УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 54 відвідувачів

Теги
забобони українська християнська культура Ющенко розкол в Україні краєзнавство іконопис УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Католицька Церква Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков Голодомор церква і суспільство комуністи та Церква церковна журналістика Доброчинність Києво-Печерська Лавра діаспора вибори Церква і влада автокефалія Патріарх Алексій II конфлікти милосердя молодь Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) секти педагогіка Церква і медицина постать у Церкві Президент Віктор Ющенко церква та політика шляхи єднання монастирі та храми України Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Нескучный сад» (Россия): Раскол по государственной границе. Интервью с викарием Киевской митрополии и секретарем Предстоятеля УПЦ епископом Александром (Драбинко)



«Нескучный сад» (Россия), 30.10.08

Семнадцать лет назад Украина стала независимым государством. Вскоре церковный раскол разделил православную Украину на два лагеря: автокефалистов (сторонников независимости Украинской Церкви) и каноническую УПЦ.

Может ли Церковь стремиться к «независимости» вслед за государством, и что значит «независимость» Церкви - этот вопрос корреспондент «НС» Дмитрий РЕБРОВ задал викарию Киевской митрополии и секретарю Предстоятеля Украинской Православной Церкви епископу АЛЕКСАНДРУ (Драбинко).



Автокефалия (греч. κεφαλον -- буквально «самоглавие») -- церковное самоуправление. Автокефальными называют церкви самостоятельные и независимые в своем управлении от других автокефальных церквей. Автокефальная церковь самостоятельно избирает себе предстоятеля, канонизирует святых. Сейчас Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных церквей. Все они, будучи равноправными частями Вселенской Церкви, взаимосвязаны между собой и состоят во взаимном общении. Самостоятельность автокефальных церквей всегда относительна - они независимы только друг от друга, но, как часть Вселенского Православия, подвластны решениям высшей церковной власти - Вселенского собора; все автокефальные церкви руководствуются общими канонами, выработанными на Вселенских соборах. Процедура и основания получения местной церковью статуса автокефалии остаются предметом споров. Традиционно автокефалию может даровать только Вселенский собор либо кириархальная Церковь, так называемая Церковь-Мать, в состав которой входила будущая автокефалия. Основанием автокефалии могут служить и государственный фактор (политическая независимость региона), и национальный, и географическая отдаленность, но ни один из них не может стать достаточным поводом для автокефалии сам по себе. Поскольку Вселенские соборы не собираются уже более тысячи лет - большинство современных автокефалий дарованы местным церквям решением их кириархальной, "материнской Церкви". Помимо установленного порядка автокефалия может быть законно провозглашена только в случае уклонения "материнской Церкви" в ересь (15-е правило Двукратного собора 861 года). Власть предстоятеля (первоиерарха) конкретной автокефальной церкви традиционно ограничена территорией его церкви и не распространяется за ее пределы. Все предстоятели поместных автокефальных церквей равны между собой, что выражает отличие православного принципа церковной организации от римо-католического централизма. Еще одна форма организации Православной Церкви - церковная автономия - статус Поместной Православной Церкви, характеризующийся неполной самостоятельностью. Автономная церковь не имеет самостоятельного источника власти, в отличие от автокефальной. Первые епископы автономных церквей поставляются архипастырями кириархальной Церкви.


Епископ АЛЕКСАНДР (Драбинко), викарий Киевской митрополии, епископ Переяслав-Хмельницкий, секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Родился в 1977 году. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия. С 2006 года - личный секретарь Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана). В 2006 году рукоположен в сан иерея, в том же году на Афоне пострижен Блаженнейшим митрополитом Владимиром в монашество. В 2007 году состоялась его епископская хиротония. Владыка Александр один из самых молодых архиереев УПЦ. С момента своей архиерейской хиротонии совмещает архипастырское служение с прежними должностями секретаря Предстоятеля УПЦ и обязанностями главного редактора официального сайта Украинской Церкви.


