УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 166 відвідувачів

Теги
Мазепа вибори діаспора Голодомор церква і суспільство Ющенко церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти молодь УПЦ КП українська християнська культура постать у Церкві шляхи єднання іконопис Вселенський Патріархат автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство церква та політика комуністи та Церква Церква і влада Католицька Церква Патріарх Алексій II Церква і політика розкол в Україні монастирі та храми України милосердя Доброчинність забобони педагогіка Києво-Печерська Лавра конфлікти УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Церковь особого назначения



«Новая» (Украина), Виталий Цвид, 15.10.08

В суперохраняемом храме, куда простому грешному вход заказан, элитные прихожане молятся вместе со... святыми угодниками. Говорят, широкие ворота бывают только в ад - к Богу же ведет узкая калитка. Стоит арка металлоискателя, ВОХР и КПП.

«Как понял? аминь»

Представьте себе. Божий храм. Служится утренняя литургия. Батюшка молится за алтарем - его как раз не видно, на клиросе (возвышенное место для хора. - Авт.) поют трое певчих вполголоса - потому как храм совсем маленький, да и прихожан не так уж много. По правде говоря, всего трое. Дверь в церковь распахнута. Мимо храма быстрым шагом идет... нет, не идет - прет охранник одного из украинских политиков. Рентгеновским взглядом он сканирует все и всех вокруг, в ухо вонзен телесного цвета, будто капельница в мозг, провод наушника, а к запястью телохранителя приклеен микрофон - чтобы говорить. Прохожие расступаются, оно и понятно: когда валит асфальтоукладывающий каток - лучше уступить. «Фу! Фу!.. Впереди чисто! - сначала подул, а затем доложил в руку охранник, причем у него был такой напряженный взгляд, что, казалось, он хочет вены на руке перегрызть. - Как понял? Прием». Бодигард, поравнявшись с открытой церковной дверью, вдруг остановился, подозрительно посмотрел внутрь - они так глядят, когда кто-то делает резкие движения, - и... шагнул через порог. Резко - чуть свечи не погасли. То, что было дальше, и не пытайтесь вообразить - это надо было видеть.

Человек с проводком подошел к столу, где продается церковная утварь, свободной от микрофона рукой взял свечу и, как положено богомольцу, зажег и поставил ее, осенив себя крестным знамением. Далее надобно прочитать про себя молитву. Что он и сделал. Но как! Видимо, в ухе у него не замолкало, и, не шибко слыша себя, он хоть и шептал, но громко: «Господи, помилуй и спаси... Как понял? Прием... и ныне, и присно, и во веки веков...» Рука регента (дирижера хора. - Авт.) так и зависла в воздухе где-то на ноте «ля-бемоль», прихожане переглянулись, а батюшка, слава Богу, ничего этого не слышал. Меж тем охранник не отходил от позолоченного подсвечника, щедро утыканного ароматными восковыми жертвенниками: «...яко на небеси и на земле... Первый, проверьте запасной выход... аминь... выполняйте!..» Отдав команду, набожный телохранитель типа перекрестился. Да, да, попробуйте осенить себя крестным знамением, когда одной рукой нужно ковырять ухо - чего-то у него там не контачило, другую, с микрофоном, держать у рта, а... Словом, для присутствующих на богослужении так и осталось загадкой, с кем же он, стоя перед иконостасом, общался: с тем, что трещал в ухе, или с Тем, который на небесах?..

И на четверть не успела догореть поставленная странным богомольцем свеча, как он развернулся - по-строевому, через левое плечо, что-то еще шепнул в запястье - то ли молитвенное, то ли служебное, и вышел из храма. А через мгновение, размашисто и с выражением крестясь, аки выступая на парламентской трибуне, туда вошел народный депутат Украины...

Поди, думаете, анекдот тут вам травлю - политический? Ан-нетушки. Собственными глазами все видел. А вот где, - ни в жизнь не угадаете... Ну, ясно, что в церкви, но в какой?

