УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
розкол в Україні церква та політика церковна журналістика Голодомор комуністи та Церква краєзнавство церква і суспільство конфлікти автокефалія Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Церква і політика Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ молодь Ющенко милосердя Археологія та реставрація забобони Церква і влада вибори Мазепа діаспора Католицька Церква іконопис Президент Віктор Ющенко українська християнська культура Доброчинність УПЦ КП шляхи єднання Церква і медицина Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков секти педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«День» (Украина): Важный шаг к духовному объединению украинцев



«День» (Украина), Ольга Решетилова, №208, суббота, 15 ноября 2008

В последние дни произошло два чрезвычайно важных события, абсолютно контрастных как по своей форме, так и по сути. Вместе с тем, оба они закономерны, поскольку каждое из них имеет свою предысторию и произошло не на пустом месте.

Одно - в духовной жизни Украины. Это обращение Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата по случаю скорбной даты - 75-й годовщины Голодомора в Украине, подписанное митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром (Сабоданом). В обращении Синод дает оценку трагическим событиям 1932-1933 годов и называет Великий Голод в Украине геноцидом. Это тот шаг, которого долго ждало украинское общество.

Второе событие - письмо Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко с отказом принять участие в мероприятиях, посвященных 75-й годовщине Голодомора. К сожалению, предсказуемый жест, демонстрирующий роковую нечувствительность и неумение слышать других, свидетельствует о глубоких, прежде всего, психологических проблемах. Это - в духовной жизни России.

Своей привычкой в любом проявлении национальной самоидентификации украинцев видеть политику россияне сами себя загнали в тупик. Абсурдно выглядят попытки российских чиновников связывать изучение несомненно наиболее трагической страницы украинской истории со стремлением Украины в НАТО. В этой ситуации остается лишь посочувствовать российским гражданам, особенно жителям Кубани, где трагедия имела не меньшие масштабы: в задавленном гражданском обществе у них нет возможности проводить собственное расследование.

Россиянам нужно попытаться нас понять. Недаром «День» предлагает своим читателям серию публикаций Джеймса Мейса о внедрении национал-коммунизма, который для кого-то является полем для исследования, для кого-то - романтикой тех годов, для нас - миллионными жертвами, голоса которых до сих пор отдаются эхом в украинском обществе.

«Пришло наконец время духовного единения народа Украины, возврата к исконным духовным ценностям. История ясно показала, к чему приводит отречение от христианских основ. Лишь святая вера, твердая надежда и всепобеждающая любовь помогут построить достойное будущее и предостерегут от ошибок прошлого», - говорится в обращении Священного синода. Эти слова стали своего рода итогом длительной работы многих людей над разоблачением кровавого преступления коммунистического режима. Они смогли примирить вечных оппонентов и объединить верующих разных конфессий. Забыв все противоречия, сразу одобрительно на обращение откликнулся Киевский патриархат. Это событие - аргумент для тех, кто считает, что сложные страницы истории Украины нужно забыть, так как они разъединяют общество. В действительности же объединит только правда и молитва, искреннее признание грехов - как своих, так и чужих.

Естественно, это обращение было бы невозможно без масштаба личности. Митрополит Владимир показал и украинцам, и россиянам, что означает Поступок сына своего народа.

Обращение Священного синода Украинской православной церкви по случаю печальной даты - 75-й годовщины Голодомора 1932-1933 гг. в Украине

В XX веке украинский народ пережил одну из наиболее страшных трагедий в своей истории - Голодомор. Украина, которая всегда кормила хлебом весь мир, подверглась массовому голоду. Голодомор повлек за собой значительные жертвы, принес много горя. У него были объективные и субъективные причины и последствия. Искусственный голод 1932-1933 гг. был спланирован большевиками с целью ускорения принудительной коллективизации, ликвидации «кулачества» как класса, уничтожения «вражеских элементов».

Но существует фактор, который объединяет этот социальный катаклизм и остальные репрессивные акции тоталитарного советского режима. Это кардинальная революция мировоззрения - отречение от Богочеловека Христа и христианской морали, избрание новой веры - в человека-бога, в антихриста. Адепты этой веры пожелали построить рай на земле, добиться светлого будущего для человечества. Но будущего без Бога нет. Их свет на самом деле был темнотой. Их мировоззрение базировалось на основах вечной тьмы, потому что только Бог является источником света. Их идеология вместо блага принесла зло, потому что только Бог является Творцом всякого блага. Где без Бога строят рай, там появляется ад. Вместо обещанной райской жизни опутанный советской идеологией народ принял адские муки.

