УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 114 відвідувачів

Теги
конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква педагогіка Патріарх Алексій II автокефалія монастирі та храми України Голодомор іконопис Археологія та реставрація діаспора Президент Віктор Ющенко українська християнська культура Доброчинність УГКЦ краєзнавство Мазепа молодь Вселенський Патріархат Церква і влада церква і суспільство постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина вибори Священний Синод УПЦ УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков церква та політика комуністи та Церква забобони церковна журналістика розкол в Україні секти Ющенко милосердя Києво-Печерська Лавра шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«День» (Украина): Культ Сталина и Николая II – вещи... вполне совместимые



«День» (Украина), Петр Кралюк, доктор философских наук, проректор Острожской академии, 03.10.08

«День» уже сообщал о том, что на днях президиумом Верховного суда Российской Федерации была реабилитирована семья последнего российского императора Николая II, расстрелянная большевиками в 1918 году. Это событие вызвало неоднозначную реакцию как в российских, так и в мировых СМИ. По этому поводу мы публикуем размышления одного из авторов «Дня» Петра КРАЛЮКА.

«Умом Россию не понять...», — писал классик и прибавлял: в Россию можно только верить. Это так.

Не раз и не два в ее истории совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. Возьмем хотя бы великого россиянина Александра Пушкина. С одной стороны, бунтарь, не особо жаловал царя-батюшку, дружил с декабристами. Из-за своей крамольности оказывался в ссылке. И в то же время — это певец российского самодержавия. Перечитайте хотя бы его «Клеветникам России».

Но поэты — странные люди. Непоследовательные! Лучше возьмем российских политических деятелей. Давайте посмотрим, кто из них первостепенные персонажи русской истории? Те, кто не жалел свой народ, тысячами, а то и миллионами истреблял его или посылал на войны, заставлял тяжело трудиться. Это и Иван Грозный, и Петр Великий, и Екатерина II, и Владимир Ульянов-Ленин, и, конечно, «вождь народов» Иосиф Виссарионович (тот, который грозно назывался Сталиным). Любопытно, что по «вождю народов» плакали миллионы людей после его смерти. А некоторые «плачут» и сейчас.

В период «застоя» можно было встретить такое явление, когда советские люди цепляли портреты Сталина, как какие-то иконки, а то и делали себе татуировки с профилем «вождя народов». Никто не заставлял их это делать. То была истинно народная инициатива.

Сейчас в России возрождается любовь к Сталину. Во всяком случае на официальном уровне о нем не говорят как о тиране, человеке, по воле которого были уничтожены миллионы людей. Зато все больше обращается внимания на сталинские победы.

И, как ни парадоксально, в современной России наряду с культом Сталина вырисовывается, на первый взгляд, антагонист этому культу — культ последнего российского царя Николая II, из которого Российская православная церковь сделала мученика. На самом же деле эти культы не такие и антагонистические, как кажется.

Николай II — это уже православный российский святой, погибший мученической смертью. Таких мучеников предостаточно в российской церкви.

Российское же православие со всеми своими стереотипами, ментальными характеристиками фактически было главным источником российского коммунизма. Об этом в свое время писал Николай Бердяев. На это обращал внимание и украинский писатель и мыслитель Евгений Маланюк. И действительно, если объективно посмотреть на российское православие и российский коммунизм, прослеживается немало интересных сходств. Например, в российском православии заметную роль играл культ мучеников. То же видим и в российском коммунизме. Так, в период утверждения сталинизма, в середине 30-х годов ХХ столетия, начал специально создаваться культ Н. Островского, слепого писателя и якобы героя гражданской войны. Вторая мировая война дала для советского агитпропа целый ряд мучеников типа Александра Матросова, Зои Космодемьянской и других. При чем, кроме общесоюзных, создавались мученики-герои местного значения. Не забывайте, что сам Сталин был воспитанником православной семинарии, а это не могло не наложить отпечаток на его мировосприятие.

Так что в современной России культ Николая II, которого расстреляли большевики, и культ большевика Сталина (и Ленина в придачу к нему) — вещи вполне совместимые. Здесь срабатывает не логика, «ум», а вера «загадочной русской души».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.