региональный характер. Наиболее влиятельна Украинская Православная церковь, но и она не имеет доминирующих позиций в Западном регионе Украины. 

Вероисповедное и конфессиональное самоопределение граждан Украины по данным социологов выглядит следующим образом: подавляющее большинство граждан (68,8%) относят себя к православным; 6,9% - к Греко-католицизму; 2,2% - к протестантизму; 0,8% - римо-католицизму; 0,7% - исламу; по 0,1% - иудаизму, индуизму, язычеству. На протяжении 1991-2004 гг. отмечается устойчивая тенденция к росту численности верующих и усиления разнообразия в их вероисповедной и конфессиональной принадлежности [9, с. 15].  

В современной Украине действуют религиозные организации 120 конфессий, течений и направлений. Доминирующие позиции занимает православие, к которому относится более 52% общей численности церковно-религиозных организаций. Вторую позицию по численности организаций занимает Украинская Греко-католическая церковь - более 28% религиозных организаций [10, с. 23]. Сильнейшее влияние на региональные различия в Украине оказывает полицерковность православия. 

Опережающими темпами растет численность протестантских организаций. В некоторых регионах, например, в Донецкой области и Киеве протестантские общины имеют численное преимущество, в других - Запорожская, Кировоградская и Черновицкая область - они все ближе к доминирующим религиозным организациям [11, с. 60].  

Роль церкви в украинском обществе не в последнюю очередь определяется актуальным отношением к ней населения. На фоне катастрофического падения уровня доверия ко всем другим социальным институтам, особенно - к центральной власти - церковь сохраняет стабильно высокий уровень общественного доверия. По данным социологов, полностью или частично доверяют церкви почти две трети граждан (61,2%). [5, с. 3]. Такой высокий уровень доверия определяет и значительное влияние церкви на социально-экономическую трансформацию украинского общества.  

Неодинаково число верующих в различных регионах Украины. На Западе считают себя верующими 86,6% населения, в Киеве - 62,3%, в Автономной Республике Крым - 60.6%, в Центральном регионе - 56,1%, на Юге - 55,5%, на Востоке - 50,5% [8, с. 38].  

Уровень вовлеченности граждан Украины в деятельность различных религиозных организаций неодинаков в различных регионах. Наиболее религиозно население Западной Украины, где этот показатель варьируется от 69% в Черновицкой до 93,7% в Ровненской областях. Достаточно высок этот показатель в Центральной Украине: от 31,8% в Сумской до 48% в Житомирской областях. Ниже уровень религиозности населения на Юге: от 21,8% в Николаевской до 48% в Одесской областях. И наименее низок уровень религиозности населения на промышленно развитом Востоке: от 15,4% в Запорожской до 23,5% в Донецкой областях [6, с. 26-27]. Уровень влияния, которые оказывают религиозные организации на политические и экономические убеждения граждан соответствует уровню вовлеченности в деятельность религиозных организаций. Наиболее высок он на Западе Украины, наименее высок - на Востоке. 

Церковно-религиозная ситуация в Украине достаточно политизирована. В Украине существует несколько мощных религиозных организаций (Церквей), которые тяготеют к различным геополитическим традициям. Украинская православная Церковь ориентируется на Россию, на идею славянского единства. На президентских выборах 2004 г. эта Церковь практически открыто поддержала провластного кандидата В.Януковича. Украинская Греко-католическая Церковь ориентирована на Запад и традиционные европейские ценности. Украинская православная Церковь - Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь имеют значительный западный уклон в своей деятельности. В целом лишь около 19% респондентов во всеукраинском исследовании в 2004 г. указали, что православие является идеей, способной объединить всех или по крайней мере, большинство людей, проживающих в Украине. Примерно такой же уровень поддержки православия как идеи (17,7%) [6, с. 25].  

Все большее распространение получает идея социального служения Церкви. Большинство граждан Украины считают, что социальное служение Церкви есть необходимая составляющая ее главной, духовной функции и одновременно - ее добровольным делом. Общественная потребность в Церкви выходит за пределы религиозного поля и смещается в сторону социально-экономической сферы. Например, около 80% опрошенных УЦЭПИ украинцев в 2004 г. считают, что религиозные деятели должны защищать беднейших в случае снижения их уровня жизни по вине государства; около 45% считают, что Церковь недостаточно участвуют в социальной работе и решении ряда социально-экономических проблем [8, с. 30].

 

Некоторые тенденции во взаимодействии религии и трансформирующейся экономики 

Ни одна из трех украинских православных церквей не имеет четких концепций относительно предпринимательства, трудовой морали и социальной защиты [14, с. 72]. Вместе с тем, появляются сообщения даже о православных священниках, занимающихся бизнесом. 

