УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 92 відвідувачів

Теги
діаспора Мазепа Ющенко молодь Католицька Церква забобони комуністи та Церква автокефалія Церква і медицина церковна журналістика Патріарх Алексій II шляхи єднання УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі секти Священний Синод УПЦ Церква і політика церква і суспільство педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП Вселенський Патріархат Археологія та реставрація милосердя Голодомор церква та політика Церква і влада Києво-Печерська Лавра українська християнська культура конфлікти Доброчинність іконопис постать у Церкві вибори монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко краєзнавство розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Газета.ua»: Кошица испанцы назвали ”божественной лысиной”



«Газета.ua», Виктор Гриневич, 09.01.2009

 

1 января 1919 года Симон Петлюра, встретив на одном праздновании дирижера Александра Кошица, попросил зайти к нему на следующий день по важному делу.  "Через неделю чтобы была организована капелла для выезда за границу, не то расстреляю!" - сказал, когда тот пришел.

Это была шутка. Когда-то в театре Садовского Кошиць поставил несколько опер, в частности "Энеиду", на казацкой героике которых вырос и Петлюра, и многие в его армии. Теперь Петлюра надеялся, что хоровая капелла Европе, где признавали лишь неделимую Россию, даст представление об Украине, которая стояла перед нашествием большевиков.

Хористов брали по конкурсу. Кое-кто бегал к Петлюре, предостерегал, чтобы в капеллу не прошли национально несознательные элементы. В итоге половина хористов были безголосыми. 23 января Совет Народных Министров - украинское правительство - ассигновал капелле 1 184 500 крб и еще почти 1,5 млн - на путешествие в Париж. Вместе - 2,7 млн крб. Для сравнения: тогдашние расходы на формирование одного армейского корпуса составляли 5 млн крб.

Но денег капелла не получила: на Киев шли большевики, и Госказна эвакуировалась. 25 января выехал и Кошиць, а вскоре и капеллисты - не все, кто прошел конкурс, а те, кто смог. Кошиць встретил их в Каменце-Подольском и записал, что такого хорового мусора он еще на своем веку не видел: воют как волки, из 80 душ - "настоящих голосов" не больше 30. Они репетировали и учили французский язык. Деньги получили аж в марте - лишь 50 тыс. крб (карбованец равнялся двум гривням, а гривня - одной австрийской кроне, ружейный патрон уже стоил 50 крб).

За границу выехали в апреле. Перед выездом купили у какого-то атамана-грузина 50 пудов сахара и круп. В Прагу прибыли, как банда: хористы в шинелях, хористки в папахах и сапогах. Кошиць - в чужом пальто с рукавами до локтя и светло-зеленой одолженной шляпе. Не выходили из гостиницы, пока не оделись прилично, - 130 тыс. крон одолжил посол Украинской Народной Республики в Праге Николай Славинский.

"Украинцы пришли и победили! Это посольство из другого мира!"  - написали после первого же концерта чешские газеты. Украинское стало модным в Праге. "Мои ребята флиртовали направо и налево, а чешки теряли головы", - вспоминал Кошиць. В репертуаре капеллы были только народные песни в обработке Лысенко, Леонтовича, Стеценко и самого Кошица. Коронным номером всюду звучал "Щедрик".

Из Праги перебрались в "настоящую Европу" - Вену. Город, который голодал, ел конину и довоенные анчоусы, гастролеров оценил. Кошица называли гением, а его хор, который "поет, как один человек", - чудом артистического взаимопонимания. На сцене так и было, а вне ее в капелле господствовала анархия. На собраниях дирижера обзывали плохим патриотом и человеком с поповским умом. Временами хористы устраивали каверзы: перед концертом крали ноты и прятали их. Но Кошиць имел феноменальную музыкальную память и дирижировал без нот. Скандалы возникали от безденежья. Сами хористы почти не зарабатывали, потому что давали в основном благотворительные концерты. А государство не платило - УНР тогда воевала с поляками, Махно, Деникиным и красными. На выезд из Чехии деньги дал украинский кооператор-эмигрант.

