УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
УПЦ КП милосердя постать у Церкві молодь Голодомор діаспора Києво-Печерська Лавра Мазепа Патріарх Алексій II УГКЦ монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Католицька Церква краєзнавство розкол в Україні українська християнська культура Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ церква і суспільство комуністи та Церква забобони церква та політика Церква і медицина конфлікти педагогіка автокефалія Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Ющенко Доброчинність іконопис Церква і влада Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко вибори секти






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): Патриарх для Украины



«Профиль» (Украина), Михайлина Скорык,  №48 (67), 13.12.2008

 

Станет ли Украинская православная церковь поместной или останется в нынешнем статусе самоуправляемой автономии в составе Московского патриархата?

Если бы в 1990 году Поместный собор Русской православной церкви избрал патриархом не усопшего на прошедшей неделе Алексия ІІ, а тогдашнего митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), история украинского, да и российского православия пошла бы совсем по-другому. Украина не получила бы одного из самых энергичных церковных деятелей последних двух десятилетий, создавшего УПЦ Киевского патриархата, зато Русская православная церковь, наоборот, приобрела бы достаточно жесткого руководителя. Который, к слову, будучи иерархом РПЦ, яростно критиковал возрождающихся в Украине автокефалов и греко-католиков. История не знает сослагательных наклонений, но предложенный вариант прекрасно иллюстрирует роль личности в жизни Церкви.

Зеркало общества

Украинская православная церковь Московского патриархата - возможно, самое полное отображение украинского общества в целом. Тот же ментальный, ценностный разброс, та же политизация, доходящая до крайностей. С одной стороны, Синод епископов, поддерживая действия светской власти, признает, что Голодомор 1932-1933 годов был организованным большевиками геноцидом против украинского народа. С другой стороны, различные православные братства, действующие под покровительством отдельных иерархов, устраивают крестные ходы против НАТО. Иконы на таких мероприятиях соседствуют с портретами Ленина и Сталина, а в первых рядах идут наследники большевистской партии - коммунисты и прогрессивные социалисты.

От личности нового патриарха во многом будет зависеть, в какую сторону качнется маятник, какой путь изберет для себя УПЦ МП. Если придет харизматичный духовный лидер, соответствующий чаяниям верующих, которым, несомненно, был Алексий II, церковное единство Киева и Москвы будет сохранено. Если же Поместный собор Русской православной церкви в силу многих причин остановится на фигуре компромиссной, но не яркой, или на патриарший престол сядет ярый российский государственник, отцентровые тенденции усилятся.

Сонм кандидатов

Хотя официально претендентов на престол Русская православная церковь не называет, эксперты сходятся во мнении, что наибольше шансов быть избранными имеют четыре кандидата. Главный - назначенный Синодом местоблюститель, то есть глава РПЦ до выборов патриарха, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, а также митрополиты Калужский и Боровский Климент, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Митрополит Кирилл (Гундяев) занимает одну из самых важных должностей в РПЦ - он как глава Отдела внешних церковных связей, фактически является министром иностранных дел и связующим в отношениях со светской властью. Он красноречив и популярен в народе - его программу на российском телевидении с интересом смотрят даже далекие от церкви люди. Митрополита Кирилла называют либералом в том, что касается реформы церковной жизни, а консервативная часть духовенства вообще усматривает в нем тайного симпатика Ватикана.

Но Украинской церкви рассчитывать на поблажки не стоит, так как он пользуется славой русского националиста, нового идеолога «Третьего Рима». Митрополит Кирилл активно противодействовал диалогу Украины с Константинопольским патриархатом, а в Москве ему ставят в заслугу срыв договоренностей Виктора Ющенко по созданию Поместной православной церкви.

Вместе с тем достижения на украинском направлении вряд ли станут решающими при выборе иерархов за или против митрополита Смоленского и Калининградского. Для кого-то более важными будут его тесные связи с первыми лицами Российской Федерации, для кого-то уже упоминаемый либерализм во внутрицерковных делах. Будут и те, кто вспомнит лихие 1990-е, когда РПЦ, а точнее ее структуры под руководством Кирилла, были крупнейшими поставщиками импортных сигарет и алкоголя на внутренний рынок. По некоторым данным, каждая десятая сигарета, проданная с 1994-го по 1996 год в России, была ввезена по этому каналу.

Второй претендент, митрополит Калужский и Борковский Климент (Капалин), последние пять лет является управляющим делами Московского патриархата. Он был близким соратником патриарха Алексия II, информируя главу РПЦ о происходящем внутри Церкви. В этом его преимущество перед митрополитом Кириллом - он теснее общался с иерархами и паствой. Он менее публичен, хотя является членом Общественной палаты Российской федерации и не чужд российской власти.

Еще два претендента - митрополиты Филарет (Вахромеев) и Ювеналий (Поярков) - принадлежат к так называемым старейшинам Церкви - опытным, заслуженным иерархам, от которых в силу преклонного возраста (обоим - по 73 года) уже не ждут резких движений или радикальных реформ. На них могут сделать ставку, если большинство иерархов предпочтут спокойный переходный период или если конкурентная борьба между Кириллом и Климентом окажется слишком острой.

Украинский голос

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан), глава Украинской православной церкви, хоть и является постоянным членом Священного Синода Московского патриархата, в четверку фаворитов не попал. По словам его пресс-секретаря, митрополит не претендовал даже на пост местоблюстителя. «Москва - это другое государство», - аргументировал его пресс-секретарь отец Георгий Коваленко в интервью агентству УНИАН.

Но голос украинских иерархов окажется весомым на предстоящих выборах. Если на территории Российской Федерации насчитывается около 20 тысяч церковных приходов Московского патриархата, то в Украине, благодаря более либеральному законодательству, их зарегистрировано 11,5 тысячи. Также в последнее время в УПЦ Московского патриархата заметно увеличилось количество епископов, которые интуитивно будут выбирать благосклонного к Киеву кандидата.

Под давлением внешних факторов, общей ситуации в стране Украинской православной церкви Московского патриархата приходится становиться более самостоятельной, принимать решения без оглядки на Москву. Не случайно, отвечая на вопрос о большей авторизации УПЦ, отец Георгий Коваленко подчеркнул, что «избрание патриарха Московского не является вопросом возможных потрясений для Украинской церкви», поскольку она «сама решает свои проблемы и имеет для этого все необходимое», и упомянул о меньшей зависимости от светской власти в Украине.

«Украинская церковь живет своей жизнью. И если украинский епископат принимает участие в избрании российского патриархата, то своего предстоятеля мы избираем сами, без участия других частей Московского патриархата. Блаженнейший был и остается самостоятельной фигурой, - объясняет он. - Наши вопросы мы будем решать здесь, руководствуясь не политической целесообразностью, а пользой церкви. И если сегодня для пользы церкви наш статус оптимален, то он будет таковым. Для нас главное - церковное видение. Принимая решение, мы думаем именно о подлинной церкви. И, может, потому, что мы не особо опекаемы государством, мы научились жить в соответствии с церковными законами».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.