УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 198 відвідувачів

Теги
діаспора конфлікти вибори Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Києво-Печерська Лавра шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Церква і політика Патріарх Алексій II монастирі та храми України автокефалія Католицька Церква УГКЦ українська християнська культура Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ забобони Археологія та реставрація Мазепа комуністи та Церква педагогіка милосердя молодь 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Церква і медицина Доброчинність Голодомор церковна журналістика краєзнавство розкол в Україні секти іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві Ющенко Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Киевские ведомости»: Киевский Иерусалим на Лукьяновке



«Киевские ведомости», Инна Лушниченко, без даты, 2008

На оживленном столичном перекрестке откопали точную копию храма Гроба Господня - Кувуклии. Дальнейшим раскопкам мешают деревья и протесты жильцов близлежащего дома.

    НЕДАЛЕКО от станции метро «Лукьяновская» ведутся раскопки одной из наибольших христианских святынь, храма преподобного Феодора Освященного. Храм взрывали в 1935 году, но он чудом устоял, пришлось разбирать по кирпичику. А из кирпичей этих тут же, на улице Багговутовской, 5 выстроили первый этаж дома.
    Ныне же в маленьком скверике на углу этой улицы стоит палаточная церквушка, а за зеленым забором, отгородившем треть скверика, ведутся археологические раскопки. Ведутся они на общественных началах усилиями нескольких добровольцев. Хотелось бы отметить, что, попав сюда, обретаешь удивительное ощущение спокойствия. Атмосфера настолько позитивная, что сравнить ее нельзя ни с чем. Кажется, что находишься не в центре города, а где-то в лесу. Когда «Ведомости» побывали на раскопках, там работали два добровольца. Один из них выглядел необычно для такого места - в деловой одежде, словно только что вышел из офиса, но он грузил в тачку землю.
    Женщина из церковной общины, не пожелавшая, правда, назвать своего имени, рассказала, что совсем недавно нашли половину древнейшей иконы «из ракушечника». «Это икона Божьей Матери на перламутре», - уточнил доброволец раскопок Федор. Несколько таких «перламутровых» икон, по словам наших собеседников, сохранилось лишь в Израиле. Среди других находок - чехол не то от Евангелия, не то от Псалтыря, это решат специалисты. 
     «Однако самой значительной находкой является прекрасно сохранившаяся Кувуклия (точная копия входа в Гроб Господень). Камень, из которого она сделана, специально был привезен из Иерусалима, - с восторгом рассказал Федор. И добавил: «Нам никто не помогает, и все это держится исключительно на нашем энтузиазме. Городские власти только и знают, что контролировать сам процесс. На сегодняшний день наши раскопки тормозят только корни деревьев, потому что не можем получить разрешение от Киевзеленстроя, чтобы их спилить».
    На раскопках помнят и обещание главного памятникоохранителя Киева Руслана Кухаренко, что храм Феодора Освященного будут восстанавливать на этом месте и это займет пять-семь лет. Однако «ВедомостЯм» не удалось получить комментарий от самого Руслана Ивановича - все занят, все в делах. А ситуация с восстановлением храма на этом месте, в небольшом скверике совсем рядом с жилыми домами, - достаточно конфликтна. Жильцы протестуют.
    «Мы успели найти немалое количество исторических артефактов, но если бы жильцы соседнего дома не мешали, то результаты могли бы быть гораздо более значительными, - сокрушается Федор. - Дело в том, что об этом храме знали все и всегда. Но когда тут начались раскопки, это почему-то удивило людей. Реакция на поставленный зеленый забор была разрушительной: на следующее утро забора не стало. Опасаясь, что здесь решили возвести очередную высотку, жильцы устроили митинг протеста. Информация о том, что будет восстанавливаться храм, сначала успокоила митингующих, но затем основанием для протеста стал звон будущих колоколов».
    Поговорили мы и с местными жителями - выяснилось, что количество активистов, протестующих против восстановления храма, не так уж и велико, а некоторые жильцы даже гордятся тем, что живут на таком святом месте. «Во время Великой Отечественной войны ни в дом, ни в то место, где раньше стоял храм, не попало ни одного снаряда, ни одной бомбы. Хотя расположенные рядом здания были разрушены полностью. А громче всех протестуют в основном те, кто проводит время на лавочках сквера, распивая алкогольные напитки», - сказала нам одна из жительниц. Подтверждением ее слов послужили две компании, употребляющие пиво и привольно раскинувшиеся на лавочках скверика в 11 часов утра.
    Хотелось бы верить, что восстановление исторических ценностей, тем более имеющих такое огромное значение для христиан, будет иметь моральную и материальную поддержку государства. Ведь в последнее время наши высокопоставленные государственные чиновники старательно позируют перед телевизионными камерами, посещая церкви.

   Святая Кувуклия (от греч. «кувуклион» - ложница, царская опочивальня) - небольшая (6 х 8 м) мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня в Иерусалиме, скрывающая непосредственно пещеру Гроба Иисуса Христа.

        Коллежский асессор и генерал
  Как же все-таки появилась копия Храма Гроба Господня в Киеве? Кто был инициатором и меценатом ее создания?

   Храм Феодора Освященного построен в 1871-1874 годах преимущественно на средства коллежского асессора Федора Иванова. Активно способствовал строительству владелец имения, расположенного на Лукьяновке, генерал Александр Багговут, со временем ставший старостой храма. А в конце 19-го века тут была устроена точная копия Кувуклии - для духовного объединения двух христианских столиц -Киева и Иерусалима. Ведь еще князь Ярослав Мудрый видел свой стольный град подобным Ерусалиму: с такими же храмами и святынями. 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.