История нашей Родины пережила много трудных времен. Стихийные беды, войны, социально-политические беспорядки и другие нелады приводили к различным кризисным явлениям, среди которых были «уничтожения, голод и меч» (Iс. 51: 19).

Но в 30-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное, целенаправленное, безжалостное. Только в богоненавистнической и человеконенавистнической среде могло произойти подобное преступление. На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот ГЕНОЦИД был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству. Он стал орудием дьявольской мести за неспособность искоренить из сознания нашего мудрого, преисполненного высоких достоинств народа сыновью память о Боге, любовь к Богу, верность и веру в Бога. Эту веру можно было уничтожить только посредством физической ликвидации ее носителя. Поэтому богоборческая власть, создав духовный голод обрекла нацию и на голод физический.

У людей отобрали хлеб, как перед этим пытались отобрать насущный хлеб духовный. Плодородная нива давала достаточно хлеба добросовестным труженикам. Но весь орошенный потом крестьянства хлеб был изъят. Забирали все, чем можно было поддерживать жизнь, - до последнего зернышка. Тех, кто собирал колоски на полях, расстреливали. Агония голода была воистину адской. Мертвецов не успевали хоронить. Многих закапывали в общие «могильники» еще живыми. Особенно страдали дети. Молох большевизма поглощал этих невиновных жертв с дьявольской бездушностью.

Украина потеряла тогда миллионы своих детей. Все они подверглись тяжелым мукам и ужасной смерти. А те, кто выжил, навсегда запомнили, что такое «рай на земле», когда он без Бога.

Семьдесят пять лет миновало с тех пор. Время лечит душевные раны, но рану в сердце Украины заживить невозможно. Она всегда будет неутихающей болью напоминать о времени, когда над Украиной, над другими народами бывшего советского сообщества господствовал дьявол.

Украинская православная церковь в глубокой скорби молитвами вспоминает жертв голодоморов и других репрессий советского тоталитаризма. Пострадавших - десятки миллионов: расстрелянных, замученных в тюрьмах, казненных путем различных душевных и физических пыток, погибших от мук голода. Такого количества жертв не было даже во время войны. Воистину, режим вел кровопролитную войну с собственным народом.

Церковь жестко осуждает факторы, которые привели к этой трагедии. Оправдания им нет. Сама история вынесла приговор. Никакие репрессии не смогли спасти государственно-политическую систему, которая выбрала за основу грех и богоборство, пренебрегла основополагающими моральными принципами человечества - верой, надеждой и любовью. «Горе тем, кто задумывает беззаконие» (Мих. 2: 1). Дело таких «дело противозаконное» (Пс. 100: 3). «Конец их - погибель» (Флп. 3: 19).

Церковь предостерегает от глубокой порочной и антигуманной идеологии, которая привела к подобной трагедии и призывает к покаянию тех, кто еще не прозрел и не отрекся от богоборства во всех его формах.

Церковь призывает к отказу от экстремизма, нетерпимости, мести, братоненавистничества, разделения на своих и чужих. У Бога чужих нет. Наступило наконец время духовного единения народа Украины, возвращение к исконным духовным ценностям. История красноречиво показала, к чему приводит отречение от христианских основ. Только святая вера, твердая надежда и всепобеждающая любовь помогут построить достойное будущее и предостерегут от ошибок прошлого.

Церковь раскрывает истину вечной жизни тех, кто принял мученическую смерть во время голодомора. Как любящая Мать, святая Украинская православная церковь молится за их упокой в обители праведной и объявляет им вечную память.

Души их во благих водворяться. И память их - из рода в род.

