УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 81 відвідувачів

Теги
розкол в Україні шляхи єднання монастирі та храми України Ющенко вибори милосердя Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Церква і медицина забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква церковна журналістика церква і суспільство Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра автокефалія педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика УПЦ КП Священний Синод УПЦ УГКЦ Голодомор Доброчинність постать у Церкві комуністи та Церква секти іконопис конфлікти краєзнавство молодь Археологія та реставрація Мазепа українська християнська культура діаспора Церква і політика Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Остров свободы» (Запорожье): Владыка Василий: "Бизнесменам в церковь ходить лень"



«Остров свободы» (Запорожье), Наталья Выговская, без даты

Что значит быть владыкой? Чем живет епископ Запорожский и Мелитопольский? Церковь и государство: так ли сильно они разделены? Церковь и современное общество: так ли далеко они ушли друг от друга? Что значат подаренные иномарки церкви: милостыня или попытка откупиться? Ни слова о взаимоотношениях с другими конфессиями: Накануне Рождества Христова наш разговор - с архиепископом Запорожским и Мелитопольским владыкой Василием.

- Что подвергло Златолинского Бориса Иосифовича пойти по пути церковнослужителя? Что предопределило ваш путь?

- Я родился в семье верующих людей в Ташкенте. Бабушка ходила в церковь, мама работала и кормила нас. Семья была большой, человек 15, война... Жили в громадном доме - было 15 комнат, и зимой мы собирались в самой большой из них. Представьте себе запах скромной, но свежей пищи, здесь же - соседи, тети, дяди, бабушка, сестры мои. Я выходил на улицу, чтобы послушать тишину и подышать воздухом.

Мама - честнейший человек, работала заведующей детским садом. В то время за буханку хлеба можно было купить золотое колечко, но: Единственное, что она допустила: приняла нас, великовозрастных, в детсад, и мы питались там. Так я дожил до школы, поступил в обычную десятилетку.

Великая Отечественная началась, когда я был во втором классе. Я на уроке, чтобы учительница не видела, вырвал листок бумаги, написал: «Хочу идти на фронт» и пошел с этим к директору. Положил ей на стол заявление. Она отнеслась к этому серьезно, спросила лишь: «А вы маме сказали об этом?". Я ответил: «Она узнает позже». И она убедила меня, что я помогу фронту, если буду учиться на «пятерки». Я ей поверил. На фронт меня, конечно, не взяли, но учиться старался. Хотя иногда были и «тройки», в основном, за поведение - любил подсказывать.

Если какое-то стихотворение нужно было выучить сложное, например, на немецком, я сидел до ночи, потому что знал: меня спросят. Вскоре об этом узнали ребята и все стали подавать заявление на фронт.

- А что было после школы?

- Я поступил в политехнический институт, мечтал, что буду добывать нефть. Все было хорошо, но на третьем курсе я понял: зачем мне все это нужно? Я все равно мечтал стать священником.

- Откуда это шло? Это было всегда?

 - Бабушка всегда ходила в церковь. Сначала она меня носила в церковь, потом водила туда, потом я ее водил, когда старенькой совсем стала - носил ее.

В детстве, помню, у нас было хозяйство: птицы, куры. И вот цыпленок умирает: мы с сестрой Ниной его заворачиваем в бумагу, идем в конец двора, выкапываем ямку и хороним. Я одевал газету на себя, специальную консервную банку и отпевал. Она плакала, а я мужественно все переносил.

...В общем, после третьего курса все бросил и поехал поступать в Московскую духовную семинарию.

- Как это воспринялось окружающими, семьей? Это ведь были времена Советского Союза, в котором Бога не было?

- В политехе знали, куда я ухожу, но я не интересовался их мнением по этому поводу. Родители? Отец умер до моего рождения. Мама восприняла очень положительно, хотя ей приходилось это скрывать.

Тогда было очень сложно. За подобный шаг грозила тюрьма, здесь нужно было иметь глубокую веру. Преследовали, обижали. Я это все учитывал, но все равно пошел. И поступил сразу во второй класс. Сталкивался с насмешками, унижениями, оскорблениями.

Помню, еще в школе, в шестом классе, произошел один инцидент. Я никогда не дрался и не плакал. Так получилось, что один мальчик пустил в меня скобку, и она попала мне в лоб. Я встал, подошел к нему и ударил его в живот. Тот присел, а я жду: когда же он встанет? В классе наступила мертвая тишина. Я постоял, пошел сел. Потом мы стали друзьями с ним. С тех пор такого больше не было. Однажды стали подшучивать насчет Бога, мол, как мог он сотворить землю за шесть дней. Тогда ответ учителя-географа поставил всех на место: «Там один день, как тысячу лет, а тысячу лет, как один день». После этого никто темы подобные не поднимал.