- На Украине вопрос о церковной автокефалии стал причиной нынешнего раскола. Почему одни народы на каком-то этапе своей истории обретают автокефальную независимую церковь, а другие нет? Государственная независимость - это достаточный повод для автокефалии?
- Насколько «назрела» в Украине автокефалия, на этот вопрос лучше всего ответил Блаженнейший митрополит Владимир, когда сказал, что в отношении автокефалии должна вестись осторожная и мудрая политика. Государственная независимость хотя и может рассматриваться как один из факторов, ведущих к расширению канонической самостоятельности церкви (вплоть до автономии или автокефалии), однако этот фактор не играет решающего значения.

Автокефалия не является обязательным атрибутом национальной независимости, как полагают некоторые политики и религиозные деятели в Украине. Автокефалия - это определенная каноническая модель организации церковной жизни, и ее введение - вопрос целесообразности, можно сказать, «технический вопрос». Просто в понятие автокефалии раскольники изначально вкладывали смысл отделения, не свойственный этому термину в свете православного богословия. Для них было важным именно отделиться от Московского Патриархата, ведь идеологи современного украинского национализма почему-то полагают, что автокефалия способна отделить Украинскую Церковь от Русской. Но это невежественное и нецерковное мнение, потому что единство Православной Церкви не носит административный характер. Это - духовное, евхаристическое единство.

Как показывает церковная история и современное состояние поместных православных церквей, границы автокефальной церкви необязательно совпадают с границами государства. Например, каноническая территория Антиохийского Патриархата распространяется на такие страны, как Сирия, Ливан, Ирак и Кувейт; Александрийский Патриархат духовно опекает православных во всех странах Северной, Центральной и Южной Африки. Можно привести и другие примеры существования современных многонациональных поместных церквей, включая Русскую Православную Церковь, паства которой составляет религиозное большинство не только в России, но и в таких странах, как Украина, Беларусь, Молдова и другие.

Возникновение новой автокефальной церкви в истории часто сопряжено с конфликтом. Церковная история знает и примеры, когда автокефалия утверждалась даже через раскол в Церкви, однако из этих исторических фактов нельзя делать вывод, что автокефалия должна «завоевываться» силой, как это считают некоторые идеологи автокефалистов. Наличие в церковной истории греховных моментов не оправдывает сам грех.

- Какие основные требования должны быть соблюдены, чтобы отделение было «каноничным»?
- Каноническая традиция не всегда четко прописывает те или иные механизмы. Недостаточно освещена в священных канонах и процедура дарования автокефалии. Однако вопрос об автокефалии необходимо рассматривать в общем контексте православного учения о Церкви. Это значит, что любое изменение канонического статуса должно происходить на основе согласия: как внутри местной церкви, так и на межцерковном уровне. Следуя канонической традиции строго, наиболее законным каноническим механизмом предоставления автокефального статуса является решение Вселенского собора. Но Православие - это не музей, а живой развивающийся организм, и главным здесь является не форма, не механизм, а согласие, проявляемое через этот механизм. Изменение канонического статуса всегда должно происходить по общему согласию епископата, духовенства и народа Божия. Ни автономия, ни автокефалия не могут быть самопровозглашены. Автокефалия должна быть дарована местной церкви ее Церковью-Матерью, этот акт должен быть согласован со Вселенским Православием: новый статус местной церкви должен получить рецепцию церковной полноты, то есть получить признание прочими православными автокефальными церквями.

