УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 189 відвідувачів

Теги
вибори комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України іконопис Католицька Церква Голодомор УПЦ КП Вселенський Патріархат церковна журналістика секти українська християнська культура Священний Синод УПЦ церква та політика УГКЦ конфлікти педагогіка шляхи єднання діаспора Археологія та реставрація Ющенко молодь краєзнавство Церква і політика Патріарх Алексій II автокефалія Києво-Печерська Лавра Доброчинність Церква і медицина милосердя забобони Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Признание или «ошибка персонала»?



«Зеркало недели» (Украина), № 43 (722) 15 — 21 ноября 2008

Cвященный синод Украинской православной церкви (в каноническом единстве с Московским патриархатом) называет Голодомор в Украине 1932-1933 гг. геноцидом.

«На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духов­ному рабству», - говорится в Обра­щении Священного синода УПЦ (МП) по поводу 75-й годовщины Голодомора 1932-1933 гг. в Украине, подписанном митрополитом Владимиром (Сабодан). Текст документа размещен на сайте УПЦ (МП).

В обращении отмечается, что в XX веке украинский народ пережил одну из самых страшных трагедий в своей истории - голодомор, у которого были объективные и субъективные истоки. «Искусственный голод 1932-1933 гг. был спланирован большевиками с целью ускорения принудительной коллективизации, ликвидации «кур­кульства» как класса, уничтожения «вражеских элементов», - считает Синод.

Наша родина пережила много тяжелых времен: стихийные беды, войны, социально-политические беспорядки. «Но в 1930-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное, целенаправленное, безжалостное», - подчеркивается в обращении.

УПЦ (МП) отмечает, что «время лечит душевные раны, но рану в сердце Украины залечить невозможно». «Она всегда будет неугомонной болью напоминать о времени, когда над Украиной, над другими народами бывшего советского сообщества господствовал дьявол», - говорится в обращении.

Украинская православная церковь в глубокой скорби молитвой вспоминает жертв голодоморов и дру­гих репрессий советского тоталитаризма, сурово осуждает факторы, приведшие к трагедии Голодомора. Сама история вынесла приговор системе, которая пренебрегла моральными принципами человечества - верой, надеждой, любовью.

Синод предостерегает от глубоко ложной и антигуманной идеологии, которая сделала возможной подобную трагедию, «и призывает к покаянию тех, кто еще не прозрел и не отрекся от богоборчества во всех его формах».

Церковь призывает отказаться от экстремизма, нетерпимости, мести, разделения на своих и чужих. «Настало, наконец, время духовного единения народа Украины, возвращения к исконным духовным ценностям. История отчетливо показала, к чему приводит отречение от христианских основ», - говорится в обращении.

Прокомментировать Обращение Священного синода, подписанное предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом), мы попросили епископа Александра (Драбинко), викария Киевской митрополии, секретаря предстоятеля Украинской православной церкви:

- Речь не шла о том, что это был именно геноцид... Мы вообще старались избежать этого слова. Потому что геноцид - это преступление одного народа против другого. Мы ни в коем случае не ставим вопрос таким образом. И изначально перед Синодом не стояла цель признать Голодомор именно фактом геноцида. Мы говорим о Голодоморе как трагедии нашего народа, об осуждении преступного режима, который довел народ до вымирания. Точно так же «организован» голод в Поволжье и в других местах. Это было преступление в первую очередь против человека. Власть во всех уголках страны вытравливала людей, которые хотели и могли свободно трудиться на своей земле. Это была идеология тех, кто в то время находился у власти. И именно эту идеологию, вылившуюся в такой поступок, мы осудили решением Синода. Поэтому я бы не советовал акцентировать внимание именно на слове «геноцид».

- Насколько это решение испортит или не испортит ваши отношения с Московской патриархией? Известно, что российская власть не приветствует признание украинского Голодомора в мире. А вы остаетесь в структуре РПЦ...

- Наша якобы полная подчиненность Московскому патриархату - миф, сфабрикованный для дискредитации нашей церкви. Митрополит Владимир - достаточно сильная личность, чтобы принимать самостоятельные решения. А что касается решения Синода по Голодомору - я вообще не понимаю, почему оно должно что-то испортить. Вы думаете, в РПЦ кто-то в восторге от Голодомора или сильно тоскует по власти большевиков? Думаю, там это воспримут как должное.

- А как же поддержка, которую оказывает вашей церкви КПУ?

- Это их выбор - мы сами к ним на поклон не ходили. Но и тут я не вижу причин для волнений. Я вам напомню, что П.Симоненко в свое время принес извинения за все зло, которое большевики причинили Украине, и таким образом отказался от их наследия, очистил свою партию. Как бы мы к этому ни относились - они пришли к нам, и мы, будучи церковью, не могли оттолкнуть их. Среди них есть верующие и не верующие, но совершенно искренние люди. А церковь имеет дело не с партиями, а с людьми.

* * *

В подтверждение сомнений владыки Александра в уместности терми­на «геноцид», наблюдатели Религиозно-информационной службы Ук­раи­ны (risu.org.ua) отметили, что слово это сначала появилось, потом исчезло, потом снова появилось в речи Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), опубликованной на официальном сайте УПЦ. Эти метаморфозы текста редакторы ресурса объяснили «ошибкой персонала».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.