УКР РУС  


 Головна > Українські новини > В гостях у редакції  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація краєзнавство молодь діаспора Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві церква та політика Голодомор Священний Синод УПЦ Церква і політика УПЦ КП церква і суспільство шляхи єднання монастирі та храми України комуністи та Церква забобони Церква і медицина УГКЦ Церква і влада секти Мазепа Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква українська християнська культура Ющенко педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика іконопис конфлікти Патріарх Алексій II розкол в Україні вибори Доброчинність Президент Віктор Ющенко милосердя автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






В гостях у студентов Киевских Духовных Семинарии и Академии: «Здесь воспитываются воины духа!»

  22 листопада 2008



В Киевских Духовных Академии и Семинарии учатся студенты не только из Украины, но и представители Сербской, Польской, Грузинской и Румынской Православных Церквей. Кроме того, есть воспитанники, которые оканчивали семинарии в России, Беларуси и Молдавии.

«Как видите, спектр студенчества довольно широкий, - отметил проректор КДАиС по научной работе архимандрит Климент (Вечеря). - После окончания семинарского или академического курса они уезжают в различные города далеко за пределы Киева и даже Украины. И уже там привносят в новую среду обретенные в стенах наших духовных школ не только знания, но и культурную, литургическую традиции, усвоенные за период обучения. Если говорить о заочном секторе, то у нас есть студенты даже из Аргентины, из Южной и Северной Америки, из Австралии и Германии».

Учатся в КДАиС совершенно разные молодые люди, которых объединяет одна высокая и благая цель - стать, как они говорят, духовными защитниками Отечества. Их взгляды на жизнь, устремления, переживания и беспокойства, мысли о будущем и планы, которые с Божьей помощью хотелось бы реализовать, - все это и стало предметом нашей беседы со студентами Киевских духовных школ.

«И 25 часов в сутки им, к сожалению, не хватит»

Олег Карпенко («ПвУ»): В семинарию поступают люди, которые уже определились со своим жизненным выбором - быть священнослужителями. Каким вы видите ваше будущее служение, и каким должен быть пастырь в наше время? Хватит ли вам того багажа знаний, который дают в семинарии и академии?

Андрей Костов, 4 курс КДА: Как бы объемно ни давались нам богословские знания в семинарии, все-таки нужен личный опыт жизни в обществе. Необходимо понимать и ориентироваться в жизненных принципах, психологии человека, ведь окормлять нужно паству, среди которой встречаются различные люди. Для этого важно иметь знакомых за пределами духовных школ, реализовывать себя в каких-либо благотворительных обществах, социальных организациях. То есть, надо немного жить и за стенами учебного заведения.

Ирина Опатерная: Но ведь для этого нужно время. Сколько свободного времени у студентов разных курсов есть для такой самореализации?

Сергей Савенков, 4 курс КДА: У каждого из ребят будет свое мнение на этот счет. Про себя скажу, что действительно, найти свободное время трудно, но возможно. Иногда даже это получается спонтанно.

Даниил Мороз, 1 класс КДС: Четкий распорядок дня дисциплинирует личность. Дома твое время никто не ограничивает. Спишь и гуляешь, сколько хочешь. В семинарии поначалу очень тяжело. Когда я поступил, то никак не мог привыкнуть, как можно так жить! Потом, приехав домой, понял, что уже просто не представляю себе жизни без этого распорядка: даже на каникулах очень остро чувствуется потребность распределить свое время, чтобы потратить его на какие-то конкретные дела, и день был прожит не зря.

Ирина Опатерная: Вы много говорили об обязанностях, служении. Вас объединяет одна цель - стать священниками. Но ведь вы молодые люди, у вас ведь, помимо этого, есть какие-то желания?

- Желание выработать навык по управлению временем. Чтобы времени стало больше. Еще в Библии есть очень хорошая цитата: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам». Если у нас в жизни будет основная цель - Царство Божье, то Господь попутно даст все, что нужно.

