УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
Церква і медицина розкол в Україні краєзнавство постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти вибори Голодомор церква і суспільство монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков іконопис милосердя церковна журналістика молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація Ющенко діаспора автокефалія УПЦ КП Католицька Церква комуністи та Церква конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ забобони Мазепа Доброчинність педагогіка українська християнська культура Вселенський Патріархат шляхи єднання церква та політика Церква і політика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II Церква і влада УГКЦ Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Политика и Культура» (Украина): Три Рождества



«Политика и Культура» (Украина), Василий Данилов, 06 января 2009

 

Сегодня большинство украинских христиан готовится к одному из наиболее значимых праздников в церковном календаре - Рождеству Христовому. Факт рождения Христа Спасителя воспринимается христианами Востока как победа света над тьмой, добра над злом, а нового поколения человечества - над старым. Впрочем, общность сути праздника не мешает разным церквям расставлять в рождественских посланиях свои акценты. Так распорядилась история, что украинские верующие церквей восточного обряда отмечают Рождество Христово не по тому календарю, что их братья и сестры на Западе. И хотя для большинства православных церквей Рождество наступает, как у католиков и протестантов, с 24 на 25 декабря, все основные украинские конфессии празднуют его с 6 на 7 января.

В любом случае, та или иная дата не может считаться реальной датой рождения Иисуса Христа. Рождество - не день рождения, а праздник-символ. И символизм в нем находят разный. Говоря о конце декабря, многие исследователи апеллируют к символизму зимнего солнцестояния, после которого день становится все длиннее. А шестой день года - 6 января - сопоставляют с шестым днем после сотворения мира, когда, согласно Писанию, Бог сотворил Адама. То есть Иисус - «новый Адам».

В украинских традициях значимое место отведено дню приготовления к встрече Рождества. После того, как на небе появляется первая звезда, семья садится за праздничный стол и приступает к Святой Вечере из 12 постных блюд, среди которых главное - кутья. Хотя это блюдо символизирует не столько рождение, сколько смерть Иисуса. То есть когда Он рождался, было заведомо известно, что Ему суждено умереть ради спасения мира.

Несмотря на то, что о многих традициях, связанных с празднованием Рождества, ежегодно вспоминают украинские власти и СМИ, а 7 января с 1992 года является в Украине выходным днем, размах празднования Рождества в Украине не сравним с тем, что наблюдается на Западе. С одной стороны, это можно связать с неудобством календаря (перед Рождеством, во время поста, украинцы встречают Новый год). С другой стороны, это можно объяснить 70-летним главенствованием советского режима в Украине, который был антирелигозным и все традиции празднования Рождества перенес на празднование Нового года. В первую очередь, традицию наряжать рождественскую ёлку. Поэтому и сегодня Рождество празднуется даже теми, кто называет себя христианами, очень по-разному. И если на Западной Украине праздник ощущается практически везде и во всем (начиная с приветствия „Христос ся рождає!" и ответа „Славімо Його"), то на Востоке этот день мало чем отличается от обычного выходного.

Несмотря на общность праздника для всех украинских церквей, предстоятель каждой из них расставил свои акценты в праздничных посланиях. Митрополит Киевский и Всей Украины Владимир (УПЦ (МП) упомянул в нем о смерти Патриарха РПЦ Алексия Второго, отметив, что его «служение коснулось каждого христианского сердца, никого не оставив безразличным». Вспомнил он и о праздновании в 2008 году 1020-летия Крещения Руси, поставив акцент на «братстве» всех народов Руси.

Предстоятель УПЦ Киевского Патриархата Филарет в своем послании вспомнил мировой финансовый кризис, назвав его «попущением Божим для смирения людей». А путем спасения от кризиса назвал возвращение к христианскому способу жизни, от которого человечество отказалось.

У главы Украинской греко-католической церкви Блаженнейшего Любомира послание получилось наиболее лаконичным и четким. Он говорил об украинской эмиграции, которая, с одной стороны, помогала жить УГКЦ во время советских гонений, а с другой стороны - ежегодно пополняется множеством людей, которые покидают страну в поисках лучшей жизни. Именно на том, что все украинцы мира - один народ - он и акцентировал внимание в своих словах.

Религия все же объединяет. И пожелание каждого патриарха хоть и заполитизировано, но в целом глубоко христианское. А не показное и церемониальное, чем грешат наши политики.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.