УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 216 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко розкол в Україні церква та політика Католицька Церква Ющенко педагогіка церковна журналістика Священний Синод УПЦ Доброчинність УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Києво-Печерська Лавра іконопис молодь українська християнська культура Вселенський Патріархат Церква і влада Археологія та реставрація Церква і політика церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) секти вибори Церква і медицина конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя краєзнавство забобони комуністи та Церква шляхи єднання автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II діаспора Голодомор Мазепа монастирі та храми України постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Семья и занятия караимов



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова, № 50 от 11 декабря 2008 г.

 

Главой крепкой караимской семьи всегда был отец. Именно на его плечах лежало решение всех важнейших жизненных вопросов. Поэтому в делах управления семьей он пользовался неограниченной властью.
Что касается воспитания детей, то главным здесь являлся личный пример взрослых. Детям всегда уделялось много внимания и ласки. Вместе с тем, если ребенок был непослушен, упрям и ленив, к нему применялись и более жесткие методы воспитания, включающие даже наказание розгами.
Большим уважением у караев всегда пользовались старики. Это выражалось в обычаях караимов. Например, в праздники в торжественной обстановке, приветствуя стариков, им целовали руку. В присутствии стариков, если они не сидели, младший по возрасту не имел права сесть: это считалось неприличным.
У караимов запрещались смешанные браки. Тот же, кто заключал брак с представителями других национальностей, изгонялся из общины и не признавался караимом. Таким образом главы караимских общин стремились сохранить чистоту народности. Но, с другой стороны, у караимов разрешалось заключать брак с двоюродными братьями и сестрами.
Другой обычай караимов, встречавшийся также у некоторых тюркских народностей, состоял в том, что после смерти брата, у которого были маленькие дети, другой брат, если он не был женат, должен был жениться на жене умершего.
Караимы обычно вели сезонный образ жизни. Весной они кочевали со стадами в степи и горы, отправлялись в сады и на виноградники, а осенью возвращались в свои постоянные поселения и занимались до следующей весны ремеслами.
Караи всегда считались одними из лучших садоводов. В Крыму их сады и виноградники располагались в долинах Альмы, Качи, Салгира, Карасу. В свое время славились сады С. Крыма, А. Бабовича, Прика. Их владельцы получали награды всероссийских выставок. Большой известностью также пользовались кожевенники.
Караи очень любили лошадей. На лошадях и волах чумаки-караимы отправлялись из Крыма к своим соплеменникам в Галицию и Литву. В почете у караев были и военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии - тарханам. В Литве караи входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 году служили 700 караимов, и 500 из них были офицерами.

КАРАИМСКИЙ ЯЗЫК

Караимский язык относится к тюркским языкам кыпчакской группы. В нем переплетаются языки крымскотатарский и армяно-куманский, кумыкский и карачаево-балкарский. На караимский язык оказали влияние языки ногайцев, казанских татар, башкир, чувашей, казахов, каракалпаков. В языке караимов есть интересная особенность: он имеет три диалекта - крымский, трокайский и галичско-луцкий. Первый к середине XIX века был сильно ассимилирован родственным крымскотатарским языком. У караев, живших вне Крыма в контрастном языковом окружении, язык почти не изменился с XIII века.
Особенности караимского языка содержат важную информацию о происхождении караев, о последовательном вхождении их сначала в состав таких племенных союзов, как гуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже - в кыпчакско-половецкий союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили в современных диалектах. В реликтовом языке караев особенно много древних слов из области сельского хозяйства, пчеловодства, военного дела.
В современных тюркских языках они нередко заменены словами из других языков. Имеются факты заимствований слов из караимского языка другими языками. Так, например, в 1934 году на конгрессе в Стамбуле было принято решение о включении в турецкий язык 330 караимских слов.
Сегодня караимский язык вытесняется из повседневной жизни в связи с малочисленностью караев (в мире их проживает всего около 2000 человек, из них в Крыму - около 900 человек) и влиянием языковой среды общения. Но тем не менее, он сохраняет исходные формы в религиозном ритуале, культовой литературе, в произведениях устного народного творчества. И как бы сильно не изменялся язык под влиянием новой языковой среды, в нем всегда остаются и могут быть выявлены хотя бы реликтовые элементы, восходящие к первоначальному языку караимов.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.