Отец Климент: Я всегда в таких случаях цитирую пророка Давида: «Праведник вся, елика аще творит, успеет». Когда ребята определятся в своем пастырском служении, полностью отдадутся своему призванию и станут священниками, у них день будет расписан до секунды. И 25 часов в сутки, к сожалению, им не хватит. И то, что они с такого возраста, еще с периода студенчества, научатся максимально ценить время, организовывать себя, подчиняться порядку и дисциплине, сослужит им хорошую службу в жизни, позитивно скажется на их пастырском служении. Ведь у священника распорядок подчинен богослужениям, которые начинаются рано, а заканчиваются поздно. Если человек не приучится к этому ритму в стенах семинарии, потом, после рукоположения, это станет для него большой проблемой.

- А когда же остается время на поиски спутниц жизни?

Отец Климент: Студенты 4-го класса семинарии в воскресенье освобождены от самоподготовки.

- Значит, на личную жизнь отведен только один день?

- Так однозначно сложно сказать. Ведь это Господь сводит людей.

- Основной удар, конечно, приходится на каникулы.

- Кто ищет, тот всегда найдет!

Отец Климент: Важно, чтобы ребята не столько искали, сколько молились. И Господь им пошлет спутницу жизни. По молитве все будет так, как надо, а не так, как мы хотим.

Дисциплина - верный путь к личностной самоорганизации

Ольга Мамона: Ребята, вы упоминали, что когда только пришли в семинарию, было достаточно тяжело. Что казалось самым сложным?

Дмитрий Бойко, 3 класс КДС: Тяжело было физически. Чувствовалась с непривычки усталость. Сначала, пока не втянулся, постоянно роптал: «Как же так? Ни минутки отдыха!» Но потом стал понимать, что времени достаточно. И 2-3 часов, если они вдруг у тебя появились, уже и хватает для решения какой-то своей потребности. У священника ведь есть матушка, дети, и, конечно, ответственное служение. И надо уметь найти баланс между личной жизнью и проблемами паствы, текущими вопросами прихода.

- Важна самоорганизация. Человек, который пришел в семинарию, трудно привыкает к четкому порядку и дисциплине. Очень тяжело сразу поставить себя в строгие рамки, смириться с тем, что нет возможности следовать своим желаниям. Многим, исходя из юношеского максимализма, кажется, что все порывы молодой души здесь угнетаются и пресекаются в корне. Остается только молитва, пары, самоподготовка. И вот тут многие считают, что нет времени себя самореализовать. Хотя на самом деле, это не так. Надо всего лишь научиться дисциплине.

Марк Анджич: Должна быть дисциплина. Если ее нет, то жизнь становится хаотичной...

Алексей Харпилов, 1 класс КДС: Кроме дисциплины я еще хотел бы отметить другой аспект семинаристской жизни. До поступления в духовную школу человек был полностью предоставлен себе и своим потребностям. Здесь же, кроме обучения, есть множество различных послушаний: дежурство в корпусе, работа на кухне, уборка, мытье посуды. Это все делается для целой братии. И тут появляется испытание смирением. Поначалу возникают мысли: «А чего это он тут так все разбросал?» или «Зачем он так насорил?» Но надо с этим осуждением бороться. Ты бы хотел посидеть за компьютером, а тебе дают задание: «Пойди, убери». Смиряйся, значит.

Ирина Опатерная: А что восхитило, когда вы впервые переступили порог духовных школ?

Геннадий Пугачов, 1 курс КДА: Первое, что произвело впечатление, это лаврская атмосфера. Со временем начинаешь к этому привыкать. Тот благодатный воздух, которым дышишь, внешнее величие и красота храмов, их намоленность и близость величайших святынь не могут оставить равнодушными никого.