Современные бизнес-группы в украинской экономике все чаще рассматривают религию как идеологию новой экономической жизни, а церковные организации - как структурный и культурный инструмент в реализации их экономических целей. При этом собственно религиозные убеждения и ценности утрачивают свою значимость, становятся дизайном экономического поведения.  

В последнее время в бизнес-среде стали модными всякого рода религиозные ритуалы: освящения, очищения и т.п., которые служат задачам продвижения корпораций и предприятий, созданию их позитивного имиджа, консолидации трудовых коллективов и т.д.  

Характерная история произошла с мэром г. Херсона - известным предпринимателем и лидером бизнес-группы - В.Сальдо. Демократическая региональная пресса накануне президентских выборов 2004 г. подвергла В.Сальдо критике за циничное использование церкви и религии в эгоистических интересах своей бизнес-группы. В.Сальдо одновременно позиционировал себя как православный и правоверный иудей, участвуя в религиозных обрядах в православном храме в Херсоне и в синагоге во время визита в Израиль. Такое поведение, которое возвышает политические и экономические задачи бизнес-группы и одновременно принижает роль религии, церкви, сводит ее к инструменту влияния на избирателей и клиентов, весьма характерно для современных украинских бизнесменов, по большинству - неверующих по происхождению и воспитанию. 

В таких случаях мы усматриваем проявления того, что в новой экономической социологии называют «корпоративным сцеплением» ("corporate interlocks"). Учитывая сложную, поликонфессиональную, поливероисповедную ситуацию в Украине, подобные «сцепления», в которых бизнес-группы, бизнес-центры, финансово-промышленные группы играют ведущую роль, необходимы для выполенения задач экономической трасформации. Бизнес-группы объединяют, «сцепляют» религиозные организации, церкви в единый социальный институт [12, с. 54].  

Религия становится одной из социальных технологий консолидации современного украинского общества. При этом сложность состоит в том, что в сложном поликультурном и полирелигиозном, многоконфессиональном украинском обществе необходимо использовать не одну, а как минимум, несколько религий и несколько конфессий христианства.  

На новом этапе трансформации украинской экономики предстоит повысить роль религии и церкви. Необходимо изменить концептуальные основы государственно-церковных отношений, перейти от фактического протекционизма к социальному партнерству государства и церкви. Украинское общество ищет основы экономического возрождения страны в православном мировоззрении, соборности, социальном христианстве, общественной солидарности. Церковно-религиозная ситуация в Украине отличается тем, что в Украине нет доминирующей церкви. Современные бизнес-группы в украинской экономике рассматривают религию и церковь как инструменты реализации экономических целей, религия становится дизайном экономического поведения.

 

Литература:  

1. Єленський В. Релігія після комунізму: напрями змін // Національна безпека і оборона. - 2000. - № 10. - С. 66-72.

2. Дудар Н., Шангіна Л. Релігія і віра в житті українців // Національна безпека і оборона. - 2000. - № 10. - С. 83-98.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - С. 54.

4. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. 3-е изд., YMCA-PRESS, 1989.

5. Церква, держава і суспільство: проблеми взаємодії у сучасному політичному процесі // Національна безпека і оборона. - 2002. - № 10. - С. 2-5.

6. Церква у формуванні громадянської відповідальності суспільства: Україна - рік 2004// Національна безпека і оборона. - 2004. - № 3. - С. 22-29.

7. Концепція державно-конфесійних відносин в Україні. // Національна безпека і оборона. - 2004. - № 3. - С. 3-7.

8. Громадська думка про релігію і церкву в Україні // Національна безпека і оборона. - 2004. - № 3. - С. 30-40.

9. Биченко А., Дудар Н. Релігійність українського суспільства: рівень, характер, особливості // Національна безпека і оборона. - 2002. - № 10. - С. 14-21.

10. Васьковський В. Стан релігійної мережі в Україні // Національна безпека і оборона. - 2002. - № 10. - С. 22-27.

11. Церква і суспільство в Україні: проблеми взаємовідносин // Національна безпека і оборона. - 2000. - № 10. - С. 2-65.

12. Чернецкий Ю. Концептуальные разработки «новой экономической социологии» // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004 - № 1. - С. 51-62.

13. Грабовець О., Яковенко Ю. Релігія як соціальна технологія консолідації соціуму // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. - 2001. - № 3. - С. 111-122.

14. Свистунов С. Культура підприємництва (релігійно-культурний аспект) // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. - 2000. - № 2. - С. 66-76.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.