УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 66 відвідувачів

Теги
церковна журналістика милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Президент Віктор Ющенко постать у Церкві церква і суспільство УГКЦ Голодомор Мазепа шляхи єднання Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ Церква і медицина Ющенко діаспора вибори автокефалія українська християнська культура секти розкол в Україні Доброчинність педагогіка Києво-Печерська Лавра забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика комуністи та Церква монастирі та храми України іконопис Вселенський Патріархат церква та політика конфлікти Патріарх Алексій II молодь краєзнавство Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Политика и Культура» (Украина): Три Рождества



«Политика и Культура» (Украина), Василий Данилов, 06 января 2009

 

Сегодня большинство украинских христиан готовится к одному из наиболее значимых праздников в церковном календаре - Рождеству Христовому. Факт рождения Христа Спасителя воспринимается христианами Востока как победа света над тьмой, добра над злом, а нового поколения человечества - над старым. Впрочем, общность сути праздника не мешает разным церквям расставлять в рождественских посланиях свои акценты. Так распорядилась история, что украинские верующие церквей восточного обряда отмечают Рождество Христово не по тому календарю, что их братья и сестры на Западе. И хотя для большинства православных церквей Рождество наступает, как у католиков и протестантов, с 24 на 25 декабря, все основные украинские конфессии празднуют его с 6 на 7 января.

В любом случае, та или иная дата не может считаться реальной датой рождения Иисуса Христа. Рождество - не день рождения, а праздник-символ. И символизм в нем находят разный. Говоря о конце декабря, многие исследователи апеллируют к символизму зимнего солнцестояния, после которого день становится все длиннее. А шестой день года - 6 января - сопоставляют с шестым днем после сотворения мира, когда, согласно Писанию, Бог сотворил Адама. То есть Иисус - «новый Адам».

В украинских традициях значимое место отведено дню приготовления к встрече Рождества. После того, как на небе появляется первая звезда, семья садится за праздничный стол и приступает к Святой Вечере из 12 постных блюд, среди которых главное - кутья. Хотя это блюдо символизирует не столько рождение, сколько смерть Иисуса. То есть когда Он рождался, было заведомо известно, что Ему суждено умереть ради спасения мира.

Несмотря на то, что о многих традициях, связанных с празднованием Рождества, ежегодно вспоминают украинские власти и СМИ, а 7 января с 1992 года является в Украине выходным днем, размах празднования Рождества в Украине не сравним с тем, что наблюдается на Западе. С одной стороны, это можно связать с неудобством календаря (перед Рождеством, во время поста, украинцы встречают Новый год). С другой стороны, это можно объяснить 70-летним главенствованием советского режима в Украине, который был антирелигозным и все традиции празднования Рождества перенес на празднование Нового года. В первую очередь, традицию наряжать рождественскую ёлку. Поэтому и сегодня Рождество празднуется даже теми, кто называет себя христианами, очень по-разному. И если на Западной Украине праздник ощущается практически везде и во всем (начиная с приветствия „Христос ся рождає!" и ответа „Славімо Його"), то на Востоке этот день мало чем отличается от обычного выходного.

Несмотря на общность праздника для всех украинских церквей, предстоятель каждой из них расставил свои акценты в праздничных посланиях. Митрополит Киевский и Всей Украины Владимир (УПЦ (МП) упомянул в нем о смерти Патриарха РПЦ Алексия Второго, отметив, что его «служение коснулось каждого христианского сердца, никого не оставив безразличным». Вспомнил он и о праздновании в 2008 году 1020-летия Крещения Руси, поставив акцент на «братстве» всех народов Руси.

Предстоятель УПЦ Киевского Патриархата Филарет в своем послании вспомнил мировой финансовый кризис, назвав его «попущением Божим для смирения людей». А путем спасения от кризиса назвал возвращение к христианскому способу жизни, от которого человечество отказалось.

У главы Украинской греко-католической церкви Блаженнейшего Любомира послание получилось наиболее лаконичным и четким. Он говорил об украинской эмиграции, которая, с одной стороны, помогала жить УГКЦ во время советских гонений, а с другой стороны - ежегодно пополняется множеством людей, которые покидают страну в поисках лучшей жизни. Именно на том, что все украинцы мира - один народ - он и акцентировал внимание в своих словах.

Религия все же объединяет. И пожелание каждого патриарха хоть и заполитизировано, но в целом глубоко христианское. А не показное и церемониальное, чем грешат наши политики.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.