- Раскольники на Украине делятся на две «юрисдикции»: УАПЦ и УПЦ КП - какая между ними разница?
- УАПЦ объединяет приблизительно четвертую часть приходов, оказавшихся вне церковной ограды. Из четырех тысяч «автокефальных» приходов в состав УАПЦ входит около тысячи, а УПЦ КП - это около трех тысяч приходов. Отличия между УПЦ КП и УАПЦ сводятся к нескольким моментам. Во-первых, УАПЦ объединяет тех клириков и приходы, которые не признают бывшего митрополита Филарета фигурой, достойной возглавить автокефальное движение. Во-вторых, в УАПЦ, особенно в последние годы, проявилась тенденция к более ответственному отношению к канонической традиции Церкви. Можно также сказать, что деятельность УАПЦ в меньшей степени политизирована, чем деятельность Киевского Патриархата. Вместе с тем необходимо помнить, что современный Киевский Патриархат - это неоднородная по идеологии и религиозной мотивации группа, где существует как «партия непримиримых», так и «умеренная партия», в действиях которой можно найти желание нормализировать свой канонический статус.

- Признает ли УПЦ таинства крещения, священства или евхаристии, совершаемые раскольниками?
- Украинская Православная Церковь не признает таинствами действия, совершаемые в этих церковных группах. Вопрос о том, чтобы отказаться от практики «перекрещивания», в последнее время неофициально обсуждается у нас, но с «перерукоположением», а вернее, каноническим рукоположением намного проще. Если таинство крещения может совершить любой крещеный мирянин, то канонически законная и действенная хиротония может быть получена только из рук законного епископа. Епископ не является частным лицом, и Божия благодать не является его частной собственностью. Поэтому, когда епископ отделяется от Церкви и действует как частное лицо, совершенные им таинства не признаются действительными.

Как известно из истории УАПЦ, ее епископат не обладает апостольским преемством, поскольку с самого начала в хиротониях принимали участие лишенный сана епископ Русской Церкви (Иоанн Боднарчук) и епископ-самозванец, а в реальности беглый диакон Викентий Чекалин. Невозможность же признания законности хиротоний, совершенных в Киевском Патриархате, объясняется наложенными на бывшего митрополита Филарета каноническими прещениями (запрещение в священнослужении, лишение священного сана, анафемствование).

- Выросло уже целое поколение христиан, которые не знают Украинскую Церковь в другом состоянии. Это уменьшает шансы на преодоление раскола в будущем?
- Общество привыкло к факту раскола, и в секулярной среде сегодня даже можно услышать, что разделение - это чуть ли не одно из «базовых качеств» Православия. А это значит, что мы не имеем права оставлять дело уврачевания раскола на потом. Раскол не может восприниматься как норма. Вместе с тем время исцеляет раны. Так, мы видим сейчас, что в Киевском Патриархате постепенно тает «партия войны», теряют влияние и отходят те, кто непосредственно организовывал и участвовал в событиях 1992 года. Это вселяет надежду, что в скором будущем возможно углубление диалога.


- Каковы реальные перспективы диалога с УАПЦ, УПЦ КП сейчас?
- Комиссия по переговорам с УАПЦ существует с 1995 года, но из-за внутреннего кризиса в автокефальной среде переговорный процесс долгое время был заморожен. В 2005 году переговоры были возобновлены, диалог с УАПЦ принес определенные результаты: например, осуждение ими в 2006 году ереси этнофилетизма (церковного «национализма». - Ред.). В своей документации они официально отказались от этнофилетического толкования понятия автокефалии, разделив понятия национальной и поместной церкви. Но на данном этапе главная задача нашей Церкви и УАПЦ в переговорном процессе - это предупреждение конфликтных ситуаций, обсуждение, пусть и на предварительном уровне, моделей преодоления раскола в Украинской Церкви.

Что же касается УПЦ КП, то наша Церковь еще в 1993 году заявила, что он возможен лишь после того, как наши потенциальные партнеры по диалогу согласятся выполнить ряд предварительных условий. И главнейшее среди них - переговоры будут вестись только в том случае, если в них не будет принимать участие бывший митрополит Филарет (Денисенко), который является первопричиной раскола. Может ли современная УПЦ КП выполнить это условие? Ответа на это вопрос мы еще не знаем...