Поражала необычность предметов и дисциплин. Эта новизна поспособствовала рвению к науке, хотелось учиться, узнать то, чего не знал раньше, понять то, чего не понимал. Тем более, что есть возможность сравнить. Я вот учился в музыкальном училище. Там совершенно иная обстановка, требования, подход к студентам.

Ирина Опатерная: Среди светских журналистов бытует мнение, что духовные академия и семинария - это та же армия, только без физподготовки. Можете ли вы с этим согласиться?

Александр Трегуба, 1 класс КДС: Вообще духовная школа и армия отличаются тем, что у них разные конечные цели. Если армия готовит физически сильных людей, которые должны защищать свое государство силой в материальном мире, то духовная семинария готовит воинов духа. Ее выпускники должны защищать свое отечество и народ в духовном мире. То есть, эти две институции имеют абсолютно разные по своей направленности векторы деятельности. Возможно, их объединяют такие внешние признаки, как дисциплина, общая кухня, труд. Но это лишь внешние проявления, призванные сформировать из человека организованную личность.

Ирина Опатерная: В армии за непослушание назначают наряды вне очереди. У вас - послушания. Методы похожи...

- В армии все основывается на обязанности, а в семинарии - на любви к ближнему. На том, что ты из любви к своему брату поможешь ему, выполнишь какую-то работу по хозяйству.

Олег Карпенко: Всегда ли так получается, по любви-то?

- К сожалению, не всегда. Человеческий фактор везде присутствует. Это качество - любовь к ближнему - нужно в себе воспитывать. Если бы в мирской обстановке в какой-то ситуации смог себе позволить разрешить какую-то ситуацию при помощи силы, то здесь нужно сдерживаться.

Юлия Кононенко: То есть, драться нельзя, но хочется?

- Дело в том, что мы пришли сюда воспитывать в себе качества будущего пастыря и должны себя вести в определенных рамках.

Отец Климент: Кстати, о рамках поведения и их социальном восприятии. 1 сентября к нам приезжали журналисты. Целый день снимали праздник Дня знаний в духовных школах. А потом получился сюжет не более 3 минут. Начали с того, что в стране - Первое сентября, праздник, цветы, а здесь все в черном, бьют поклоны. И видеоряд подобрали соответствующий: народ ходит строем, все молятся. А следующий сюжет был построен на контрасте. Журналисты пошли на Крещатик и там снимали студентов и школьников из светских учебных заведений, как они отмечают День знаний. Разумеется, все звучало радостно и весело. Показали откровения ребят. Один сказал, что по случаю праздника выпил два литра пива, другой - три. Журналист спросил: «А как же ты завтра в школу пойдешь?» Школьник ответил, что следующий учебный день он наверняка пропустит.

И здесь возникает вопрос: какое впечатление на обычного зрителя произвели два одинаковых тематически, но различных по сути и форме подачи сюжета? Никаких выводов журналисты не делали, но на примере этих материалов они предложили зрителю почувствовать разницу.

Я бы сделал акцент, о котором светский репортер не задумался. Бывает, что наши студенты совершают проступки, за которые их ругают. Но преподаватели и администрация духовной школы все равно ребят очень любят. И ценят то, что эти люди сделали подвиг, отказались от того, что сейчас модно, к чему стремится современное общество. Они ограничили себя для высокой, благой цели. И, как мне кажется, это видно даже по лицам семинаристов.

Движимые благой целью

- Еще хотел добавить по поводу сходства и отличия семинарии и армии. Если человек, который пришел сюда учиться, движим целью стать священником, он постоянно с ней живет, ставит ее основополагающим началом каждого своего действия, тогда для него духовные школы не превратятся в армию. Если же человек на миг, или даже полностью потеряет этот идеал и будет учиться только ради учебы или времяпрепровождения, то для него это будет самая настоящая армия. Он получит здесь закалку, но знания не будут востребованы, и он не сможет никому ничего передать. Цель стать священником укрепляет в делании, придает смысл каким-то жертвам и терпению.

