УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Мазепа Ющенко конфлікти вибори діаспора милосердя церква та політика Церква і влада молодь секти Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Доброчинність розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис Голодомор Католицька Церква Церква і політика автокефалія краєзнавство монастирі та храми України постать у Церкві Археологія та реставрація УПЦ КП педагогіка українська християнська культура церква і суспільство Священний Синод УПЦ УГКЦ Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Легенды и мифы Сумщины



«Панорама» (Сумы), Андрей Поляков и др., 15.01.2009

 

Общеизвестно, что на Сумщине бывали Пётр I, Александр КУПРИН, Антон ЧЕХОВ. Многие знают, что в Сумы во время Гражданской войны приезжал известный революционер Лев ТРОЦКИЙ, а не менее известные Лавр КОРНИЛОВ и Антон ДЕНИКИН, переодетые в рабочих, чуть не попались в руки большевиков в Конотопе. Но мало кто знает, что домик, в котором проживал в Сумах Пётр I, не сгорел, а стоит целёхоньким в самом центре города. И не исключено, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный также могли бывать в наших краях. А вот Баба-Яга - нет.

Историк, доцент Сумского государственного университета Виктор ЗВАГЕЛЬСКИЙ убеждён, что в основе всех мифов, легенд и сказок лежат реальные события. Сказочные персонажи также имеют своих реальных двойников-прототипов. Так, учёные считают, что прототипом Кощея Бессмертного является половецкий хан Кончак. А Змей Горыныч также имел свой прообраз - это наш Чернигово-Северский князь Олег ГОРИСЛАВОВИЧ.

По словам историка, сегодня наукой установлено, что корни легенд, мифов и сказок уходят на пять-семь тысяч лет назад и относятся к концу палеолита - началу неолита. Зародившись в глубокой древности, все эти предания с течением времени трансформировались - каждое поколение их переделывало под свои традиции, мировоззрение и культуру.

Легенды о подземных ходах


Говорят, что под Сумами находится подземный ход фантастической протяженности. Проложен он от Воскресенской церкви к реке Псёл и от реки идёт в сторону Басов. По мнению Виктора Звагельского, эти байки не имеют ничего общего с реальным положением вещей: «Это абсолютная фантастика, т.к. подземный ход является сложнейшим гидротехническим сооружением. Создание подземного хода такой протяжённости под силу только мощной экономике, а не той, что была в древности. Да оно было и не нужно», - говорит он.

По словам историка, науке хорошо известны небольшие подземные ходы протяжённостью 5-10 метров - тайники. Они были в Путивле, вели к воде, но необязательно к реке. В Путивльском монастыре такой тайник вёл к колодцу, находящемуся за его стенами. «В самом монастыре колодца нет, поэтому в случае осады такой подземный ход мог решить проблему нехватки питьевой воды. Вырывали его по касательной к источнику, поэтому это не совсем подземный ход, а косой колодец», - уточнил Виктор Звагельский.

Он также рассказал, что однажды старожилы с. Игоревка сообщили ему и профессору Павлу ОХРИМЕНКО о тайном подземном ходе протяжённостью в 25 км. Старожилы утверждали, что по подземному ходу может легко проехать карета от их села «поперек речки Сейм» до самого Путивля. Они уверяли, что до сих пор под землёй по ночам что-то гремит. «Это также абсолютная фантастика, но народ хочет верить в чудо. Все хотят. И я хочу», - улыбается Виктор Борисович.

По его словам, на Сумщине при раскопках часто находят подземные подвалы, принимая их за подземные ходы: «Учитывая то, что раньше холодильников не было, а продукты надо было как-то хранить, подвалы делали большими. Они часто соединялись друг с другом, особенно если строились под церковью или монастырём. В Глухове 15 лет назад мы проводили раскопки и нашли подвал длиною около 30 м. Это была целая подземная галерея, включающая в себя и лёдник. Зимой местные жители запасали лёд, и он держался там до августа. На лёд выкладывали мясо и рыбу».

