УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 56 відвідувачів

Теги
іконопис розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі забобони Вселенський Патріархат молодь Митрополит Володимир (Сабодан) секти постать у Церкві монастирі та храми України УПЦ КП комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа Археологія та реставрація Церква і політика Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко вибори Патріарх Алексій II шляхи єднання конфлікти Католицька Церква краєзнавство Церква і медицина церква та політика Києво-Печерська Лавра церковна журналістика УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков педагогіка автокефалія українська християнська культура Доброчинність Церква і влада Ющенко милосердя діаспора Голодомор церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Признание или «ошибка персонала»?



«Зеркало недели» (Украина), № 43 (722) 15 — 21 ноября 2008

Cвященный синод Украинской православной церкви (в каноническом единстве с Московским патриархатом) называет Голодомор в Украине 1932-1933 гг. геноцидом.

«На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духов­ному рабству», - говорится в Обра­щении Священного синода УПЦ (МП) по поводу 75-й годовщины Голодомора 1932-1933 гг. в Украине, подписанном митрополитом Владимиром (Сабодан). Текст документа размещен на сайте УПЦ (МП).

В обращении отмечается, что в XX веке украинский народ пережил одну из самых страшных трагедий в своей истории - голодомор, у которого были объективные и субъективные истоки. «Искусственный голод 1932-1933 гг. был спланирован большевиками с целью ускорения принудительной коллективизации, ликвидации «кур­кульства» как класса, уничтожения «вражеских элементов», - считает Синод.

Наша родина пережила много тяжелых времен: стихийные беды, войны, социально-политические беспорядки. «Но в 1930-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное, целенаправленное, безжалостное», - подчеркивается в обращении.

УПЦ (МП) отмечает, что «время лечит душевные раны, но рану в сердце Украины залечить невозможно». «Она всегда будет неугомонной болью напоминать о времени, когда над Украиной, над другими народами бывшего советского сообщества господствовал дьявол», - говорится в обращении.

Украинская православная церковь в глубокой скорби молитвой вспоминает жертв голодоморов и дру­гих репрессий советского тоталитаризма, сурово осуждает факторы, приведшие к трагедии Голодомора. Сама история вынесла приговор системе, которая пренебрегла моральными принципами человечества - верой, надеждой, любовью.

Синод предостерегает от глубоко ложной и антигуманной идеологии, которая сделала возможной подобную трагедию, «и призывает к покаянию тех, кто еще не прозрел и не отрекся от богоборчества во всех его формах».

Церковь призывает отказаться от экстремизма, нетерпимости, мести, разделения на своих и чужих. «Настало, наконец, время духовного единения народа Украины, возвращения к исконным духовным ценностям. История отчетливо показала, к чему приводит отречение от христианских основ», - говорится в обращении.

Прокомментировать Обращение Священного синода, подписанное предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом), мы попросили епископа Александра (Драбинко), викария Киевской митрополии, секретаря предстоятеля Украинской православной церкви:

- Речь не шла о том, что это был именно геноцид... Мы вообще старались избежать этого слова. Потому что геноцид - это преступление одного народа против другого. Мы ни в коем случае не ставим вопрос таким образом. И изначально перед Синодом не стояла цель признать Голодомор именно фактом геноцида. Мы говорим о Голодоморе как трагедии нашего народа, об осуждении преступного режима, который довел народ до вымирания. Точно так же «организован» голод в Поволжье и в других местах. Это было преступление в первую очередь против человека. Власть во всех уголках страны вытравливала людей, которые хотели и могли свободно трудиться на своей земле. Это была идеология тех, кто в то время находился у власти. И именно эту идеологию, вылившуюся в такой поступок, мы осудили решением Синода. Поэтому я бы не советовал акцентировать внимание именно на слове «геноцид».

- Насколько это решение испортит или не испортит ваши отношения с Московской патриархией? Известно, что российская власть не приветствует признание украинского Голодомора в мире. А вы остаетесь в структуре РПЦ...

- Наша якобы полная подчиненность Московскому патриархату - миф, сфабрикованный для дискредитации нашей церкви. Митрополит Владимир - достаточно сильная личность, чтобы принимать самостоятельные решения. А что касается решения Синода по Голодомору - я вообще не понимаю, почему оно должно что-то испортить. Вы думаете, в РПЦ кто-то в восторге от Голодомора или сильно тоскует по власти большевиков? Думаю, там это воспримут как должное.

- А как же поддержка, которую оказывает вашей церкви КПУ?

- Это их выбор - мы сами к ним на поклон не ходили. Но и тут я не вижу причин для волнений. Я вам напомню, что П.Симоненко в свое время принес извинения за все зло, которое большевики причинили Украине, и таким образом отказался от их наследия, очистил свою партию. Как бы мы к этому ни относились - они пришли к нам, и мы, будучи церковью, не могли оттолкнуть их. Среди них есть верующие и не верующие, но совершенно искренние люди. А церковь имеет дело не с партиями, а с людьми.

* * *

В подтверждение сомнений владыки Александра в уместности терми­на «геноцид», наблюдатели Религиозно-информационной службы Ук­раи­ны (risu.org.ua) отметили, что слово это сначала появилось, потом исчезло, потом снова появилось в речи Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), опубликованной на официальном сайте УПЦ. Эти метаморфозы текста редакторы ресурса объяснили «ошибкой персонала».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.