- Вы остались служить в Ташкенте. Что было сложнее всего?

- Однажды меня вызвали в горком партии. Я ходил по домам верующих слушать молитвы, а мальчишки бегали за мной и дразнили. Чтобы от этого избавиться, я начал им давать конфеты. После этого они бегали за мной еще больше. В общем, вызвал меня горком, мол, что такое, вы приучаете к церкви детей?

Я говорю: «Хорошо. Сделайте так, чтобы они за мной не бегали, не бросались камнями, не дразнили, и я не буду раздавать им конфеты». В итоге, в Вербное Воскресенье храм был полон детей.

Потом оттуда ушел, был другой приход. Там меня люди слишком любили, это не всем понравилось. За одну из проповедей меня отстранили от службы на полгода. Но тогда люди заступились и меня вернули, правда, перевели в другой приход. Потом поменял еще ряд приходов, в итоге, попал в Крым.

Там я сделал прекрасный храм, и за это меня «наказали» епископством. Когда прислали в Запорожье, здесь было восемь приходов, затем 14, сейчас - на порядок больше.

- Глядя на вашу биографию, видно, что в 46 лет вы были пострижены в монахи. Какой духовный опыт стал причиной такого шага?

- Настоящий монах - тот, который пробыл монахом 30 лет. Так что, я еще начинающий монах. У меня есть сестра Нина, и некоторые говорили, что это моя супруга. Но получилось так: Нина выросла, вышла замуж и жила в Туркмении, затем развелась. У нее были близняшки, которые умерли. Вернулась к матери. В какой-то момент я остался совсем один: ни приготовить, ни постирать. Мама переселилась ко мне и ее взяла. Потом мамуля умерла, и Нина осталась. У меня семьи никогда не было.

- Каким должно быть наше казачество в контексте возрождения духовности? С вашей точки зрения, каким должен быть его идеальный портрет?

- В свое время казачества почти не существовало. Ко мне пришел атаман - у него не было еще булавы, батюшка и казак один. Мои священники начали организовывать курени, и казачество стало приобретать силу, массовость и авторитет.

- Какие взаимоотношения у церкви с политикой?

- Церковь во всем руководствуется Священным Писанием. В нем говорится: «Всякая власть от Бога». Существующая власть - от Бога.

Сопротивляющийся власти Божьей воле сопротивляется. Если мы себя плохо ведем, нам посылают плохую власть, как наказание. Если хорошо - добрых и справедливых руководителей.

- Сейчас в Украине - какая власть?

- Есть такое стихотворение: «Ходить бывает склизько по камешкам иным, итак, о том, что близко, пока что умолчим». Я доволен Ющенко.

- Во время прошлой президентской кампании в церквях наших иногда просто агитировали за одного из кандидатов. Скоро очередные выборы в парламент и местные советы. Как будет вести себя церковь? Возможно ли такое в этот раз?

- Церковь не вмешивается в политику. Были некоторые случаи, когда священник говорил: я голосую за Иван Иваныча. Как гражданин Украины я имею на это право.

Сейчас будут партии, а не кандидаты. Я, например, за коммунистическую партию буду голосовать. Я могу открыто сказать об этом.

- Как вы относитесь к распространенному мнению, что церковь - один из самых прибыльных бизнесов? Это, с вашей точки зрения, миф или реальность? Почему?

- Это миф. Церковь существует за счет продажи свечей и сбора подаяний. К сожалению, церковь очень бедная.

- Но тогда почему многие священники ездят на дорогих машинах?

- Вот у меня «Фольксваген». Мне подарили бизнесмены. Отцу Сергию тоже подарили машину, «Мотор Сiч» подарила машину Костюковичу. Бизнесмены в церковь ленятся ходить, а чтобы компенсировать свою лень, стараются помочь. Вот на строительство собора кафедрального выделяют. Но есть такая добрая традиция: для меня подаренная машина - это хорошо. Как я буду в рясе ходить по грязи? А так благочинно. Например, приходы в одном районе: там их около 20, и как их проконтролировать без автомобиля?

У меня 400 гривень зарплата. Это много?

- Церковь и деньги. Как вы относитесь к выражению: «Деньги портят человека»? Деньги - это, с вашей точки зрения, что?

- Неприятная необходимость. Есть священники, которые приходят отпеть усопшего и требуют 50 гривень. Когда я об этом узнаю, серьезно их наказываю, до ротации или увольнения. Не должен священник требовать никаких денег: есть деньги, заплатите. У священника жена, дети, теща - а это вообще дорогое удовольствие.