Отец Климент: Если продолжить сравнение, то можно сказать еще следующее. Восемнадцать лет исполнилось - нужно идти в армию или «косить» от нее. Сюда же приходить никто никого не заставлял. И в этом году ученикам, которые поступили в 1-й класс семинарии, я задал вопрос: «Вы все читали Правила поведения в семинарии? Все ли вы знакомы с нашим распорядком дня и условиями учебы и проживания?» - «Все!» - «Вас никто не заставлял сюда прийти?» - «Нет». - «Вы добровольно обязуетесь следующие 5 лет жить согласно такому распорядку?» - «Да». - «Так вот, с этого момента из ваших уст не должно прозвучать ни одного возгласа недовольства. Потому что это ваш осознанный выбор».

Юлия Гурец: Расскажите, пожалуйста, как близкие, родные, друзья реагировали на ваше решение стать священнослужителями? Понятно, что у каждого свои нюансы. Господь по-разному всех призвал. Но какова была реакция ближайших, дорогих вам людей?

Даниил Мороз, 1 класс КДС: Я из Хмельницкой области. У меня есть родственники в сане священнослужителей. Я с 10-ти лет прислуживал в храме и чувствовал, что мне это нравится, и что меня Бог призвал. Моя семья - верующая. Принятию этого решения способствовал и некий перелом в моей жизни - когда мне было 10 лет, умерла мама. После этого я начал больше ходить в церковь и понял, что этот путь действительно правильный. Отец был «за». Он сразу говорил мне, что нужно поступать в семинарию, советовал сделать такой выбор. Он военный и, прожив жизнь, повидав различные ситуации, убедился, что священник - это действительно тот человек, который на самом деле помогает людям.

В дополнение к тому, что говорилось о нашей жизни в стенах семинарии, могу сказать, что здесь, как ни в каком другом учебном заведении, чувствуется дух братства, Божья благодать. Я могу сравнить, поскольку хожу на подготовительные занятия в Киевский национальный торгово-экономический университет. Там совершенно иная атмосфера! Лица, внешний вид студентов - все совсем другое! И побывав там, всегда спешу скорее вернуться в семинарию.

Денис, 2 курс КДА: Часто бывает, что родители выступают против такого выбора. У меня на курсе есть знакомый, в семье которого сложилась именно такая ситуация. Родители парня сектанты. Стоит ли говорить о том, какие скандалы пришлось пережить ему на первом курсе. Но потом отношения наладились, сейчас он уже собирается стать священником, оканчивает на «отлично» семинарию.

Василий Сабанюк, 1 курс КДА: С родителями у меня недоразумений не было, но произошел конфликт с девушкой. У нас возникла взаимная симпатия, и начали зарождаться отношения. Поступать в семинарию я планировал с детства. Три моих брата учились в семинарии, один из них уже священник. За то, что мой выбор поддержала семья, я больше всего благодарен своей маме. А девушка, когда узнала о моем выборе, не захотела продолжить отношения. И мы с ней расстались. В скором времени она должна выйти замуж. Связывать свою судьбу со священником она не захотела.

Ирина Опатерная: Получается, что ваше решение является своего рода испытанием для тех людей, которые вас окружают. И для родителей, и для близких. Ведь очень непросто вот так сразу прекратить какие-либо отношения. Они продолжаются? Наверное, на новом уровне. Даже личные...

Денис, 2 курс КДА: Мы ведь не говорим, что на первом месте будет матушка. На первом месте для нас всегда будет Церковь. Тем-то и отличается выбор священника, что его обязанность это не профессия, а служение.