В Париж попали осенью 1919-го. На первом концерте было много полиции, потому что русские эмигранты собирались освистать капеллу, а на ее афишах писали матерные слова. Но триумф был и здесь. Парижская пресса захлебывалась: "Наша госпожа География! Чему ты нас учила? Ты говорила, что Украина - это поля и отары, и не говорила, что там живет народ с такой душой! Еще никакой хор, французский или чужеземный, не дал нам ничего подобного!"

Французы капеллу любили, овации Кошицу устраивали даже на улице, но Украину признавать не спешили. Королева Бельгии сказала после концерта: "Мое сердце на стороне вашего народа, но мы, монархи, - рабы политики".

Капелла путешествовала дальше: Голландия, Англия, Германия. В Испании Кошица называли "божественной лысиной". В 1921 году в Польше он встретился с Петлюрой, который проиграл войну за независимость. Капелла уже была готова к роспуску. Но Петлюра запретил. Вспомнил все похвальные отзывы европейской прессы, советовал меньше благотворительствовать, больше зарабатывать. Достал миллион польских марок (а они, говорит Кошиць, тогда были легки, словно перо).

Капелла решила ехать в США. В 1923 году отправились из Гамбурга пароходом "Карония", что едва не повторил судьбу "Титаника", столкнувшись с айсбергом в северной Атлантике. В Штатах капелла Кошица отдалась в руки американского импресарио, побывала в США, Мексике, Аргентине, Бразилии и в 1924-м распалась. Через два года был застрелен Симон Петлюра - в Париже, где раньше восторженно приветствовали капеллу, которую он сюда прислал.


Маэстро нравились девушки с кольцом в носу


Дирижер Александр Кошиць называл виски " виской" и пил его "по-православному" - неразведенным. Пейзажи Англии напоминали ему Каневщину, а о старых дамах-британках он говорил: одеваются так пестро, что "у нас на Украине их бы собаки порвали". Танцовщица Айседора Дункан бывала на его концертах в Париже и предлагала даже выступать вместе. Кошиць пожалел времени на репетиции. В США он сразу оценил негритянскую музыку, в репертуаре капеллы появилось несколько афроамериканских песен. Автозавод Форда Кошиць сравнил с музыкой и прибавил, что эта музыка доведена до идиотизма. В Мексике видел бой быков. Признал страшное величие этого зрелища, но не полюбил его. А на острове Тринидад в Карибском море, увидев кольца в носу тамошних девушек, сказал, что это красиво.

1875, 12 сентября - Александр Кошиць родился в селе Ромашка Каневского уезда Черкасчины в семье священника. Род благородный, герб - серебряная роза и белый шлем на золотом фоне. У прадеда Кошица маленький Тарас Шевченко глядел кобылу, возил меньшего Кошица в Богуславскую бурсу, где впоследствии учился и Александр

1901 - оканчивает Киевскую духовную академию. Дальше учительствует на Кубани, собирает там казацкие песни

1904 - возвращается в Киев, руководит Студенческим хором университета

1912 - дирижер театра Николая Садовского

1916 - дирижер Киевской оперы

1919-1924 - руководитель Украинской республиканской капеллы

1926 - поселяется в США, руководит Семеркой - семью украинскими церковными хорами из околиц Нью-Йорка

1928 - Кошицу окончательно запретили возвращаться в Украину

1941 - переезжает в Канаду, ведет класс хорового дирижирования

1944, 21 сентября - умер, похоронен в Виннипеге

Наследство Александра Кошица сохранила его вторая жена, певица Татьяна Кошиць-Георгиевская. Первой женой Кошица была дворянка Варвара Попова (1880-1922). Ее обременяли поездки мужа, она изменяла ему, что привело к разрыву в 1906 году. Варвара взяла вину на себя и заявила, что их сын Дмитрий - не сын Кошица. В 1923 году на концерте в США Кошиць увидел в зале женщину, похожую на Варвару, и "едва не умер от волнения. Вспомнил все, что потерял, перед глазами встала моя теперешняя собачья жизнь, и захотелось зареветь на весь театр". Сын Дмитрий погиб в США в 1943 году во время авиаиспытаний

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.