- С точки зрения церкви, может ли обычный человек быть богатым и одновременно хорошим, праведником?

- Чем богаче, тем жаднее - это факт. Но есть действительно миллиардеры, которые жертвуют на церкви, приюты, больницы. Мы не очень богаты, но старое помещение епархии отдали под приют для детей из неблагополучных семей.

- Как обрести баланс? Человек, который зарабатывает большие деньги, о чем должен помнить?

- Что он, может быть, сегодня умрет. Вы уверены, что вы выйдете из епархии живой и невредимой? Я тоже не уверен. Еще древние римляне говорили: «Помни о смерти».

А в Библии говорится: «Помни последняя своя и вовек не согрешишь». Будешь помнить, что ты смертен, может, и поможешь ближнему. Потому что Господь говорит: «Не будет милости к несотворшему милости».

- Что такое милостыня для православных? Это помощь всем и вся или потакание пороку? Как это различать?

- В Библии есть такое выражение: пусть милостыня вспотеет в твоей руке. Вот сидит наркоман и просит: ну дай мне кольнуться!

Не давай. Нужно милостыню давать ту, что принесет пользу человеку. Насколько от нас зависит, мы должны помогать.

Помочь старухе перейти дорогу, уступить место в троллейбусе, дать гривню, если человек раздетый, ему холодно - это милостыня.

- Сейчас очень популярны книги, фильмы о магических реальностях. Например, «Гарри Поттер». Как церковь, вы относитесь к такого рода произведениям? Что бы хотели сказать детям и родителям?

- В Токмаке был такой случай: бабушка занималась черной магией. И когда внук подрос, она ему подарила книгу, мол, занимайся этим. Он взял товарища, пошли на кладбище, отрыли покойника, что-то там над черепом поговорили. И потом, действительно, пошли на рынок, там ларек с посудой, начали колдовать что-то, и посуда посыпалась с полок. В доме его сестры холодильник поехал по комнате, сестру этого парня веник по голове ударил. Однажды ночью он испуганный пришел в церковь, захотел бросить это все. Попросил воды. Ему капнули в воду святой воды, выпил - вырвало. Простую воду выпил - нормально. Все это существует, и Гарри Поттер - из той же истории. Писали, что в Англии в школах для библиотек запретили приобретать эти книги. Сейчас некоторые мальчишки начали по этой книжке тоже заниматься черной магией. А это, как и «Мастер и Маргарита» - сатанизм чистой воды.

- Чем отличается брак церковный и гражданский? И почему нельзя обвенчаться, не расписавшись в РАГСе?

- Церковь признает гражданский брак. Если человек в РАГСе был зарегистрирован дважды, то его уже не будут рукопополагать во священники, так как двоеженцев не рукополагают. Регистрируют дома, животных, деревья даже, а браки заключают на небесах. Иногда я позволяю венчаться в церкви без росписи в РАГСе. Но здесь что опасно: ко мне однажды обратился один гражданин, мол, люблю Наташку, с ней зарегистрирован, и Дашку люблю - можно с ней повенчаться? Вот поэтому, чтобы не было таких казусов, благословляю тех, кто зарегистрирован.

- Как обычному человеку, не церковному, быть духовным?

- Любить Бога, молиться, ходить в церковь, читать святые писания. Чтобы для каждого прочитанное было программой жизни.

- А что такое, с вашей точки зрения, смирение? Если говорить, опять же, о людях вне церкви?

- Есть смиренномудрие и смиреннословие. Смиренномудрие - это когда говорится: я недостойный, но только тронь его пальцем! А есть те, которые внешне ничем не отличаются от других. Он может быть директором, распоряжаться, доказывать, но в душе своей он будет ставить себя под ноги этого человека. Он смиренно никогда не спорит. Смирение - это значит избегать споров, благоразумно уступать, не мстить.

- Правда, что месть отбрасывает человека в духовном пути назад?

- Господь говорит: «Ты не мсти никому, мне отмщение, я отдам».

- Что такое любовь?

- Есть любовь физиологическая, а есть духовная. Физиологическая - стремление людей разных полов быть ближе друг к другу. А любовь духовная, душевная - это любовь, которая долготерпит, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не радуется о неправде, радуется об истине, все покрывает, всему верит.

- Такая любовь возможна в наше время?

- А почему нет? Люди-то остались.

- Что лично вас радует и печалит?