Отец Климент: Я попробую резюмировать. Действительно, не надо называть служение священника профессией. Это не профессия, это образ жизни, причем, не только его самого, но и его семьи, и людей, которые, так или иначе, с ним соприкасаются. Соответственно, священник, может подъять определенный образ жизни и выстроить его таким образом, чтобы обозначить приоритеты. Но далеко не всегда те, кто находится рядом с ним, даже пусть это будет и матушка, дети, могут принять этот образ жизни и исповедовать ценности, которые для священника являются основополагающими. Если это не воспринимается, то появляется диссонанс в семье, и это видно. А священник ведь должен являть пример христианина и добродетели не только словом, но и всей своей жизнью и жизнью своей семьи, которая, по словам апостола Павла, также должна служить образцом. Поэтому если в семье происходит какой-то конфликт, или нет взаимопонимания на идеологической, ментальной почве, то это соответствующим образом сказывается на эффективности пастырского служения.

Мы стараемся объяснить нашим студентам, что если они выбирают спутницу жизни, то это должен быть человек из церковной среды. Чтобы девушка, принявшая решение стать матушкой, не революционным путем вдруг оказалась в новой для себя ситуации, а чтобы такой жизненный поворот был для нее максимально естественным. Более того, чтобы и она со своей стороны могла реализовать те духовные стремления, которые были у нее до брака.

Важно, чтобы не сложился стереотип, что для священника служба - это рутина, в которой он погряз. На самом деле, это - часть жизни, без которой он себя не представляет. То есть, проведение времени в храме приносит ему больше удовольствия и удовлетворения, чем, например, для иного на дискотеке. Соответственно, когда он отказывается от мирского развлечения в пользу службы, то это не значит, что он совершает над собой насилие. Для него это естественная жизнь и такова система его ценностей. И, безусловно, таковой должна быть система ценностей всей его семьи.

Понятие священнической дружбы

Ирина Опатерная: Вы упомянули о друзьях. Расскажите, пожалуйста, о понятии священнической дружбы. Ведь это своеобразный микроколлектив, в котором люди делятся по общности личных интересов. Вы находите себе здесь друзей, ведь живете не изолировано друг от друга?

Андрей Костов, 4 курс КДА: Рассказать можно о ком-то. Потому что говорить о дружбе в семинарии, которая потом перерастает в дружбу между священниками, могут люди, которые уже окончили учебное заведение. Такая дружба действительно существует. И тому есть множество примеров, когда студенты, сойдясь во время учебы по интересам, на сходном восприятии каких-то вещей, продолжают свои дружеские отношения уже за пределами духовных школ на протяжении всей жизни. Они встречаются, общаются, между их семьями завязываются даже родственные связи, они становятся кумовьями.

Совсем недавно я был свидетелем такой ситуации. Наш 4 курс академии с классным руководителем ездил в Москву. И мы все воочию убедились в крепости дружеских уз между бывшими студентами, а теперь уже священниками. Мы приехали на московский вокзал в 5 часов утра. И нас уже ждал семинарский друг нашего курсового наставника, который рано утром приехал нас встречать. Потом он организовал нам ужин, радушный прием, оказывал всяческую поддержку и помощь. Это был не просто акт вежливого гостеприимства. Так встретились настоящие старые друзья, которые постоянно общались даже на расстоянии. И наблюдать за ними было очень приятно! Мы присутствовали при их разговоре, когда они вспоминали различные случаи из семинарской жизни, своих преподавателей. Было понятно, что это встреча двух настоящих товарищей.

Олег Карпенко: Насколько вам помогает присутствие товарища рядом, плечом к плечу? Ведь друг в среде духовных школ, это, прежде всего, человек с бóльшим духовным опытом, бóльшим «стажем».

- Мы не роботы, а простые ребята. У каждого в жизни были моменты, когда он оступался, ошибался. В таких ситуациях многое зависит от преподавателей. Ведь, по большому счету, именно они - наши первые друзья. У нас в семинарии очень приветствуется идея доверительных отношений со своим наставником. Мы не должны бояться старшего товарища, и если что-то случается, то обязательно находится человек, который к тебе подойдет и поможет в любой ситуации.

А насчет дружбы можно сказать, что на данном этапе ребят сближают общие интересы. Кто-то в хоре поет - их сближает общее дело, дает им и темы для дискуссий. Такие своеобразные клубы по интересам.

