УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 105 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко церковна журналістика Католицька Церква конфлікти Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат розкол в Україні молодь милосердя забобони постать у Церкві Церква і влада вибори монастирі та храми України церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Мазепа Голодомор Ющенко церква та політика іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність автокефалія українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ педагогіка Археологія та реставрація комуністи та Церква секти Церква і політика УПЦ КП діаспора шляхи єднання УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Индустриальное Запорожье»: Свято-Покровский соборъ



«Индустриальное Запорожье», 13.10.07

Дорога должна вести к храму; если нет - это беда; если было, но по вине людей прервалось - то случилась трагедия... Более полувека назад исчезла такая дорога и в нашем городе. Соборная улица стала проспектом Ленина. Соборной она называлась с ХІХ века и вела к красивому каменному пятикупольному кафедральному Покровскому собору, который был главным украшением нашего небольшого уездного городка. Собор оставался таковым и при советской власти до середины 30-х гг., до того злополучного весеннего утра, когда с его колокольни был сброшен главный 262-пудовый медный колокол. Вскоре были сброшены еще семь колоколов, которые уродливо упали у основания Покровского собора, в последний раз простонав, как бы предрекая самому собору такое же трагическое будущее. И, к сожалению, колокола оказались правы...

 

Комсомольцы города с революционным энтузиазмом приступили к разрушению собора. Собор не взорвали: оттого ли, что совсем рядом были жилые дома, или же по другим неведомым причинам. Разрушение храма напоминало кавалерийские атаки, и к 1935 году церковный скарб, вынесенный из собора, грудами лежал возле собора и на ближайших улицах. Что-то было просто уничтожено, что-то сожжено, что-то разобрано прихожанами, что-то разворовано, что-то роздано... Известно, что часть одежды церковнослужителей была передана театру и художественной школе как «костюмы».

Собор медленно умирал... Как вспоминали очевидцы событий, корпус собора сохранялся и во второй половине 30-х гг.

Уничтожение церквей, монастырей, соборов, принявшее с 20-х гг. массовый характер, разлагало, в первую очередь, тех, кто посмел посягнуть на эти святыни, на свое прошлое, а следовательно, и свое будущее.

Оглядываясь на прошлое, все чаще приходят на память слова Бессмертного Мужа Скорби Соломона-Экклезиаста:

«Время убивать и время исцелять

...Время разрушать и время строить

...Время разбрасывать камни и время складывать камни

...Время обнимать и время избегать объятий

...Время рвать и время сшивать

Время молчать и время говорить».

Слава Богу, сегодня и у нас наступило «время говорить», время платить за старые грехи, скорбеть о том, что в революционном пылу разрушения «старого мира до основания» вместе с водой выплеснули и младенца. Отрекаясь от старого мира, вместе с пороками капитализма предали забвению вечные и нетленные идеалы нравственности, духовности, культуры. Особенно, полагаю, важна духовность. Для переживаемого Отчизной периода - это своего рода воздух. Однако духовность не воспитывается в буквальном смысле, а передается прежде всего генетически от родителей детям, от них - внукам.

...Свыше 160 лет простоял в нашем городе Покровский собор, тысячи прихожан исполняли здесь не просто свой долг христианский, а постигали сложные и вечные истины. Полагаю, что стены собора многократно слышали безмолвные мольбы:

- Что есть истина? смысл жизни? бытие? небытие?..

Эти вопросы вечны, каждое поколение, каждый человек рано или поздно задает их себе, и они идут рядом с человеком верными спутниками. Всю жизнь...

...Эти или подобные мысли тревожили души и умы прихожан Покровского собора с момента его основания в 1886 году и до его «смерти» во второй половине 30-х годов...

Соборное место в нашем городе пережило глубоко трагическую историю: будучи освящено в 1778 г., оно было осквернено варварскими актами разрушения в 30-х гг. ХХ века; затем залито кровью безвинных наших сограждан в период, который мы с легкостью называем культом личности Сталина; в 40-х гг. - превращено в кладбище для немецких военнослужащих; с 50-х гг. - предано забвению. Сейчас здесь разбит безликий Пионерский сквер, в котором нет ничего от пионерии, лишь снующие бродяги, облюбовавшие это место, которые всегда готовы распить очередную бутылку спиртного...

Что же будет на этом месте завтра?

...Для человека конца XVIII века неисполнение религиозных обрядов означало большой грех, который карался пребыванием в аду после смерти. Поэтому, как правило, одним из первых строений на новом месте была церковь. В Александровской крепости в 1772 г. иереем Савурским была поставлена часовня-палатка во имя св. Георгия Победоносца...

Александровской слободе также нужна была постоянная церковь, освященная по всем законам Русской Православной Церкви. И в 1778 г. такая церковь из кирпича и дерева была построена инженерной командой на средства казенного линейного ведомства.

