УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 51 відвідувачів

Теги
вибори церква і суспільство Церква і медицина церковна журналістика Церква і політика автокефалія Києво-Печерська Лавра милосердя педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко діаспора забобони краєзнавство розкол в Україні Мазепа Голодомор Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ конфлікти Археологія та реставрація Церква і влада Ющенко комуністи та Церква Католицька Церква українська християнська культура Доброчинність церква та політика монастирі та храми України молодь шляхи єднання УПЦ КП іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Новый год по-старому



«Новая» (Украина), Оксана Бида, 12.01.2009,

 

Несмотря на то, что все мы встретили Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, многие люди будут отмечать этот праздник еще и в сегодняшнюю ночь. Ведь негоже забывать о «старом стиле», которым наши предки пользовались долгие годы. Но кого же нам «благодарить» за такую календарную путаницу?

В 46 году до Рождества Христова император Гай Юлий Цезарь ввел календарь, которым потом пользовались все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. Кстати, календарь (латинское calendarium) в буквальном смысле обозначает «долговая книга». В ней указывались первые дни каждого месяца - календы, когда должники платили проценты. Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по нему начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» - 747 г. до Р. Х.

В 325 г. на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и христианской церковью. В VI в. римский монах Дионисий Малый впервые предложил «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стало Рождество Христово). А в 1582 г. папа римский Григорий XIII ввел в обиход новый календарь - «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по нему равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

На Руси с принятием христианства в X в. в обиход ввели юлианский «хронометр», а летоисчисление взяли от мироздания. И так было до тех пор, пока не появился царь-реформатор Петр I. Одним росчерком его пера 7208-й год от сотворения мира стал 1700-м годом от Рождества Христова. И если в X-XV вв. началом года на Руси считалось 1 марта, а с 1492 г., при князе Иоанне III, - 1 сентября, то позднее, насмотревшись «в Европах» на новогодние забавы, в 1699 г. Петр I издал указ. «Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов».

К ХХ в. календарь Российской империи на 13 суток отставал от европейского, григорианского. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совета Народных Комисаров был осуществлен переход на григорианский календарь - «новый стиль», что привело к путанице, в частности, в церковной жизни. Если раньше, по старому стилю, Рождество праздновали перед Новым годом, то теперь первенство одержал обычный день календаря - 1 января, во время которого еще идет пост (однако это не касается католического Рождества - 25 декабря).

- Вопрос о том, чтобы перейти на единый календарь, остается открытым уже долгие годы. Священнослужители знают, что его надо решить, но это очень сложно сделать, поскольку такая реформа может вызвать ненавистную вражду между приверженцами старого стиля и нового. Ведь каждый уверен, что именно их календарное исчисление правильное, - объяснил «Новой» протоиерей Петр Ландвитович из киевского храма Иоанна Богослова. - Поэтому церковь так и живет по своим устоявшимся канонам.

Щедруйте и засевайте!

- Год - это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере. Его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический - по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность - 365,2422 суток.

- Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. По строгим математическим расчетам получается, что юлианский календарь - более точный.

- Астрономы до сих пор применяют старый стиль и пользуются «юлианскими» днями, которые ими обозначаются JD.

- Сегодняшний вечер называют Щедрым или Богатым. Это название праздник получил от «сытой» кутьи. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю), она действительно была щедрой: на стол ставили жареные колбасы, свеженину, сыр, кровянку и прочие яства.

- Встреча старого Нового года сопровождалась щедрованием. Кстати, в Западной Украине в Щедрый вечер разрешалось щедровать только девушкам.

- Считалось, что если в старом Новом году первым гостем будет мужчина, то весь год

в доме пробудут счастье и удача. Поэтому еще ночью мальчишки ходили «засевать» хозяев со словами «Сію, вію, повіваю, щастя й радості бажаю!» Разбросанные ими зерна собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

- В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января точнее всего сбываются гадания. Например, варят кашу: если она «полная» и наваристая, будет счастье и урожай. Если же каша мелкая да белая - к беде.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.