УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 168 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора постать у Церкві церковна журналістика церква та політика краєзнавство Церква і політика церква і суспільство Вселенський Патріархат забобони 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України милосердя Священний Синод УПЦ Церква і влада Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура комуністи та Церква вибори секти автокефалія іконопис Католицька Церква педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність шляхи єднання Ющенко молодь УПЦ КП Голодомор Мазепа конфлікти розкол в Україні УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Русский вестник» (Россия): Церковная ситуация на Украине



«Русский вестник» (Россия), Юрий Истомин, газета «Мир» № 45, 2008 г.

 

В недавнем интервью корреспонденту «Комсомольской правды» Блаженнейший Митрополит Владимир сказал: «У Святой Матери-Церкви просчетов быть не может, но вполне могут быть неверные поступки у людей, ее представляющих. Господь сказал: «Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее».
   Напомним, Священный Синод, состоявшийся 12 ноября, принял послание к епископату, духовенству и верным Украинской Православной Церкви, в котором, в частности, говорится: «В 1930-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное, целенаправленное, безжалостное... Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству».
   Что было думать в эти дни православным Украины, которые не считают голод 1930-х годов геноцидом украинского народа? Евгений Минченко, генеральный директор Международного института политической экспертизы, говорит: «Я думаю, что есть отдельные люди в руководстве УПЦ МП, которые плотно взаимодействуют с Секретариатом Президента. И я вижу лоббизм с этой стороны».
   И каково же было наше удивление (и облегчение), когда в пресс-службе УПЦ МП заявили, что определение «геноцид» является... ошибкой спичрайтеров. «Никакой политический контекст при употреблении слова «геноцид» не подразумевался, - сказал руководитель пресс-службы Василий Анисимов. - Просто спичрайтер, который готовил текст, привык, что все вокруг говорят о геноциде». По его словам, вопрос о признании голодомора геноцидом украинского народа в официальных кругах иерархов УПЦ МП не обсуждался, поскольку «Церкви все равно, представители каких национальностей были замучены: большинство из них были православными, и это - трагедия всей Церкви».
   Однако задумаемся, какое же значительное влияние и должность имеет этот анонимный спичрайтер (составитель текстов речей, выступлений), если он без согласования с иерархами Церкви пишет решение Синода.
   Священный Синод УПЦ МП коснулся вопроса о деятельности Союза православных братств Украины (Всеукраинского православного братства во имя святого Архистратига Божия Михаила, Всеукраинского братства Александра Невского) и некоторых других общественных организаций мирян («Православная общественность Одессы», Духовно-патриотический союз «Новороссия»), а также о печатной и видеопродукции, которая издается и распространяется по благословению заштатного епископа Ипполита (Хилько).
   Синод констатировал, что деятельность указанных организаций имеет явную политическую окраску, к тому же они распространяют и пропагандируют идеи и литургические обряды, противоречащие учению и правилам Православной Церкви. Речь идет о пропаганде идеи канонизации московского царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина, а также о пропаганде так называемого «Чина всенародного покаяния». Кроме того, Союз православных братств Украины распространяет среди верующих обращения бывшего епископа Диомида.
   Вследствие этого Синод принял решение об отзыве церковного благословения, преподанного ранее на деятельность Союза православных братств Украины. Епископу Ипполиту предписано лично прибыть на очередное заседание Священного Синода УПЦ 22 ноября 2008 года и дать пояснения относительно этих обвинений (похоже, что на Украине скоро появится свой Диомид. Задумаемся, а кому и зачем это надо?).
   Синод также принял иные решения, из которых можно отметить разделение Крымской епархии (решено создать Джанкойскую епархию) и разрешение конфликта в Сумской епархии между владыкой Иларием и паствой с клиром. Произошло это весьма своеобразно - путем рокировки. Епископ Иларий (Шишковский) назначен епископом Херсонским и Таврическим. А в Сумы назначен архиепископ Иоанн (Сиопко), управлявший прежде Херсонской епархией. Настоятель же Спасо-Преображенского кафедрального собора, который встал на защиту интересов общины, был уволен за нарушение церковной дисциплины и запрещен в служении на три года до полного раскаяния.
