«Притвор» (Киев), Ольга Серейская, 17.11.2008 Сестра Ф. складывала тарелки в бачок с хлоркой, а Юлька выхватывала их и несла в раковину полоскать. Сестра Ф. была для Юльки совершенно непредсказуема. Она руководила процессом, и Юлька подчинялась ей, и изо всех сил старалась угодить. Но угодить не получалось. Сестра Ф. сердилась, и Юлькина старательность иногда только усиливала вспышки ее гнева. То, что Юлька пугается этих вспышек, сердило сестру Ф. еще больше. Она понимала, что является причиной этого страха, но сделать с собой ничего не могла. Юлька не сколько пугалась, сколько плохо переносила грубость. Сестра Ф. считала ее мягкой и бестолковой мямлей. Юлька замечала, что сестра Ф., недостаточно опытная в духовной жизни, всеми старается руководить, и делает это с бесцеремонной настойчивостью. Простую процедуру - вынуть тарелки из хлорки - сестра Ф. решила использовать для духовного окормления. Юлька бросалась к кастрюльке, чтобы вынуть все сразу, но сестра Ф. резко останавливала ее и говорила - жди, пока наполнится. Но когда бачок наполнялся, сестра Ф. сердилась, что Юлька не вынимает тарелки вовремя. Юлька пыталась узаконить процедуру - или так, или эдак. Но сестра Ф. рассердилась и на это, и сказала, что Юлька должна чувствовать это сердцем. Юлька понимала, что сестра Ф. пытается, как старец, учить ее абсурдному послушанию, понимала и то, что это нелепо - до абсурдного послушания они обе не доросли. Но священник посоветовал ей молчать. Это было единственным выходом - переспорить сестру Ф. было невозможно.
Но с сестрой Ф. бывало и весело. Она рассказывала о своем нелегком детстве. Эти воспоминания глубоко ее волновали, и она повторяла их помногу раз. Светлые волосы, расчесанные на пробор, виднелись из-под платка, и все лицо ее было одновременно изможденным и веселым. За работой она часто бодро напевала, иногда срываясь в фальшь. Она много читала святых отцов, но, как многие новоначальные, слишком прямолинейно пыталась немедленно воплотить их в жизнь.
Но у Юльки, склонной к унынию, от общения с ней сразу повышалось настроение. Энергичная и быстрая, сестра Ф. мгновенно реагировала на все, приветливо здоровалась со всеми проходящими через мойку, для желающих искала банки с крышками, чтобы положить в них еду. И рассказывала Юльке - о своем детстве, о выставках в других странах, о встречах с другими людьми. Читала по растрепанным листам стихи немецкого поэта, и находила в них присутствие Божье. Еще сестра Ф. читала свои стихи, похожие на стихи этого поэта. Они убирали посуду и пили кофе с хлебом, и закатное солнце освещало верхние краешки икон на подоконнике.
Сестра Ф., в отличие от Юльки, помнила молитвы наизусть, и они читали их до и после работы. Сестра Ф. пела слегка неправильно и воодушевленно.
Юлька иногда обижалась на сестру Ф., но привязалась к ней, стойкой и крепкой духом. В сестре Ф. было сильнейшее стремление к истине и совершенству. Она перепробовала многие виды творчества, встречалась с разными людьми, жила в разных городах. И был в ее жизни такой момент, когда она, отчаявшись найти глубокий смысл жизни, легла на кровать, перестала есть и спать, и сказала: «Господи, если нет смысла, я не могу жить». И лежала так долгое время, решив умереть, в темноте. После этого через какое-то время Бог привел ее на три дня на экскурсию в монастырь, и она осталась там навсегда.
Юлька, приезжая в монастырь, замечала, что характер сестры Ф. менялся. Она стала приветливей и мягче. И Юлька, издалека замечая ее стройную фигуру в темной одежде, с пачкой книг под мышкой, чувствовала исходящую от нее бодрую радость. | |
|