Сумщина - колыбель цивилизаций


Казаки произошли от прасумчан и вернулись, чтобы произойти обратно.
Людей всегда интересовали вопросы о том, кто они, откуда пришли и почему так называются. Считается, что Сумы были основаны группой казаков под предводительством Герасима Кондратьева в месте слияния реки Сумы и Псла. В середине XVII в. Примерно в то же время и похожим образом основаны Лебедин, Ахтырка, Тростянец и некоторые другие поселения на этой территории. Легенду о трех сумках, найденных на берегу реки, знают все. Речка до этого вроде бы текла себе и никак не называлась. А из-за сумок ее нарекли Сумой... Красиво, потому что понятно и, главное, правдоподобно. Вот так просто выросли три сумки на берегу, а потом и на гербе города!

Но и серьезные исследователи занимались происхождением названия реки Сума, которая теперь называется просто Сумка. Были обнаружены различные варианты толкований. В слове усматривали следы тюркских, финно-угорских и даже корейского языков. Значение приблизительно таково: «земля среди воды». Понятие «вода» звучит и в названии Псла, но уже в соотнесении с абхазским и адыгейским языками.

При археологических раскопках на Сумщине обнаружены следы культур нескольких абсолютно разных типов. Отсюда делается вывод, что здесь соприкасались и взаимодействовали многие народы, которые иногда вытесняли друг друга, иногда смешивались. Нисколько не сомневаясь в компетентности серьезных исследователей, повернем этот кубик другой гранью. Вдруг эти культуры и народы не приходили сюда, а отсюда вышли и распространились по всему миру?! И казаки Кондратьева не пришли в Дикое поле, а вернулись в родные места и нашли три сумки, забытые их предками несколько тысячелетий назад?!

Что было потом, известно более или менее точно...

Тростянецкий эпизод


О связи Чайковского с Сумщиной говорят давно,много и подробно. В деталях описаны его визиты в Низы, в имение Николая Кондратьева. Но там он гостил уже как зрелый, состоявшийся композитор. Известно также, что впервые на Сумщину Петр Ильич приехал в 1864 г. Это был визит двадцатичетырехлетнего студента Петербургской консерватории в имение Алексея Голицына. Тогда Чайковский был совсем не таким, каким мы привыкли видеть его на портретах. Молод, отнюдь еще не знаменит - просто талантливый студент...

Именно в Тростянце, в доме Голицыных Чайковский написал свое первое симфоническое произведение - увертюру к драме А. Островского «Гроза». Но и об этом неоднократно писали его биографы.

С Тростянцом связана малоизвестная страница из жизни классика, даже и не страница, а так, эпизод. Приключилась здесь со студентом Петей любовь. Мощная и, как это часто бывает, несчастная. Девушка, в которую имел неосторожность влюбиться будущий классик, была сама по себе хороша, но принадлежала к иному социальному кругу. То ли мещанкой была, то ли вообще крестьянского звания. А Петр Ильич был все-таки дворянином! Кто не был молод, тот не был глуп - это правило распространяется даже на гениев. Переживал молодой студент страшно - видно, никто не объяснил ему, что творческому человеку предпочтительнее жениться на приличном приданом, а то и не жениться вовсе.

Роман, как водится, закончился ничем. Впрочем, может быть, в этом эпизоде кроются корни некоторых особенностей интимных предпочтений классика, о которых не говорят громко, а если и говорят, то далеко не в первую очередь.
Вся эта история бытует, скорее, на уровне предания, ведь такие вещи редко фиксируются в дневниках или письмах. Но легенда почему-то оказалась весьма живучей. Правдоподобно и красиво, как в телесериале.

Волшебная сила испуга


Воскресенская церковь в Сумах - первое каменное строение в городе. Строительство храма начал Герасим Кондратьев, а завершил сын его Андрей. Церковь построена в стиле украинского барокко... Уцелела в самые опасные времена борьбы с «религиозным дурманом»...Но некоторые эпизоды из истории этого памятника не попали в справочную литературу, а передаются устно.