- Внутри самой УПЦ точки зрения по вопросу диалога с раскольниками различаются? Есть те, кто против всякого диалога?
- Епископат УПЦ понимает, что диалог необходим и актуален. Этого же мнения придерживается подавляющее число духовенства. Однако годы противостояния и агрессии не могли не повлиять на позицию многих мирян и пастырей. Поэтому в среде нашей Церкви в отношении диалога существует некоторое предубеждение. Поэтому мы стараемся вести диалог как можно более открыто. Верующие должны понимать, что украинский православный епископат не пойдет на какие-либо кулуарные договоренности с лидерами автокефального движения. Наша позиция по вопросу диалога и тех принципов, на которых он должен вестись, отображена в Обращениях Священного синода УПЦ к руководству УАПЦ и УПЦ КП. Эта позиция отражает одновременно и искреннее желание уврачевать раскол (включая возможность применения принципов икономии), и нашу глубокую убежденность в том, что в деле уврачевания раскола мы должны сохранить верность традициям Церкви.

- Раскольники сами изменились за эти годы? Можно ли говорить об эволюции раскольников?
- Если говорить об УАПЦ, то анализ ее документации, материалов соборов УАПЦ показывает, что эта церковная группа постепенно сближается с Церковью, эволюционируя в своей экклезиологической идентичности. В Киевском Патриархате также ощутимы некоторые изменения: к примеру, сравнив публицистическую деятельность УПЦ КП в 1992 году и в наше время, можно заметить, что дико агрессивный в отношении нашей Церкви тон постепенно отходит в прошлое. Однако до тех пор, пока главой этой церковной группы является бывший митрополит Филарет, рассчитывать на радикальное улучшение взаимоотношений очевидно не приходится.

- Когда происходит раскол, простому прихожанину бывает сложно разобраться, кто прав, а кто нет. Каков, на ваш взгляд, в Украине процент людей, попавших в раскол случайно?
- Вопрос о процентном соотношении «убежденных» и «случайных» раскольников требует отдельного исследования. Однако опыт показывает, что такие люди действительно есть, и их немало. К ним необходимо проявлять милосердие, помнить, что это не только их грех, но и упрек нам: поскольку наличие «случайных» людей в расколе свидетельствует о том, что мы недостаточно внимания уделяем вопросам миссии и духовного просвещения.

- Если я попадаю в ситуацию, когда мой епископ, настоятель храма, духовник уходят в раскол, как правильно поступить? Должен ли я искать новый приход?
- В данном случае принцип послушания духовнику неактуален. Духовная власть дается человеку не как индивиду, а как члену Церкви Христовой. Необходимо проявить мужество и воссоединиться с Церковью, после того как нашему сердцу открылась истина. Мы должны изойти из мира своих человеческих и культурных симпатий и сделать шаг навстречу Христу и Его Церкви. Если духовник уходит сознательно в раскол, то лучше бежать от такого духовника, не оборачиваясь.

- В случае экстремальной ситуации, например угрозы для жизни, если нет возможности найти священника канонической церкви, могу ли я перед смертью причаститься у раскольников, как это позволено, например, католикам, когда они в таких ситуациях имеют право прибегнуть к православным таинствам?
- Думаю, что, будучи православным христианином и пребывая в экстремальной ситуации, нет нужды думать «технически»: вот причащусь и спасусь. Все в руках Божиих, и Он видит сердце человека, его веру и желание. Ведь православное восприятие спасения как раз и отличается от католического юридизма в этом вопросе. Выше мы уже говорили, что наша Церковь не признает таинствами действия, совершаемые в расколе. С таким же успехом вы можете исповедаться и своему соседу-мирянину. Искать спасение на стороне - это маловерие и, соответственно, это грех.