По запаху ладана

В храм сей простым грешным дорога заказана. Да что там простому люду - батюшку и то перед богослужением пропускают через арку металлоискателя. Подумать только: идет утром священник на службу Божью, весь в раздумьях о промысле Господнем, и тут - нате вам - металлоискатель! Только батюшка шаг сделал - «дз-з-з-з», - затрезвонила железяка, окаянный бы ее побрал. «Металлические предметы - на стол», - заученно бубнит служивый, приставленный к металлоискателю. Настоятель смиренно повинуется: задрав рясу, достает ключи, мелочь и - язык не поворачивается вымолвить - протоиерейский крест с груди снимает. Досадно, конечно, но ничего не поделаешь - порядки здешние такие. Мы ведь не где-нибудь, а в Верховной Раде Украины, точнее, в комитетах Рады. И, пройдя тщательную проверку документов (а пропуск я заказывал по блату через депутата), вывернув все карманы наизнанку, лишившись фотоаппарата - «Не положено!», лифтом поднимаемся на седьмой этаж. Вот они - коридоры власти. Тишина. Не то чтобы гробовая, скорее сейфовая: двери в кабинеты дубовые - звуконепроницаемые, ковролин под ногами мягкий - шумопоглощающий, галдежных ходоков, что пороги обивают, не видать. Мимо кабинета народного депутата Ивана Плюща идем в конец коридора к, пожалуй, единственной всегда распахнутой двери в этом шибко важном суперохраняемом здании. По ходу подумалось: «Я б ее нашел даже без расспросов и в потемках - по запаху. По ни с чем не сравнимому запаху ладана». Что ж, давайте, перекрестимся, как заведено, и зайдем внутрь - помолимся в храме святого князя Владимира-крестителя. Или, как еще говорят, в депутатской церкви.

Ух ты!.. Да-а, церковь воистину депутатская. Когда-то были спецраспределители цэковские, спецмагазины кремлевские, где все самое-самое лучшее... А у нас - храм депутатский. Тут все на высшем уровне. Эх, жалко, что вы не можете сюда попасть. Но я постараюсь, как смогу, передать увиденное.

Живого парламентария вблизи доводилось видеть? Ежели костюм, то обязательно дорогой, солидный, чтобы всякому было понятно, где он шился. Также и здешний иконостас: резной, разумеется, качественное дубовое дерево, выдержан стиль резьбы - древнерусской, соблюдена каноничность. Сразу видно, что его делали не закарпатские калымщики с их аляповатыми виноградными гроздями и прочими резными завитушками в стиле «отак ся буде файно». Мастера творили. Батюшка рассказывал - их работы украшают именитые московские монастыри. А уж подсвечники в депутатской церкви - от позолоты аж глаза щурятся - такие я видел, разве что, в Трапезной церкви Лавры, где служит сам митрополит.

Что можно сказать о хоре в депутатской церкви? Ну, ясное дело, все певчие с консерваторским образованием, и поют они так, что самый закоренелый атеист, услышав их песнопение, поверит в Бога. Только от Него могут быть такие голоса...

Чудеса, да и только!

... - Преклони-и-м главы наши-и, - речитативом затягивает отец Виктор, и все наклоняются.

Чтобы не упереться в переднего молящегося, я делаю полшага в сторону и... нечаянно кого-то толкаю. «Простите, - шепчу, - случайно...» Господи! Кто это?.. Княгиня Ольга? Точь-в-точь как на иконе... С образов сошла! А рядом преподобные отцы печерские Антоний и Феодосий... Неужто?..

- Чте-е-ние от Матф-е-ея, - снова заводит батюшка, и я «опускаюсь на землю».

Ай-да умельцы, ай-да сотворили. Чудеса, да и только! Стены храма расписаны ликами святых Бориса и Глеба - покровительствующих, преподобных Печерских угодников, равноапостольной княгини Ольги. Но как расписаны! От пола и в полный человеческий рост - что в небольшом, квадратов восемнадцать, помещении создает эффект присутствия. Гениально! Вы зажигаете свечу, нашептываете благодатные слова, осеняете себя крестным знамением - а рядом с вами молятся святые. Посмотрите!