От имени Священного синода Владимир,
митрополит Киевский и всей Украины

 

Юрий Щербак, экс-посол Украины в США и Канаде:

- Заявление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Президенту Украины Виктору Ющенко по поводу годовщины Голодомора в Украине имеет несколько очень странных моментов (см. Справку «Дня»). Во-первых, само выступление, размещенное на открытом сайте, имеет более публицистически-полемический характер, чем это допустимо для переписки двух глав государств. В письме могут быть изложены какие-либо спорные моменты, но они не всегда предназначены для широкого круга читателей. Здесь речь идет скорее о широкой пропагандистской акции, и об этом свидетельствует как стилистика самого письма, так и его содержание. Письмо начинается пренебрежительно по отношению к трагедии украинского народа: речь идет о выражении «так называемый «голодомор». Это значит, что господин Медведев, не слишком разбирающийся в этих вопросах, ставит под сомнение вообще существование Голодомора? Это совершенно неприемлемый тон, если учесть, что письма пишет президент страны, взявший на себя ответственность за своего предшественника - Советский Союз. Весь пафос письма ведет к тому, что не было отдельного геноцида украинского народа, а, мол, погибли миллионы россиян, белорусов, казахов, ну и немного украинцев. Даже начинаются разговоры о количестве погибших, то есть делается попытка увести дискуссию от имеющихся в наличии трагических данных. А эти данные, между прочим, бесспорны для любого беспристрастного исследователя и политического деятеля.

Дело в том, что никто не мешает Российской Федерации осудить геноцид, направленный против российского народа, так же, как Казахстану осудить геноцид против казахского народа, поскольку политика большевизма против российского крестьянства действительно была очень жестокой. Можно вспомнить подавление крестьянских восстаний 20-х годов, проводившееся с помощью ядовитых газов, танков. Это также можно трактовать как преступления против человечества, как геноцид российского народа, и никто не мешает Российской Федерации это сказать. Не думаю, что Украина имела бы относительно этого претензии.

Нужно сказать, что огромный вклад в понимание процесса, происходящего в Украине, сделал Джеймс Мейс - американец, ставший одним из лучших украинцев в истории нашей страны. От имени всех отверженных и умерших, убитых наших предков, украинских крестьян он сказал правду на весь мир. Эта правда долго пробивала себе дорогу, но сейчас отрицать ее стало очень сложно. И письмо Медведева в этом плане просто не выдерживает никакой критики. Он говорит: «Считаю, что дальнейшее обсуждение этой темы в международных организациях не принесет никакой пользы и не даст никакого результата». То, что российские представители во всех международных организациях оказывают сумасшедшее сопротивление и пытаются прекратить любое обсуждение этой темы, вовсе не означает, что это не принесет пользы и не даст никакого результата. Наоборот - я хочу напомнить о решении ОБСЕ и решении Европарламента по этому вопросу, они, конечно, идут в пользу Украины и тем историческим фактам, которые сегодня известны каждому украинцу.

Нужно сказать, что корень разногласий между украинским пониманием трагедии и российским пренебрежением к произошедшему состоит в том, что Россия не хочет осудить «эффективного менеджера Сталина», как они его называют в своих учебниках. Факты свидетельствуют, что Украина и украинское крестьянство были одним из главных врагов большевистского режима, принявшего решение о ликвидации сопротивления и беспощадной борьбе против так называемого украинского национализма. Да, Медведев прав в том, что в уничтожении украинцев виновны и сами украинцы. Это была братоубийственная и гражданская война. Но участвовавшие в этом украинцы были пешками, исполнителями преступной воли большевистской клики, возглавляемой Сталиным.

Также Медведев заявляет в письме, что «любые рассуждения относительно того, что в Украине голод носил признаки геноцида, просто циничны и аморальны». В 30-е годы очень многие страны знали, что в действительности творится в Украине. В Беларуси также были признаки голода, но это нельзя было сравнить с тем, что происходило в Украине. Нельзя вообще сравнить российскую ситуацию 30-х годов с тем, что в то время было в Украине. Я читал сотни свидетельств, где люди рассказывали, что в России они жили довольно нормально, хотя и были там определенные трудности. Поэтому сейчас обвинять руководство Украины в том, что оно говорит о Голодоморе, просто цинично. Голодомор был, он остался в памяти украинского народа, это одна из наибольших трагедий ХХ века, он носил все признаки политического геноцида. Потому что когда власть отбирает все продукты, закрывает все магазины - это сознательный геноцид. Я уверен, что будет еще внесена поправка в понимание геноцида, особенно учитывая современные геноциды, происходившие в Сомали, Эфиопии, той же бывшей Югославии. Автор, когда-то предложивший определение геноцида, юридически его ограничил.