В 1966 г. в Сумах решили построить здание, которое мы называем «Белым домом». Оказалось, что реализации грандиозного проекта Воскресенская церковь мешает. Храм решили снести, без особых сомнений и угрызений совести, но и без лишней рекламы. По плану предполагалось взорвать звонницу, а она, падая, должна была разрушить основное здание. Уже стали сверлить шурфы под взрывчатку, а вот это уже невозможно сделать незаметно. Люди кое-что заподозрили, а потом узнали наверняка, что церкви, судя по всему, «гаплык». Представители прогрессивно настроенной интеллигенции принялись звонить в Киев. Задействовали личные связи в Министерстве культуры, в ЦК КПУ. Но время идет, а подготовка к взрыву продолжается.

Сумчанин Владимир ПИЛИПЕНКО, ныне, увы, покойный, в то время был и.о. начальника областного управления культуры. Чтобы спасти церковь, он обратился к секретарю обкома КПУ. Приводил разные аргументы, но разговора как-то не получалось. Секретарь обкома заявил: «Я бы вообще все церкви снес!» Тогда Владимир Данилович привел последний довод: «Хотите, чтобы завтра радио „Свобода" сообщило, что в Сумах взорвали исторический памятник?» Партийный функционер задумался и скомандовал пока ничего не взрывать. Чиновники в подобных случаях связываются с вышестоящими инстанциями, чтобы снять с себя ответственность. Это времени требует. А уже на следующий день в городе появилась комиссия из Киева. Ознакомившись с положением дел на месте, комиссия решила, что Воскресенскую церковь нужно отремонтировать и впредь охранять.

Храм стоит на своем месте, благодаря находчивости одних и, мягко говоря, осторожности других.

На гусарских мундирах


У ахтырчан популярна история о названии их города, связанная с Петром I и Екатериной II. Мало кого смущает, что царь Пётр родился через 30 лет после возникновения Ахтырки. Но легенда настолько интересна местным жителям и так обросла подробностями, что исторические факты отошли на второй план.
Итак, говорят, что Пётр I проезжал вблизи городка, расположенного на речке. Причем река была невероятно чистой. И решил российский император осмотреться, нет ли поблизости вражеских войск. Говорят, что у царя под рукой оказалась подзорная труба. В самый неподходящий момент одно из стёкол выпало прямо в реку. Царь рассердился и весь гнев излил на чистую речушку: «Ах, ты вор! Вор скла!». Так у невероятно чистой реки появилось название.

Легенда о названии Ахтырки еще интереснее. Императрицу короновали в 1762г., а официальной датой возникновения города считают 1642 г.
А название «Ахтырка» ученые привязывают к тюркскому слову «ak-tura», что в переводе значит «белая крепость», или к слову «ak-rir» - «белая скала». Кроме того, казаки-переселенцы поселились на речке Ахтырка возле горы Актыр, от которых унаследовал название и сам город. Но ахтырчанам так хотелось примазаться к славе великодержавной матушки, что на эти факты мало кто обращал внимание. И они упрямо верят в другую легенду.

Дескать, карета Екатерины II как-то ехала по мосту через речку Ворскла, императрица рассматривала покрытие моста и заметила дырку. «Ах, дырка!» - закричала Екатерина. С тех пор и стали город называть Ахтыркой, заменив для благозвучия «д» на «т».

А вот легенда о происхождении названия озера Зеленого в той же Ахтырке.
Как-то весной Екатерина II проводила военную реформу - из казаков делала бравых гусар. Дошла очередь и до Ахтырского казацкого полка, которому суждено было стать гусарским. Кстати, в нем в свое время проходили службу Михаил ЛЕРМОНТОВ и Денис ДАВЫДОВ. Накануне Пасхи казаки получили новенькие гусарские мундиры зеленого цвета и с гордо поднятыми головами шествовали на пасхальную службу.

По окончании молебна ахтырчане по христианскому обычаю стали трижды целоваться друг с другом - христосоваться. Чего не делали в ответ все гусары. Горожанам такое поведение еще вчерашних казаков очень не понравилось. И как результат - зеленые мундиры с трупами хозяев в тот же день лежали на дне озера. Говорят, чистое озеро стало Зеленым.