- Радует, когда. Самая большая радость приходит во время молитвы. Когда человек причащается, творит доброе дело из любви к другому, говорит о духовном: Печалит, когда человек злится, когда он несправедлив, когда я вижу зло других людей. Хотя нет, не печалюсь. Я жалею таких людей и молюсь о них.

- Есть ли в парадигме вашей жизни понятие «предательство»? Что это для вас?

- Предательство - это своеобразная ложь, что я буду с тобой, а сам пошел и предал. Господь говорит: проклят лжец. В политике, во взаимоотношениях в паре это проявляется. Разлюбил? Постепенно уйди, не делай удар по сердцу. В политике нужно говорить открыто.

- Все ли можно простить, с вашей точки зрения? И удается ли это вам?

- Не знаю, пока удавалось. Господь прощает. Если Господь прощает, как я не могу простить? Разные были ситуации. Если человек считает, что он неправильно поступил, и еще попросит прощения - как не простить? Даже если и не извинится, конечно, буду прощать. Нужно стараться.

Очень тяжело не отпускать обиды. У меня в детстве был случай, когда меня оскорбили сильно. Я гулял с собакой, и у одного из домов она напачкала. У меня не было мысли о чем-то плохом. И тут я слышу из окна, мол, я это специально сделал. Я был просто потрясен этим и решил мстить. Решил отравить собаку оскорбителей. Я мучался: как же мне рассчитаться за это зло?

Прошло какое-то время, и я понял: как тяжело сердиться, и с тех пор я боюсь сердиться. Потому что, когда сердишься, страдаешь. Это ужасно, больно и трудно. Поэтому, если зло появляется в сердце, гасите его немедленно: когда из искорки разгорится пламя, будете страдать.

- Вы чего-нибудь в жизни боялись?

- Бога нужно бояться. Так и говорит Священное Писание: бойся только Бога. Убийц не боюсь.

- Вас никогда не посещали сомнения?

- В вере? Слава Богу, нет.

- Что бы вы хотели сказать молодым людям, которые только ищут свой путь?

- В первую очередь, духовности, чтобы они искали Бога и составляли себе программу жизни. Например, я просто писал себе: никогда не врать. Никогда не злиться, быстрее гасить любое негодование. Молиться, как повелевает церковь, потому что в церкви можно услышать все необходимое для жизни.

Беречь здоровье, бояться плотской нечистоты. Помогать нуждающемуся, слабому и тем, кто такой же, как ты. Быть честным во всем и даже в мелочах.

- Рождество: как правильно его встретить?

- Нужно пойти в церковь, помолиться, прийти домой, если постились, разговеться. Конечно, не танцевать, не прыгать. Поздравить близких, гостей, что придут, сделать доброе дело.

- Что пожелаете нашим читателям?

- Преизобильной благодати, здоровья, мира и благополучия всем им, их семьям. Чтобы окружали люди, которые бы понимали их и благожелательно к ним относились.


 

Биография

Архиепископ Василий (Борис Иосифович Златолинский) родился 12 ноября 1932 года в Ташкенте.

В сентябре 1954 года поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1956 году рукоположен во диакона.

В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и рукоположен в иереи.

С сентября 1957 года по 1960 год настоятель Димитриевского храма в городе Талас Киргизской ССР. Затем служил в храмах Ташкентской и Среднеазиатской епархий. В 1972 году стал настоятелем Свято-Покровского храма в городе Шахты Ростовской области.

17 ноября 1975 года назначен настоятелем Свято-Екатерининского храма в Феодосии Крымской области.

В 1979 году пострижен в монашество. С октября 1981 года по 1984 год настоятель Свято-Никольского храма в поселке Кирово Днепропетровской области. В 1984-1985 годах настоятель Свято-Георгиевского храма поселка Петриковка Днепропетровской области. С 1985 года настоятель Свято-Покровского храма села Покровское Днепропетровской области.

Затем настоятель Свято-Покровского храма в Судаке Крымской области, настоятель восстанавливаемого Свято-Успенского храма города Старый Крым Крымской области. В 1989 году назначен благочинным Старокрымского округа.

23 ноября 1990 года постановлением Св. Синода определен быть епископом Симферопольским и Крымским.

1 декабря 1990 года во Владимирском кафедральном соборе Киева состоялось наречение. Хиротония во епископа Симферопольского и Крымского состоялась 2 декабря 1990 год (первая хиротония после создания УПЦ).

С 27 июля 1992 года епископ Запорожский и Мелитопольский. К Пасхе 1997 года возведен в сан архиепископа.

Награды: орден «За возрождение казачества» (1994 год, Кубанское казачье войско); почетный знак «Крест Войска Запорожского Низового».

Церковная принадлежность: Русская Православная Церковь

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.