В целом я могу лишь пожалеть, что президент такой большой страны, как Россия, отрицает абсолютно очевидные всему миру факты вместо того, чтобы осудить причины Голодомора и сказать правду своему народу. Ведь этот режим был истребителем также и российского народа и его культуры. Мне кажется, что это письмо не красит историю российско-украинских отношений.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор:

- Таким поступком Украинская православная церковь Московского патриархата вошла в противоречие с российским правительством. Ведь фактически одновременно Медведев послал письма нашему Президенту о том, что отказывается от участия в мероприятиях, посвященных годовщине Голодомора. Российская власть отрицает факт геноцида.

Решение Священного синода я объясняю влиянием советского прошлого, которое было очень обременительным для церкви. Если проводники церкви признают Голодомор геноцидом, значит они считаются с мнением своих верующих, и прежде всего в Украине, поскольку значительная часть прихожан Русской православной церкви находится на территории Украины. Я приветствую такой поступок святых отцов!

А мы будем дальше работать и убеждать российское правительство. К годовщине Голодомора вышло много книжек различного характера, прежде всего источников. Факты лежат на поверхности, их далее нельзя отрицать.

Мы будем привлекать ученых, работающих в других странах. Завтра, например, я вылетаю в Бостон. Там будет большая международная конференция, посвященная Голодомору 1932-1933 годов, при участии, между прочим, и русских ученых. Поэтому на этом достижении - а обращение Синода, бесспорно, достижение - мы останавливаться не будем.

Юрий ШАПОВАЛ, доктор исторических наук, профессор:

- Вопрос голода 1932-1933 годов в Украине является многоаспектным. Он содержит в себе политико-идеологическую составляющую, эмоционально-человеческий элемент - рефлексии, чувства, воспоминания людей и научный блок - исследование Голодомора. Если все эти аспекты объединить, выходит очень сложная ситуации, на фоне которой решение Священного Синода вызывает глубокое уважение. Хочется высказать благодарность церкви, митрополиту и людям, которые готовили это обращение.

Когда я общаюсь со своими русскими коллегами (не политиками), я всегда ставлю вопрос: «Что случится, если Россия признает Голодомор геноцидом и скажет, что Украина пострадала больше всего из всех союзных республик?» Это только добавит авторитета и мудрости русским политикам. Но они делают все наоборот. Русская дипломатия занимается недостойными вещами, дискредитируя решение украинского парламента, президентских инициатив. В конечном счете, это является фактически дискредитацией нашей памяти о страшной трагедии собственного народа. На этом фоне решение Украинской православной церкви Московского патриархата выглядит гуманным, благожелательным и цивилизованным шагом, который я всячески приветствую и как ученый, и как человек.

Николай ЖУЛИНСКИЙ, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины:

- Украинская православная церковь Московского патриархата многочисленна, поэтому я очень рад обращению Священного Синода. Особенно много у нее прихожан на юге, востоке Украины. Это те регионы, где нелегко доносить до населения правду о трагедии украинского народа 1932-1933 гг. Само же обращение выдержано в очень принципиальном, но, вместе с тем, справедливом тоне. В нем Синод дает оценку коммунистическому режиму, власти, посягавшей на самое святое - на человеческую жизнь, подаренную Богом. Очень важно, что православная церковь акцентировала на этом внимание, исходя из христианских и морально-этических принципов. Когда власть насилием уничтожает человека, и это происходит в миллионных масштабах - это катастрофа не только в физическом измерении, но и, прежде всего, в духовном. Решение Украинской православной церкви очень важно для нас. Сегодня многие используют позицию Российской Федерации не признавать Голодомор искусственно созданным голодом. Обращение Синода свидетельствует о том, что Украинская православная церковь Московского патриархата имеет свое самостоятельное мнение и чувствует высокую ответственность перед украинским народом. Я очень тронут и приветствую это заявление.