- Еще имеет место территориальный фактор - то есть, землячество, кто откуда родом, или по учебно-географическому принципу - кто и где оканчивал семинарию перед поступлением в академию.

Даниил Мороз, 1 класс КДС: Те, кто сюда поступают, уже объединены единой мыслью и идеологией. Если брать какой-то светский многопрофильный вуз, то там витает множество интересов, идей. Туда приходят различные люди, которые преследуют свои цели. Здесь же мысли любого из нас схожи, наши стремления и цели одинаковы. Поэтому и дружба наша намного крепче, чем в светских студенческих коллективах.

Отец Климент: Приведу такой пример. Когда у нас идут вступительные экзамены, то все абитуриенты неделю живут в пределах академии и семинарии. Очень важный момент, это помогает ребятам лучше подготовиться. И с организаторской точки зрения удобно, поскольку абитуриенты должны пройти несколько собеседований: с ректором, с проректорами по воспитательной и научной работе, медкомиссию. Кроме того, проживающие здесь абитуриенты все время у нас на глазах. Мы видим, кто чем дышит в обыденной жизни.

В этом году мне была предоставлена честь огласить список поступивших в семинарию. Все собрались в одном классе. Было очень интересно наблюдать за ребятами, ведь все-таки были экзамены, а это своеобразная конкуренция. Но когда звучала очередная фамилия, окружающие очень тепло и искренне поздравляли новоиспеченного студента. Так трогательно! Ребята радовались за ближнего. В наше время это чувство искренней радости настолько ценно и в то же время необычно, что человек, попавший в нашу среду извне, был бы, вероятно, шокирован.

Алексей Харпилов, 1 класс КДС: На вступительных экзаменах я познакомился с одним парнем из Луганской области. И когда зачитывали списки, я был уверен, что он прошел. И уже даже начал поздравлять его. Но оказалось, что он не поступил. Для меня это был удар. Я думаю, что на следующий год он все равно приедет поступать. Просто Господь послал ему такое испытание. Но мне этот парень сразу пришелся по душе, чувствуется, что он очень хороший человек. Мы и сейчас с ним созваниваемся, поддерживаем отношения. Я уверен, что на будущий год он поступит, и мы продолжим нашу дружбу.

Ирина Опатерная: А вы поддерживаете отношения с друзьями, которых приобрели еще до семинарии и академии?

- На самом деле, многие думают, что возникает барьер. Наоборот. После моего поступления некоторые мои друзья стали ходить в церковь, многие просто положительно отнеслись к моему выбору.

Анджей Харыло: Я родом из Польши, но воспитывался в православной семье. Когда я решил поступать в семинарию, то некоторые знакомые, с которыми я учился в лицее, догадывались, что так будет. Но некоторые и не знали, задавали вопросы: «Почему? Зачем?». Даже преподаватели интересовались, почему я сделал такой выбор. И когда я уже начал учиться в семинарии, очень часто по телефону и друзья, и преподаватели задавали вопросы по теме православия. Я учился в католической среде, 95% моего окружения - католики. Людей интересовала разница между католицизмом и православием, взгляды на одни и те же нормы католиков и православных, и многое другое. Например, истинно то, что православие появилось в Польше в Х веке благодаря миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А в Польше во всех современных учебниках по истории говорится, что христианство появилось в Х веке благодаря западной миссии.

Можно сказать, что это стало для меня своеобразным стимулом в плане работы над собой, глубинного познания православия. Ведь, отвечая на вопросы, я должен быть абсолютно уверен в истинности своих слов. Мне было бы очень неприятно оказаться в тупиковой ситуации, когда чего-то не знаешь. Но, слава Богу, такого не было.