- В начале девяностых вы были очень молоды и жили на Западной Украине, стоял тогда перед вами выбор «юрисдикции»?
- Сомнений в выборе конфессии у меня никогда не было. Но я знаю многих нынешних священников нашей Церкви, которые ранее находились в Киевском Патриархате, либо в УАПЦ. И должен заметить, что не один из них, действительно верующих людей, а не формальных перебежчиков, не пожалел в том, что воссоединился с Кафолической Церковью. Каждая судьба - уникальна. Уход в раскол может быть связан со слепотой сердца и внутренним ожесточением, но Господь милостив, часто отвечая на наши грехи благодеяниями.

История Украинского раскола
В конце восьмидесятых на волне национализма, охватившего Западную Украину, возникает идея возрождения автокефальной церкви (первые попытки к самопровозглашению автокефалии при поддержке советской власти на Украине были сделаны в 1920 году), и 5 февраля 1989 года при поддержке крайних националистов там начинает действовать инициативный комитет по восстановлению УАПЦ, признававший свою преемственность с УАПЦ Липковского и Сикорского. Регистрируются первые «автокефальные» общины.

Номинально «церковь» возглавляет Мстислав (Скрыпник) -- последний епископ УАПЦ образца 1942 года, глава американских общин «УАПЦ в изгнании». В то же время оперативное руководство раскольниками на местах берут в свои руки еп. Иоанн (Боднарчук) и Антоний (Масендич).

Каноническую юрисдикцию (к этому времени уже самоуправляемую и автономную часть РПЦ -- Украинскую Православную Церковь) возглавлял тогда митрополит Филарет (Денисенко), склонный к тоталитарному стилю правления, он вызвал недовольство значительной части клира. Для некоторых пастырей раскол становился удобным способом «избавиться» от «филаретовского гнета».

Однако в 1991 году митр. Филарет, при поддержке первого президента независимой Украины и бывшего главы Коммунистической партии УССР Л. Кравчука, неожиданно для всех взял курс на автокефалию, но, не найдя поддержки в Москве, решился на самопровозглашение церковной независимости УПЦ от Московской Патриархии. Значительная часть украинского епископата, не разделяя этого решения киевского митрополита, на Харьковском соборе низлагает Филарета. Денисенко же в ответ на это собирает в Киеве «объединительный собор» раскольников и в надежде на помощь Константинополя образует новую юрисдикцию -- «Киевский Патриархат». Вселенский патриарх отказывает в признании Филарету, и тот уходит в окончательный раскол с мировым Православием.

Юрисдикция раскольников, непризнанная в православном мире ни одной Церковью, скоро сама начинает раскалываться. К первой половине 1993 года около 500 приходов (30% от общего числа УПЦ КП) управляются УАПЦ независимо от Филарета.

Таким образом, сейчас на Украине существуют:
-- каноническая Церковь, находящаяся в общении с Вселенским Православием, -- УПЦ МП (или просто УПЦ, под руководством митрополита Владимира (Сабодана));
-- неканоническая УАПЦ;
-- неканоническая УПЦ КП под руководством отлученного от Церкви Михаила Денисенко, называющего себя «патриархом Киевским Филаретом». Последние две «юрисдикции» наиболее распространены на западе Украины, каноническая Церковь -- на востоке и юге страны.

См. также: Раскол на Украине - угроза или миф?

 

   
Епископ Александр (Драбинко)

Епископ Александр (Драбинко)


На фото: Николай Ломтев. Ап. Андрей водружает крест на горах Киева. XIX в. Православие на Руси было, когда не было еще ни Украины, ни России. Русь крещена в древнем Киеве (988 г.) - матери древнерусских городов. Забывают ли дети одной матери о своих братьях?

На фото: Николай Ломтев. Ап. Андрей водружает крест на горах Киева. XIX в. Православие на Руси было, когда не было еще ни Украины, ни России. Русь крещена в древнем Киеве (988 г.) - матери древнерусских городов. Забывают ли дети одной матери о своих братьях?










УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.