...Литургия закончилась, певчие свернули ноты, священник снял облачение, и все ушли. Дверь же осталась открытой. Эта церковь вообще никогда не запирается. Ящичек со щелью для купюр (наверняка не пустой), позолоченные канделябры, иконы писаные в дорогих рамках, словом, все нараспашку. Хотя чего тут трястись - внизу целый взвод сторожей.

Напоследок мы с настоятелем депутатской церкви отцом Виктором спустились в буфет.

- Атмосфера в этом здании насыщена негативом, - батюшка размешал сахар, бросил лимон в чай и перекрестил чашку, - депутатам зачастую приходится идти на компромисс с собственной совестью, а значит, и с Богом. Вот и пожелали они храм у себя, так сказать, на рабочем месте. Хотя поначалу не все эту идею одобрили. Депутат Борис Тарасюк даже к тогдашнему спикеру Литвину ходил: в государственном учреждении, мол, не место храму.... А я так скажу: отчего в тюрьмах есть церкви, в больницах тоже - это государственные учреждения, - а в парламенте не место?

(Про тюрьмы отец Виктор в курсе, потому как уже много лет по субботам причащает заключенных в следственных изоляторах и исправительно-трудовых колониях).

- А средства на церковь? - не мог я не спросить: три человека на службе - пожертвований вряд ли хватит даже на один консерваторский вокал.

На что батюшка ответил, как заправский парламентарий: «Финансовые усилия прикладывают депутаты».

...Богослужение в депутатском храме отличается от службы в обычной приходской церкви одной-единственной фразой, произносимой священником. Поминая в молитве митрополита, епархиального епископа, монашествующую братию и т.д., отец Виктор заканчивает монолог словами: «Помолимся о братии нашей иже во палате». «Во палате» - означает в царской палате, при власти. Так давайте же вместе помолимся за вразумление всех наших «иже во палате». А то ишь куда страну ведут!

Каждой фракции - отдельный патриархат!

Недавнее открытие православного храма в стенах Верховной Рады вызвало неоднозначную реакцию самих парламентских обитателей. Некоторые народные избранники, к примеру Борис Тарасюк из «НУ-НС», категорически выступили против воцерквления коридоров власти. Другие депутаты более терпимо отнеслись к появлению Божьего храма в своем цеху - никому ж, дескать, не мешает. А были и такие, которые церквушку одобрили, но с оговоркой: раз уж воцерквлять депутатский корпус - так уж весь. Куда податься замаливать грехи, допустим, греко-католику Чорновилу? Не в православный же храм.

Понять депутатов можно. Прямо-таки дискриминация по религиозному признаку получается. Выход? Открывать в ВР культовые заведения всех без исключения религий и конфессий, наличествующих в депутатской среде. Интересно прикинуть, сколько их будет.

Итак, заметная доля фракции «НУ-НС» - депутаты-националисты исповедуют хоть и православие, однако с приставкой КП (Киевский патриархат). Ныне действующий парламентский храм, как известно, находится под крылом Московского патриархата. Значит, нужна православная церковь Киевского патриархата. Это раз. Ряд депутатов - выходцы из Западной Украины - прихожане греко-католических храмов. Это два. Для Ахметова, Джамилева и других парламентских мусульман мечеть, вестимо, понадобится. Это три. А где прикажете общаться с богом баптисту Турчинову? Молитвенный дом - четыре. Не ровен час, после грядущих выборов в парламенте окажется киевский мэр Черновецкий - тогда хочешь не хочешь, а Посольство божье под куполом доведется открывать. Это пять. Причем в этом случае небольшой комнаты (бывшего депутатского кабинета) вряд ли хватит - «послы» проповедуют на стадионах...

Даешь каждой фракции по конфессии!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.