Беспутный Путивль


Выходя из поезда на железнодорожной станции Путивль, пассажиры оказываются в Бурыни. До славного города Ярославны и князя Игоря еще целых 20 км!
Географическое несоответствие объясняет легенда местного происхождения.
Говорят, в бытность царя Александра II в 1867 г. было спланировано и лично государем утверждено строительство крупного железнодорожного пути от Курска до Киева. Государь боялся отстать от Европы и не жалел денег на железную дорогу.
Согласно проекту, полотно должно было пройти вдоль Московско-Киевского тракта, а значит, через Глухов, Кролевец и Батурин. Но возле Батурина на пути у железной дороги была пасека известного пчеловода Петра ПРОКОПОВИЧА, который изобрел способ отбора меда без уничтожения пчелиной семьи. Пчеловод узнал, что ради железной дороги его пасеку придется снести, и забеспокоился. Его влияния хватило, чтобы строительство линии перенаправили к станции Ворожба.

Но этим решилась проблема только пчеловода, а строители получили новую головную боль. На пути дороги возле городка Путивль возник Сейм, который был гораздо шире нынешнего. Значит, требуется строительство капитального моста - следовательно, и больше средств. Подрядчики были в ужасе. Ведь деньги изрядно пропивались и оседали в частных карманах. А купцы г. Путивля не хотели пускать «дракона» через свой городок и дали взятку строителям. Неизвестный проектировщик предложил проложить дорогу через с. Бурынь, а на станции повесить вывеску Путивль.
Строительство железной дороги Курск-Киев было завершено в 1868 г., и вот уже 140 лет «неграмотные» путешественники удивляются несоответствию пункта назначения купленному билету.

Последняя крепость самозванца


Путивль известен в мировой истории тем, что в XVII в. его жители поддержали бунт против Бориса Годунова.
В мае 1605 г. после скоропостижной смерти Бориса ГОДУНОВА на престол Московии взошел царь, известный в истории как Лжедмитрий I. Жена Ивана ГРОЗНОГО признала в «царевиче» своего сына Дмитрия. А московский патриарх увенчал его голову царской короной. Это было смутное время в истории России. До сих пор русские историки считают, что восхождение на престол царя-самозванца осуществилось благодаря поддержке Левобережной Украины. В частности, жителей небольшого городка Путивль.

В начале 1605 г. Путивль на некоторое время стал многолюдным и шумным. Здесь после поражения под селом Добрыничи отсиживался бунтарь-самозванец, провозгласивший себя сыном Ивана Грозного. Сюда стекались повстанцы из Слободской Украины, русские крестьяне и белорусская шляхта.

Лжедмитрий был также известен как монах Григорий и Богдан ОТРЕПЬЕВ. Как и киевлянам, жителям Путивля Лжедмитрий обещал на 10 лет освободить их от уплаты всех налогов. Он собирался вернуть Юрьев день, в который крестьянин мог поменять боярина. Также обещал раз в году на лобном месте принимать народ с жалобами.
Это была уже третья попытка «царевича» выступить с походом на Москву, которая закончилась поражением разношерстного войска Лжедмитрия, наполовину состоявшего из украинских казаков. Он чудом сбежал в Рыльск, а оттуда в Путивль. Если бы не смерть Бориса ГОДУНОВА в апреле 1605 г., то, возможно, не видать Лжедмитрию престола. А населению Моравска, Чернигова и Путивля, поддержавшему самозванца, пришлось бы отвечать перед Москвой за поддержку бунтаря.

Говорят, в Путивле Лжедмитрий скрывался в Молчанском монастыре. Сегодня экскурсоводы показывают туристам башенку храма, в которой самозванный сын Ивана Грозного писал письма в поисках новых покровителей для похода на белокаменную. А монахи Молчанского монастыря якобы получали секретные письма от Бориса Годунова с предложением убить самозванца. Но посланники-шпионы были сами убиты приверженцами Лжедмитрия.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.