Бесспорно, это стало результатом большой работы. Целенаправленно ее проводил Президент Виктор Ющенко, который поставил целью и себе, и обществу, чтобы правду о Голодоморе знала вся мировая общественность, но в первую очередь, чтобы она была услышана тут, в Украине. Сегодня уже практически каждая область имеет свои книги памяти. Мир все-таки постепенно признает Великий голод геноцидом украинского крестьянства. А этого не могло произойти без общих усилий общественности.

Я подписчик «Дня» и слежу за публикациями в газете. «День» на протяжении многих лет проводил целенаправленную системную политику по признанию Голодомора. Это очень важная работа средств массовой информации. Поэтому вклад и особенно газеты «День», и других СМИ неоценим.

В последнее время появилось много документальных и художественных фильмов по этой теме. Последний фильм, который я посмотрел, Сергея Буковского «Живые» навсегда оставил в живых людей, которые пережили и помнят это страшное время. Я смотрел его месяц назад, но лица этих людей до сих пор стоят у меня перед глазами.

Сделано, бесспорно, много. Но на этом еще далеко не закончено расследование обстоятельств той страшной трагедии.

ОФИЦИАЛЬНО

    Почему Дмитрий Медведев не приедет в Киев

 

Президент России Дмитрий Медведев отказался принимать участие в мероприятиях по случаю 75-й годовщины Голодомора 1932-1933 годов в Украине. Об этом он вчера сообщил Президенту Украины Виктору Ющенко в своем послании, обнародованном пресс-службой Кремля на web-странице kremlin.ru. Глава Российской Федерации объяснил это, в частности, тем, что «на Украине трагические события начала 30-х годов используются, по нашему мнению, для достижения сиюминутных конъюнктурных политических целей». «Мы отчетливо видим, что в последние годы эта тема (так называемого «голодомора»), наряду с настойчивыми попытками получить приглашение в «подготовительный класс» НАТО, сделана чуть ли не центральным элементом украинской внешней политики», - отмечает Медведев в письме к Ющенко.

«Мы также констатируем намерение части политической элиты и руководства Украины использовать отношение к этой проблеме в качестве своего рода «теста на патриотизм и лояльность», - добавляет он.

По словам Медведева, в Украине «упорно муссируется тезис о «целенаправленном голодоморе-геноциде украинцев». «В результате в том числе и ваших (Ющенко) личных усилий эта линия даже получает законодательное оформление», - отмечает он, имея ввиду закон от 28 ноября 2006 года, «в котором утверждается, что «голодомор 1932-1933 годов на Украине является геноцидом украинского народа».

Медведев упоминает и инициативу Ющенко об уголовной ответственности «за отрицание изложенной в законе версии событий этого периода», полагая, что в таком случае «над несогласными - как в былые времена тоталитаризма - нависает угроза преследования».

«Эти усилия скорее направлены на то, чтобы максимально разобщить наши народы», - уверен президент РФ, заявляя: «Тех, кто протаскивает тезис о «голодоморе-геноциде», меньше всего интересует научная точность. В ход идут подтасовки и передергивания, фальсификация данных о численности погибших. Созданию искаженной картины способствуют и публичные заявления представителей руководства страны».

«Мы не оправдываем репрессии сталинского режима в отношении всего советского народа. Но говорить о том, что существовала цель уничтожения украинцев, - это значит противоречить фактам и пытаться придать националистический подтекст общей трагедии», - заявляет Медведев, называя рассуждения о «качественных отличиях» голода в Украине «циничными и аморальными».

Он отмечает, что международные организации, в частности, ООН и ЮНЕСКО «уже высказывались на эту тему», отказавшись «признать эту трагедию «геноцидом украинского народа». «Считаю, что дальнейшее обсуждение этой темы в международных организациях не принесет никакой пользы и не даст никакого результата», - заключил Медведев.

«Нам следует сосредоточиться на исправлении опасного перекоса, который наметился в освещении этого вопроса, когда за лозунгом «осуждения геноцида украинцев» умаляется трагедия других пострадавших народов бывшего СССР. Предлагаю начать работу по формированию совместных подходов в отношении этих событий. При этом было бы целесообразно привлечь и экспертов из Казахстана, Белоруссии, других заинтересованных государств СНГ», - предлагает президент России.

«Пока же, с учетом изложенного, не считаю возможным свое участие в мероприятиях по случаю отмечаемой в Украине 75-й годовщины «голодомора», - заключил Медведев.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.