Марк Анджич: Когда я поступил в семинарию, то у себя дома в Сербии потерял много друзей. Но и приобрел немало новых. Почему потерял? Потому, что я им больше не был интересен. У них были вопросы: у кого сколько девушек, кто сколько выпил и у кого лучше мобильный телефон. А я пожил год в семинарии и мои взгляды коренным образом переменились, мои интересы чужды им, а их - мне. Но есть люди, которых волнуют вопросы смысла жизни, предназначения человека, откуда и куда он идет, что такое Бог. И надо сказать, что девушкам очень нравится, когда разговариваешь с ними на эти темы. Поэтому могу сказать, что благодаря своему поступлению в семинарию я больше приобрел, чем потерял.

О неформальной стороне студенческой жизни

Олег Карпенко: Расскажите, о неформальной стороне студенческой жизни. Ведь есть и какие-то интересные, смешные истории, произошедшие с вами, у кого-то во время учебы появляются прозвища?

- Да, действительно, у нас есть преподаватель, доцент, которого мы прозвали «профессором». Вот такое возвеличивающее и совсем не обидное прозвище! Иногда священника называют просто по имени, без указания сана.

Отец Климент: Ну, и как меня называют?

В аудитории - неловкая пауза. На выручку пришел отец Климент: «Обижаться не буду!»

- «Отец Климент», - хором ответили студенты. - Если говорят «батюшка», то все знают, что это отец Климент. Ласково так.

Отец Сергий у нас из Белорусии. И все эпитеты о нем как-то с этим связаны. По общей сложившейся традиции ректора называют «папой».

- Надо сказать, что в отличие от светских вузов, где границы морали студентов гораздо шире, и встречается такая лексика, которая неприменима в обществе, в духовных школах подобных явлений нет. Потому, что здесь практически каждый второй преподаватель в священном сане и сказать что-то обидное про человека, то есть оклеветать его, просто невозможно. Если так поступил, то, значит, взял грех на душу. А, имея по 3-4 пары каждый день и называя человека по прозвищу, придется по нескольку раз в неделю исповедоваться.

Знаний никогда не бывает много

Юлия Кононенко: Вы упомянули о том, что некоторые из вас учатся в светском вузе и получают там второе высшее образование. Разве одного не достаточно?

Даниил Мороз, 1 класс КДС: Священник - это человек, который должен быть компетентным не только в области религии, но и в других науках. Ведь все люди разные, нам ко всем нужно уметь найти подход. Для этого многие стремятся расширить свой кругозор и учатся дополнительно на факультетах психологии или филологии. Священник ведь должен прекрасно владеть и ораторским искусством, ориентироваться в истории, культуре. Достаточно часто возникают споры с сектантами. И нам нужно уметь доказать истину Православной веры. Бог дал нам разум для того, чтобы мы стремились к познанию, однако нельзя забывать, что постоянно нужно уповать на милость Божью и в любых проявлениях жизни следует постоянно видеть Его Промысел. Если священник будет всесторонне развит, то ему легко будет дать ответы как на вопросы паствы, так и на вызовы современности.

- Еще с прошлых времен существуют стереотипы, что священники - люди безграмотные, темные, из необразованных слоев общества. Для того чтобы развеять это неправдивое мнение, нам всем нужно быть подкованными, и не только в сфере богословия. Мы должны с любым человеком общаться наравных на любую тему. А для этого нужно быть всесторонне развитыми. Современному человеку особо интересен тот собеседник, который способен пообщаться на близкую ему тему, а не просто священник, навязывающий какие-то мировоззренческие идеалы, может быть, в данный момент человеку чуждые. Поэтому священники зачастую ориентируются, например, в медицине. И получают светское образование не ради «корочки», диплома, чтобы параллельно устроиться на работу, а для пополнения знаний небогословского характера.