Однако не прошло и 10 лет как церковь совершенно обветшала. Уже 10 мая 1785 г. жители Александровской слободы Илья Гриценко, Лаврентий Щепень, Матвей Кулик, Григорий Горкуша, Василий Орел и «казак-грамотей» Никита Павленко от лица всего общества представили преосвященному Никифору Словенскому прошение, когда он проезжал по епархии. В прошении писалось: «По учрежденным в Екатеринославском наместничестве уездам, наша слобода Александровская состоит в Павлоградском уезде и принадлежит приходом города Павлограда к Покровской церкви, а как оный город Павлоград состоит от сей нашей слободы в семнадцати верстах, почему мы за дальностью претерпеваем крайнюю нужду». Далее следовала просьба «приписать» к Троицкой слободе, где есть церковь и священник». По имеющимся сведениям, о.Никифор дал согласие, но такое деление продолжалось недолго. Приближался 1788 г., когда на месте Покровской церкви была сооружена новая - Свято-Покровская церковь.

...Без двух лет столетие простоял Свято-Покровский собор, и когда стали сооружать на этом же месте новый каменный, были обнаружены плиты, сохранившиеся со времен закладки церкви в 1788 г., которые дополнили сведения о ее истории. На месте прежнего престола в склепе на одном из камней (в три вершка толщиной) стояла дата 1788, а на другой стороне - крест, по сторонам - І. С. Х. Под второй обнаруженной плитой и вокруг нее нашли несколько серебряных и медных монет времен Екатерины ІІ. В стороне от этих двух плит лежали крестообразно два грубо обтесанных булыжника с высеченными на них крестами. Очевидно, что эти булыжники остались от закладки самой первой Покровской церкви с 1778 г.

Здесь же была обнаружена свинцовая доска, на одной стороне которой был крест, а на другой - текст...

На обороте этой доски сохранились интересные сведения о том, что «храмъ заложенъ в Александровскомъ посаде Павлоградскимъ протопопомъ Алексеемъ Хандолевымъ, при священнике Федоре Кашевскомъ, ктиторе мещанине Андрее Драгомы...» Благословение на возведение Покровского храма дано архиепископом Амвросием.

Новый храм строился сложно, не хватало стройматериалов, возникали серьезные денежные проблемы...

...В 1803 г. произошло событие, заслуживающее внимания, - в Покровской церкви был установлен новый иконостас, выполненный живописцем, диаконом Новомосковского собора Федором Макаревским.

Свято-Покровская церковь по-прежнему стояла в историческом центре города, но за неполный век (98 лет) пришла в совершенно плачевное состояние. Увеличилась Покровская религиозная община, которая нуждалась в новой просторной церкви. И такая церковь была заложена 5 мая 1886 г. на месте разобранной Свято-Покровской. Это был пятиглавый кафедральный Покровский собор. Он стал одним из 198 церквей, которые к концу ХІХ века действовали в восемнадцати районах, ныне входящих в Запорожскую область.

Покровский собор был сооружен на тех же необтесанных булыжниках с крестами, которые были заложены в фундамент первой Покровской церкви в 1778 году. Он стал настоящим украшением города; великолепна была колокольня высотой в 21 сажень с восемью медными колоколами, главный из которых  весил 262 пуда 15 фунтов и стоил 1 тыс. рублей. Мелодичный звон этих колоколов разливался над Александровском, затем Запорожьем, в течение 48 лет, призывая прихожан к заутрене, к вечерне, к воскресным и праздничным литургиям...

Храм занимал значительное пространство; его ширина без подсобных помещений составляла 9,5 сажени. Прекрасен был храм и внутри. Три святых престола украшали его: правый - во имя Преображения Господня, левый - во имя с.Апостолов Петра и Павла. Главный же престол был выполнен из дуба, имел длину 1 аршин 26 вершков, ширину - 1 аршин 10 вершков. Правый и левый престолы были также дубовые, очень хорошей работы. Алтарь украшали иконы: Распятие Христа, Воскресение Христа, Преображение Господне. Особенно же чтилась икона Успения Богоматери, в которой хранилась рака со святыми мощами.

По архивным сведениям, на иконостасе располагались 54 иконы работы иконописцев разных эпох и школ. Иконостас, выполненный из мореного дуба, был трехъярусным в главном пределе и двухъярусным - в боковых. Общая его стоимость составляла 3 тысячи рублей.

В средней части Покровского собора и на аналоях насчитывалось 65 икон, как деревянных, так и цинковых. Особо ценными и почитаемыми были 17 из них.

Отрывки взяты из книги
Галины Викторовны Горбань  «Свято-Покровский собор» (Александровск - Запорожье),
вышедшей 16 лет назад, в 1991 году.

   












УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.