   Что касается разделения Крымской епархии, то на этот счет высказался корреспондент газеты «Е-Крым» Игорь Сарматов: «Для сведущих людей решение Синода говорит само за себя: в УПЦ набирают силу центробежные тенденции, угрожающие ее целостности и каноническому единству с РПЦ. В структуре УПЦ сформировались две противоборствующие группы влияния: так называемые «ортодоксы» под руководством митрополита Одесского Агафангела и сторонники создания единой поместной церкви, поддерживаемые некоторыми «оранжевыми» политиками. Крымская епархия традиционно считается наибольшей в Украине и наиболее жестко ориентированной на поддержание канонического единства с РПЦ.
   Выход - разделить Крымскую епархию на несколько автономных округов, во главе которых поставить «свои» креатуры. Глава организации «Православный выбор» Юрий Егоров говорит: «Мы давно замечаем, что украиноязычных архиереев, родившихся на Западной Украине, направляют почему-то на Восток Украины, где русскоязычное население». Таким образом, Крым не стал исключением. Во главе Джанкойской епархии поставлен архимандрит Нектарий, клирик Ровенской епархии».
   Теперь вернемся к православным организациям, с которых Синодом было снято благословение. Вспомним юбилей Крещения Руси, вспомним тревожные прогнозы о результатах возможных переговоров между прибывшим в Киев Патриархом Варфоломеем, Ющенко и Филаретом. Все тогда были в напряжении, если не сказать в испуге. Все - и миряне, и священники, и иерархи. Никто не знал, чем это все закончится. Но именно православные, объединенные в общественные организации, и в первую очередь в православные братства, встали на защиту Православия, на защиту канонической Церкви. И неизвестно, чем бы все это тогда кончилось, не будь многотысячного молитвенного стояния на Владимирской горке и многотысячного крестного хода, растянувшегося на многие кварталы центра украинской столицы. Православный народ, организованный своими лидерами, тогда решительно выступил против отрыва Украинской Церкви от Москвы. И вышеперечисленные православные организации, лишенные ныне благословения, были вдохновителями и зачинателями тех массовых акций. Как, впрочем, и многих других.
   Вспомним побоище, устроенное униатской властью на Тернопольщине. Когда активисты Союза православных братств и его лидер Валентин Лукияник пострадали, защищая Свято-Троицкий храм от филаретовцев в селе Рохманив Шумского района. И сегодня продолжается уголовное дело, развязанное против них. Да сколько таких случаев было за последние годы. А вот теперь Синод осудил «политическую направленность Союза православных братств Украины (Всеукраинского православного братства во имя святого Архистратига Божия Михаила, Всеукраинского братства Александра Невского)». В чем же, интересно, Священноначалие увидело политику? В крестных ходах против НАТО?
   А о «пропаганде идеи канонизации Ивана Грозного и Г.Е. Распутина» скажем, что ни в одном официальном документе Союза православных братств и братства Александра Невского мы подобного не видели. Что же касается людей с иконами или хоругвями вышеназванных достойных исторических личностей, то это, как правило, их личная инициатива, масштабы которой часто весьма раздуты недобросовестными публицистами. Учитывая это, зададимся вопросом: а что же будет завтра, когда филаретовцы пойдут на штурм очередного храма, когда по приглашению Ющенко в Софию Киевскую приедет Варфоломей, когда от иерархов власть уже потребует не голодомор признать геноцидом, а уйти от РПЦ в раскол - в автокефалию, в поместную церковь? Кто встанет на защиту Церкви?
   Хотя что такое Церковь? Например, известный историк Церкви, православный богослов Лев Львович Регельсон считает, что «мы, народ церковный, мы и есть тело Церкви, мы и есть тело Христово, так по православному учению. А мы превратились в прихожан - ухожан. И дом Божий, церковь, - это не место, куда мы должны приходить, это место, где церковная община должна жить, это наш дом. А сейчас, когда говорят слово «церковь», понимают либо каменный храм, либо иерархию духовенства, а то, что церковь - это народ, как-то совершенно вышло из сознания.
   Храм - это место, где этот церковный народ живет, а иерархия - это те органы, которые это тело для себя создает для богослужения, для управления. Вот это-то и нарушено. Собор 1917 года принял концепцию, что такое Церковь. Церковь состоит из общин. Главой общины, ее сердцем является священник или епископ - «плоть от плоти от своего народа». Наверное, именно о такой Церкви Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.