Отец Климент: Нас иногда приглашают на межвузовские встречи. Например, недавно состоялась беседа с преподавателями и студентами Национального педагогического университета имени М. Драгоманова. И для многих из них, особенно для администрации вуза, было открытием, что с нашими студентами и преподавателями можно поговорить на какие-то общие темы. Сейчас нас пригласили в Дом ученых. В частности, нужно будет прокомментировать некоторые вопросы по литургической традиции. На встрече будут присутствовать люди из Национальной академии наук. Мы со своей стороны сформируем делегацию из научных сотрудников и лучших студентов академии и семинарии, чтобы достойно представить КДАиС на мероприятии. Хотя этот факт удивляет очень многих, дескать, о чем можно говорить со священнослужителями, да еще на научном уровне.

Для меня странно, что до сих пор существуют подобные стереотипы. Но это, конечно, пережитки прошлого. Раньше духовные академии были лидерами образования. Позже эти традиции были утеряны и сегодня возрождаются практически с нуля. Поэтому некий снобизм у представителей светских вузов существует. Мы усиленно работаем над этим и студентов приучаем к тому, что такие стереотипы нужно разрушать. Тем более, что потенциал есть. Ведь даже абитуриенты у нас довольно высокого уровня. К примеру, в этом году многие из поступающих уже имели высшее образование или окончили школу с медалью.

- У нас недавно была встреча со студентами Киево-Могилянской академии. Для них было большим открытием, что здесь учатся ребята, окончившие школы или светские вузы с отличием. Когда они только приехали, сразу чувствовался их агрессивный настрой: «Сейчас мы вам покажем!» После официальной части мы пошли в трапезную, и так получилось, что к гостям присоединился семинарист, который окончил университет имени Т.Шевченко с красным дипломом - человек эрудированный и образованный. И когда они начали общаться, то были просто поражены! Мы наблюдали за ними со стороны и видели, что они не могли подобрать слов.

Даниил Мороз, 1 класс КДС: Кроме того, в самой церковной иерархии также нужны экономисты, юристы, бухгалтеры. И будет намного лучше, если на такую должность человек придет из религиозной сферы, но со специальным образованием. Здесь важны и профессионализм, и общность идеологических интересов.

Отец Климент: Понимая важность всестороннего образования, мы приглашаем в наши лекционные аудитории специалистов в самых различных областях знания. Это философы, историки, экологи. Имеется много других задумок в этом направлении. 

«Alma Mater - мой духовный оазис!»

Олег Карпенко: В завершение хотелось бы предложить вам такое задание. В Евангелии часто используют символические приемы при описании образов и событий. Царство Божье сравнивается с горчичным зерном, спасение людских душ - с ловлей рыб. Светские студенты называют свои учебные заведения Alma Mater - «кормящая мать». Хотелось бы предложить вам символически охарактеризовать вашу духовную школу.

- Прежде всего, корабль, который ведет нас ко спасению, к Царствию Небесному!

- Еще можно сказать Школа. Именно с большой буквы. Потому, что это школа жизни.

- Духовный цветник.

Олег Карпенко: А вы в нем - цветы, надо понимать?

Отец Климент: Мне сейчас вспоминается моя ученическая молодость. На выпускном вечере я читал стихотворение о преподавателях. В нем были такие строки:

Ви нас ніжили, гріли, ростили,
Ви давали нові нам знання.
Та до школи-теплиці нема вороття.
Пересаджуємось в самостійне життя!

Вот и эти стены, в моем восприятии, представляются именно школой-теплицей. Конечно, надо, чтобы студенты имели представление о том, что находится там, за пленкой. И, к тому же, они у нас вовсе не тепличные растения. Но здесь, усилиями преподавателей, администрации создаются все условия, чтобы морозы и засуха как можно меньше повлияли на наших студентов. Здесь они крепнут и формируются. И дальше, уже «высадившись» в самостоятельную жизнь, они, с Божьей помощью, надеемся, твердо там укоренятся и принесут богатые плоды!

 

От редакции в беседе приняли участие

Олег Карпенко
Ирина Опатерная
Юлия Гурец
Алена Глушко
Юлия Кононенко
Ольга Мамона

Материал подготовили

Виктория Кочубей
Ирина Опатерная